Музыка
#статьи

«Видели ночь, гуляли всю ночь»: зачем нужны каверы

Слушать любимые треки по сто раз на повторе — это ещё цветочки: их можно ещё и бесконечно перепевать.

Иллюстрация: The Beatles / Michael Jackson / Frank Sinatra / Bill Withers / YouTube / Colowgee для Skillbox Media

Песня «Видели ночь» молдавской рок-группы Zdob și Zdub, записанная в 2000 году, моментально стала хитом: её бесконечно крутили по радио, она целый год удерживала первые места в хит-парадах, а если открыть окно где‑нибудь в центре города летней ночью, непременно можно было услышать, как какая-нибудь весёлая компания распевает «…гуляли всю ночь до утра-а-а!», возвращаясь домой.

Как признавался басист группы Михай Гынку, «Эта песня изменила нас — мы очень быстро смогли перейти на новый уровень, превратившись из андерграундных молдавских артистов в востребованных на всех известных мировых сценах в музыкальной индустрии». При этом оригинал песни принадлежит группе «Кино», а версия Zdob și Zdub — кавер, записанный для трибьют-альбома «КИНОпробы».

Каверы действительно порой становятся гораздо популярнее оригинала. Например, драматический хит I Will Always Love You Уитни Хьюстон — перепевка нежной лирической композиции Долли Партон, о которой сегодня помнят только завзятые меломаны.

Но почему так происходит? Зачем артисты снова и снова исполняют версии одних и тех же песен, а мы охотно их слушаем?

В этом материале расскажем:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки ?

Что такое кавер

Кавер — это новая версия уже известной песни, которую исполняет другой артист. Обычно каверы сохраняют оригинальную мелодию, но могут отличаться аранжировкой, жанром, вокальным исполнением.

Например, когда группа Nirvana исполнила трек The Man Who Sold the World, на самом деле она сыграла песню Дэвида Боуи. Каверы могут записать не только известные исполнители. Когда на городском фестивале местная группа поёт «Кукушку» или когда музыканты-любители публикуют в соцсетях перепевку Бритни Спирс в жанре метал, это тоже каверы.

Кавер, ремикс, ремейк, трибьют: в чём разница

Иногда понятие «кавер» путают с другими музыкальными терминами. Все они заимствованы из английского языка и обозначают переделку уже изданной песни, поэтому в них легко запутаться.

Ремикс — это новая версия песни, которую создали, изменив оригинальную запись. Например, рэп-исполнитель Method Man выпустил трек Release Yo' Delf, а коллектив The Prodigy создал ремикс на его основе. Ремиксы часто делают для клубной музыки, чтобы добавить в оригинальную песню танцевального драйва.

Если происходит не частичное, а полное переосмысление композиции, значит, речь о ремейке. Иногда исполнители меняют музыку или добавляют новый текст — например, чтобы адаптировать песню к современным тенденциям. Перезапись может сделать не только оригинальный автор, но и другой артист. Так группа Falling in Reverse сделала ремейк трека Last Resort — его выпустила рок-группа Papa Roach в 2000 году.

Изначальная версия звучит по-тинейджерски дерзко: легко представить, как под неё отрываются школьники из нулевых. Темы самоубийства и селфхарма поданы с вызовом: трек Last Resort — образец альт-рока из нулевых, где кричать о своей боли — форма панковского протеста. Исполнители словно говорят: «Посмотри, как мне плохо. Это ты довело меня, поганое общество!» Такая форма выражения злости может звучать незрело и инфантильно, но находит отклик среди тех, у кого накопилось много подавленного гнева и для кого музыка становится единственным способом выплеснуть свои чувства.

Ремейк группы Falling in Reverse полностью переосмыслил песню Papa Roach. На месте речитатива появился вокал, а агрессивная и задорная аранжировка превратилась в эпичную и меланхоличную. Этим ремейком Falling in Reverse вернула треку зрелость, которой не было в оригинале. Текст о самоубийстве перестал звучать вызывающе и вместо этого приобрёл трагичную тяжесть, которая сегодня сопровождает темы душевного нездоровья.

Наконец, последнее иностранное слово — трибьют. Так называют переосмысление композиции, которое создано в знак уважения к оригинальному автору. Например, трибьют-альбом «КИНОпробы» записан, чтобы почтить память Виктора Цоя.

