Как превратить провал в пиар: история успеха Фёдора Шаляпина
Спал на клавесине, сбежал со сцены, пел Сусанина, Грозного и Годунова.
 
 
Фёдор Шаляпин рос в простой крестьянской семье. Отец его любил выпить, частенько поколачивал жену, детям тоже доставалось. Семья голодала, и с ранних лет мальчик вынужден был работать, чтобы добыть средства к пропитанию. Душа его стремилась к театру и к музыке, но стоило однажды Фёдору заикнуться, что его приняли в труппу, как папаша отвесил ему увесистых подзатыльников и разорвал ноты в клочья. И всё же из бедного неумехи-подмастерья Шаляпину удалось стать мировой звездой оперной сцены.
Музыковед Оксана Чечина, изучив мемуары великого баса, рассказывает:
- как родители запрещали ему заниматься музыкой;
- как он впервые попал в театр;
- как сбежал со сцены, испугавшись публики;
- как случайно получил главную роль, заменив капризного солиста;
- как снискал популярность, упав на сцене вверх тормашками;
- как попал в театр Саввы Мамонтова;
- как умирал на сцене Иваном Сусаниным, рычал в роли Ивана Грозного и шокировал публику своим Мефистофелем.
Детство
Фёдор Шаляпин родился в 1873 году в Казани, там же прошло его детство. Семья жила очень бедно, так как своё жалование писаря отец, Иван Яковлевич, часто пропивал. Будущего певца он в сердцах называл «Скважина» и часто избивал за провинности. После одного из таких случаев Фёдор в отчаянии убежал к озеру и там запел, выражая в музыкальных звуках всю глубину своих чувств.
Его всегда тянуло к музыке, но все его стремления неизменно встречали препятствия. В мемуарах «Страницы из моей жизни» Шаляпин вспоминает, как в детстве ему повезло выиграть в лотерее клавесин. Однако родители закрыли инструмент на ключ и не давали играть на нём, несмотря на слёзные мольбы.
Обычно Фёдор спал на полу, но, когда заболел, ему разрешили спать на этом клавесине. И он воображал, что таким способом может научиться играть такую же небесную музыку, как играла соседская девочка. Но родители нашли подходящего покупателя, и клавесин был продан за 25–30 рублей.
Когда ему было лет восемь, Фёдор повстречал на улице паяца Яшку (Якова Мамонова). Яшка так впечатлил его своей яркостью и игрой, что маленький Шаляпин решил, будто жизнь людей театра — непрерывный праздник. И захотел тоже стать артистом.
 
			Фото: А. А. Рончевский / Wikimedia Commnons
Вскоре семья переехала в Суконную слободу, именно там Фёдор Шаляпин познакомился с музыкальной грамотой. Читать он умел, его научил соседский мальчик, а вот нот не знал. Услышав пение церковных певчих, Фёдор набрался смелости и попросился в хор. Регент Щербинин объяснил мальчику нотную грамоту, и тот схватил её моментально, так что быстро смог петь по нотам. Так началась карьера Шаляпина как профессионального музыканта. Пение в хоре стало и его заработком, и его музыкальной школой.
Родители не разделяли увлечений сына и постоянно пытались дать ему «нормальную профессию», отдавая то в частную школу Ведерниковой, то в обучение к сапожнику и токарю. Однако из школы его выгнали за поцелуи втихаря с соседкой по парте, а ремесленное дело Фёдору не удавалось, за что его регулярно поколачивали и держали в чёрном теле.
Вот как вспоминает Шаляпин один из эпизодов своего обучения у токаря:
 
					
 
					
«Кормил хозяин скверно. Работа была тяжёлая, не по силам мне. Хозяин часто брал меня с собою на рынок, где он покупал берёзовые длинные жерди, вершков двух или трёх толщиною. Эти жерди я должен был тащить домой. Повторяю, я был худ. У меня везде торчали кости. И мне было всего десять лет от роду».
Фёдор Шаляпин, «Страницы из моей жизни»
В это же время дети в семье Шаляпиных заболели скарлатиной, и выжить удалось только одному Фёдору. Сказались и трудные условия голодной жизни, и отсутствие должного ухода.
В 1883 году Фёдор поступил в 6-е городское училище, где познакомился с учителем Башмаковым, любителем хорового пения и игры на скрипке. Мальчик уговорил отца купить ему скрипку и легко освоил первую позицию. А вот дальше дело не двинулось, так как сам он не понимал технику, а учителя играли ещё хуже.
Когда Шаляпину было 12 лет, знакомый пригласил его за компанию в театр на спектакль «Русская свадьба» — у него оставался лишний билетик. Зрелище потрясло мальчика до глубины души. Даже когда занавес закрылся, он продолжал стоять на месте, погружённый в свои ощущения. Когда свет в зале потух, а руки и ноги затекли — только тогда он вышел на улицу. С тех пор заработанные пением в церкви деньги он тратил на билеты в драму и оперу.
Дебют
После того случая Фёдор Шаляпин серьёзно увлёкся театром. Уже не довольствуясь ролью зрителя, он представлял себя на сцене, в свете софитов. И распевал в жизни обычные фразы, чем вызывал недоумение окружающих.
 
					
 
					
«…Отец говорит мне:
— Федька, квасу!
А я ему в ответ дискантом на высоких нотах:
— Сей-час несу-у!
— Ты чего орёшь? — спрашивает он.
Или — пою:
— Папаша, вставай чай пи-ить!
Он таращит на меня глаза и говорит матери:
— Видала? Вот до чего они, театры, доводят».
Фёдор Шаляпин, «Страницы из моей жизни»
Его самой заветной мечтой стало оказаться на сцене, исполнить любую, пусть самую незначительную роль. Именно в такой роли — статиста на спектакле — он вышел на сцену в первый раз. Для роли чернокожего лицо ему намазали жжёной пробкой, и её оказалось очень сложно отмыть. Скрыть от отца выступление не удалось, и, конечно, дебютанта жестоко выпороли.
Однако ничто не могло победить его тягу к сцене. В центре Казани, в Панаевском саду, регулярно проходили спектакли. Шаляпин мечтал принять в них участие, и вот ему повезло: знакомый попросил режиссёра дать