В проекте приняли участие известные в России исполнители: группы «Мумий Тролль», «Аквариум» (фронтмен и лидер группы Борис Гребенщиков объявлен иностранным агентом), «Король и Шут», Юлия Чичерина, Земфира (объявлена в России иностранным агентом), Вячеслав Бутусов. Они записали популярные песни Виктора Цоя: «Звезда по имени Солнце», «Кукушка», «Мама-анархия», «Алюминиевые огурцы».

Строго говоря, из всех этих сущностей только трибьют можно считать полноценным кавером, а вот ремейк и ремикс им не являются.

Какие артисты составляют репертуар исключительно из каверов

Существует три типа артистов, которые исполняют преимущественно каверы: трибьют-артисты, кавер-группы и ревайвалисты.

Трибьют-артисты воссоздают музыку конкретного исполнителя или группы. Например, Iron Maidens — полностью женский коллектив, который перепевает песни Iron Maiden. Обычно трибьют-артисты выступают с репертуаром исполнителей, которые уже завершили карьеру и не исполняют песни вживую.

Чаще всего трибьют-группы пытаются как можно точнее воссоздать музыку кумиров, но некоторые, наоборот, вносят свою изюминку. Например, Dread Zeppelin исполняет песни группы Led Zeppelin в стиле регги. А Beatallica создаёт миксы из песен Beatles и Metallica в жанре хеви-метал.

Кавер-группы обычно приглашают в бары, на круизные лайнеры, на свадьбы, семейные праздники и корпоративы, — в общем, на любые мероприятия, где хочется послушать знакомые хиты в живом исполнении, а на гонорар оригинального артиста денег не хватает. К тому же кавер-группы процветают в маленьких городах: для местных жителей их выступление — зачастую единственный способ услышать любимые песни вживую.

Фото: Scott Heaney / Shutterstock

Третий тип — это артисты и группы, которые хотят возродить целый жанр, поэтому тщательно изучают его и пытаются воссоздать в своих выступлениях. В русском языке этот феномен названия ещё не получил, но по-английски он называется revivalists — в переводе буквально «возрожденцы».

В отличие от трибьют- и кавер-артистов, ревайвалисты не полагаются на ностальгию и не ищут аудиторию, уже знакомую с репертуаром. Наоборот: они хотят показать слушателям малоизвестную музыку. Например, в 1969 году появилась группа Sha Na Na, которая пыталась возродить жанр ду-воп. Так называется музыкальный стиль из пятидесятых, в рамках которого артисты работают в первую очередь с вокальным многоголосием, а инструменты используют минимально. В таких группах может быть больше пяти солистов, и их голоса в композиции не затихают ни на секунду.

Когда появились и как развивались каверы

До 1950-х годов главной музыкальной формой в Америке были живые выступления. Никто не охотился за конкретным исполнением конкретного артиста — напротив, публика хотела слушать знакомые песни, и людям было всё равно, кто их исполняет. В то время у любой композиции был некий золотой стандарт исполнения, и артисты старались петь и играть максимально похожим на него образом.

Когда появилось радио, парадигма начала меняться. Индустрия стала переходить на записи, и тогда музыкальные лейблы осознали: записывать копии уже популярных песен очень выгодно. В 1955 году на радио раскрутилась песня Tutti Frutti, и слушатели ринулись в магазины пластинок. Вот только полки там были уставлены не оригинальными записями, а копиями: лейблы стремились как можно быстрее слепить похожую версию и распространить её, чтобы публика покупала именно их продукт.

Тогда и появилось слово «кавер» — от английского coverage (охват). Лейблы стремились перетянуть одеяло на себя и забрать продажи у оригинала, особенно если песню выпустил маленький независимый лейбл. По тому же принципу кавер-артисты сегодня стремятся поскорее выучить популярные песни на случай, если публика попросит их исполнить: чем шире репертуар, тем большую часть рынка удастся охватить.

К тому же не каждая песня становилась популярной в оригинальной версии. В те времена в Америке было много ограничений для темнокожих: свои остановки транспорта, отдельные места в барах. То же касалось и музыки: композиции чернокожих американцев не могли попасть в ротацию «белых» радиостанций. Поэтому белые артисты часто копировали песни темнокожих исполнителей и раскручивались за их счёт.

Термин «кавер» приобрёл современное значение в конце пятидесятых. Первым кавер-артистом считают Элвиса Пресли: он не создавал свои песни и не перезаписывал популярные хиты, а находил композиции, которые уже утратили актуальность. Другими словами, Элвис возвращал песни афроамериканцев в центр внимания, вместо того чтобы отнимать у них охват. К тому же он открыто позиционировал себя как белый музыкант, который исполняет музыку темнокожих американцев. А вот его предшественники перепевали песни чёрных артистов без упоминания об их происхождении.

В шестидесятые писать каверы начали артисты из Европы. В те времена европейский рынок заполонили хиты из Америки и Великобритании, и достаточно было перевести песню на родной язык, чтобы она «выстрелила». Но к семидесятым языковой барьер растворился: аудитории разонравились адаптации, и она стала требовать оригинальных англоязычных версий.

Похожий процесс происходил и в СССР: в семидесятые из-за железного занавеса начала просачиваться западная музыка, и её часто переводили для советского слушателя. Например, композиция One Way Ticket превратилась в шлягер «Синий иней». Только отторжение к плагиату возникло гораздо позже, чем в Европе, — уже после распада Советского Союза. Примерно в то же время на постсоветское пространство пришёл термин «кавер».

Всё чаще звучали неодобрительные возгласы в адрес песен, копирующих оригинал. Журналы пророчили, что эта практика вот-вот канет в Лету. Однако, когда индустрия начала переходить от записи синглов к выпуску целых альбомов, каверы снова пережили вспышку популярности.

Если артист выпускал песню в составе альбома, другие исполнители могли перезаписать её и издать в качестве сингла. Так и поступил Элвис Пресли в 1961 году: взял песню His Latest Flame из альбома американского музыканта Дела Шеннона и выпустил свою версию всего через две недели. Сингл Элвиса занял четвёртое место в рейтинге Billboard Hot 100.

И всё же перемены было не остановить. Постепенно слушатели отвернулись от плагиата. Авторское право тоже развивалось: недобросовестных подражателей могли засудить злые лейблы. На передний план вышли оригинальные композиции — или, по крайней мере, композиции, записанные с уважением к авторам.

Сегодня кавер — это не столько способ заработать, сколько инструмент творческой экспрессии и маркетинга. Новые артисты записывают перепевки хитов, чтобы раскрутиться. Это привлекает больше слушателей к их оригинальному контенту, особенно на платформах вроде YouTube и Spotify, где люди ищут уже знакомые треки.

Например, вокалист Александр Шиколай начинал с того, что выкладывал на видеохостинги гроул-каверы известных песен. Его творчество привлекло поклонников и музыкантов со всего мира — так он создал группу Slaughter to Prevail. Сегодня она лидирует в жанре деткора и собирает стадионы в Америке.

Зачем нужны переделки знакомых песен

Несколько причин мы уже назвали: одна из них — ностальгия. Для исполнителя кавера это способ прикоснуться к творчеству кумира, а для слушателя — погрузиться в тёплые чувства и связанные с ней воспоминания.

Другая причина — популяризация старой музыки. Каверы помогают вспомнить шедевры прошлого или показать их новой аудитории. Например, российская группа Cream Soda делала стильные электронные каверы на песни из нулевых и так приобщала к ним молодёжь.

Также каверы предлагают новый взгляд на уже знакомую музыку: добавляют оригиналу больше эмоций, делают его насыщеннее, раскрывают с новых сторон. Так, белорусская певица Palina перепела хит «Позови меня с собой» — песню написала композитор Татьяна Снежина, но известной она стала после того, как композицию исполнила Алла Пугачёва. В комментариях к каверу многие признаются: лишь в этом исполнении они смогли прочувствовать красоту и нежность оригинального текста.

Пример «Позови меня с собой» ярко показывает: каждый артист привносит в кавер свою индивидуальность. Один и тот же трек может звучать совершенно по-разному в зависимости от того, кто его исполняет. Поэтому каверы — это ещё и инструмент творческого самовыражения.

Они помогают начинающим музыкантам привлечь аудиторию и показать своё звучание, жанр и стиль. Ведь кавер записать проще, чем сразу сочинять свою музыку. Каверы дали старт музыкальной карьере многих ныне известных артистов, от Александра Шиколая до Джастина Бибера.

Но раскрутка новых талантов — не единственное, что обогащает музыкальную индустрию новыми звучаниями и смыслами. Некоторые каверы способствуют сохранению народной музыки. Перепевки этнических песен помогают сберечь культурное наследие и популяризировать его. Например, у фолк-певицы Пелагеи есть дуэт с Горшком из «Короля и Шута» — они исполнили русскую народную песню «Ой при лужку».

Бывает и наоборот: хиты из других жанров переделывают в этническом стиле. Так, польская фолк-группа Tulia перепела трек «Enjoy The Silence» Depeche Mode:

Какие песни стали самым популярным материалом для каверов

В кино пересъёмки вечной классики редко могут сравниться с оригиналом. Но в музыке дела обстоят иначе: если Битлы хорошо исполнили песню, это не значит, что версии Джоан Баэз или Элвиса Пресли заранее обречены. Мы нашли десять песен, которые перепевают чаще всего.

The Beatles — Yesterday

Песня Yesterday, изданная в 1965 году, стала настоящей музыкальной легендой. Её автор Пол Маккартни утверждал, что мелодия пришла к нему во сне. Поначалу он даже опасался, что мог услышать её у другого артиста, а затем забыть об этом.

В 1999 году служба BBC назвала Yesterday лучшей песней XX столетия. Неудивительно: в том году было зарегистрировано более 7 миллионов трансляций трека на американском радио и телевидении.

Композицию перепели более 2500 раз — в числе исполнителей Джоан Баэз, Либераче, Фрэнк Синатра, Элвис Пресли и даже Даффи Дак.

The Rolling Stones — (I Can’t Get No) Satisfaction

(I Can’t Get No) Satisfaction — культовая песня группы The Rolling Stones, которую написали Мик Джаггер и Кит Ричардс. Трек выпустили в мае 1965 года, и он быстро завоевал популярность, оказавшись на вершине чарта Billboard Hot 100.

Эта композиция заняла второе место в списке лучших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone, а также возглавила рейтинг канала VH1. Узнаваемая мелодия стала неотъемлемой частью поп-культуры, появилась в известных фильмах и промороликах: от классического боевика «Без компромиссов» со Шварценеггером до рекламы шоколадных батончиков «Сникерс».

Песню переделывали самые разные исполнители, включая Джими Хендрикса, Devo и Vanilla Ice. Кроме того, её в 2000 году перепела Бритни Спирс на церемонии вручения MTV Video Music Awards.

Elvis Presley — Love Me Tender

Эта песня стала хитом задолго до Элвиса. Популярность пришла к ней во время Гражданской войны в США — тогда эта песня была известна под названием Aura Lee. На её основе Элвис написал композицию Love Me Tender для саундтрека своего дебютного фильма.

Он впервые исполнил её на шоу Эда Салливана 9 сентября 1956 года. Выступление вызвало небывалый интерес, и на следующий день лейбл получил около миллиона предварительных заказов на сингл. Из-за ажиотажа кинокомпания, которая выпускала фильм, сменила его название на «Люби меня нежно» — так дословно переводится название хита.

Песня заняла первое место в хит-параде США, где оставалась на вершине в течение пяти недель. Её начали постоянно перепевать другие музыканты: от Джули Эндрюс и Джонни Кэша до Джима Моррисона и Фрэнка Синатры.

Michael Jackson — Billie Jean

Когда в 1983 году вышла песня Billie Jean, она стала первым в истории треком, занявшим первое место одновременно в четырёх поп-чартах. Популярность композиции принесли цепляющая басовая партия и уникальные вокальные приёмы. Песня основана на личных переживаниях Джексона: она подробно рисует паранойю, которая возникла у него из-за давления со стороны преданных поклонниц.

Клип на Billie Jean впервые показали на телеканале MTV 2 марта 1983 года. Это был настоящий прорыв: до Майкла Джексона в прайм-тайме телеканала ещё ни разу не транслировали видео с чернокожими исполнителями.

Успех Billie Jean был ошеломительным: она возглавила чарты, стала одним из самых продаваемых синглов года и принесла Джексону несколько наград «Грэмми». Сегодня существует не меньше 143 записанных каверов, в том числе кавер для фильма «Элвин и бурундуки».

Frank Sinatra — My Way

My Way — одна из самых известных эстрадных песен середины XX века. Её написали французские композиторы Жак Рево и Клод Франсуа, а англоязычный текст создал автор-исполнитель Пол Анка специально для Фрэнка Синатры.

Артист записал её 30 декабря 1968 года. Вскоре песня заняла высокие позиции в музыкальных чартах США и Великобритании. Текст отражает глубокую рефлексию над жизнью: рассказчик подводит итоги своего пути и отмечает, что, несмотря на ошибки и трудности, он всегда поступал по своему усмотрению. Поэтому My Way часто включают на похоронах, чтобы отдать дань усопшему — в первую очередь его индивидуализму и смелости.

Существует по меньшей мере 152 кавер-версии этой песни. Кстати, одна из них принадлежит актёру Гэри Олдману, который сыграл роль Сида Вишеса в фильме «Сид и Нэнси». В СССР её исполняли Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон.

Simon & Garfunkel — Bridge Over Troubled Water

Знаменитая песня американского дуэта Simon & Garfunkel вышла в январе 1970 года как часть их пятого студийного альбома. Композиция стала настолько успешной, что поднялась на 1-е место чарта Billboard Hot 100. В 2004 году и позже в 2011 году журнал Rolling Stone признал её одной из величайших в истории музыки — в рейтингах она заняла соответственно 47-е и 48-е места.

Согласно данным Secondhand Songs, существует около 600 версий баллады. Уже через несколько недель после релиза песню перепели Джонни Мэтис и Стиви Уандер. А в 2017 году была записана благотворительная версия трека в поддержку жертв пожара лондонском здании в Grenfell Tower — в проекте участвовали около 50 музыкантов, в том числе Робби Уильямс и Stormzy.

Bill Withers — Ain’t No Sunshine

Ain’t No Sunshine — песня американского певца и музыканта Билла Уизерса, выпущенная в 1971 году. Он написал её, когда работал авиамехаником, и она стала его билетом в музыкальную индустрию.

Трек занял третье место в Billboard Hot 100 и шестое в чарте ритм-н-блюзовых синглов. В том же году Майкл Джексон выпустил свою кавер-версию на дебютном сольном альбоме Got to Be There. Кроме того, существуют каверы в исполнении Пола Маккартни, Адама Левина и DMX.

Leonard Cohen — Hallelujah

С момента релиза в 1984 году эту песню исполнили более 300 артистов, включая Джастина Тимберлейка, Бон Джови, Сьюзен Бойл и Pentatonix. В 2008 году она снова прозвучала на ТВ: её спела победительница британской версии шоу «Голос» Александра Берк. Исполнение Берк скачали 105 тысяч раз за первый же день, установив новый рекорд в Европе. С тех пор «Аллилуйя» вошла в репертуар всех песенных телешоу. Даже сам Леонард Коэн говорил: «Думаю, это хорошая песня. Но её слишком уж часто поют».

Cyndi Lauper — Time After Time

Time After Time — песня американской певицы Синди Лопер из её дебютного альбома She’s So Unusual, выпущенная в 1984 году. Трек стал международным хитом, занял первое место в чартах Канады и США, а также третье место в Великобритании и шестое в Австралии.

Композицию высоко оценили музыкальные критики — её даже номинировали на премию «Грэмми». Существует больше 270 версий ей исполнения, в том числе исполнение джазового трубача Майлза Дэвиса, групп U96 и Novaspace.

Johnny Cash — I Walk the Line

I Walk the Line — знаковая песня американского кантри-музыканта Джонни Кэша, выпущенная в 1956 году. Она стала прорывом в карьере Кэша, заняв первое место в хит-параде Billboard Hot Country Songs, где оставалась на протяжении 43 недель.

Композиция насчитывает более 200 каверов. Её исполняли Долли Партон, Холзи, французский диджей Лорен Вульф, а также актёр Хоакин Феникс, сыгравший Джонни Кэша в фильме «Переступить черту».

В какой диджитал-профессии вы добьётесь успеха?

👩‍💻 Разработка, дизайн, маркетинг или менеджмент? Пройдите бесплатный курс и узнайте ответ.

Узнать →
Задумывались о новой профессии, но не знаете, с чего начать?
Узнайте, что подойдёт вам: IT, дизайн, геймдев, менеджмент или маркетинг. Пройдите бесплатную профориентацию.
Бесплатный курс →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована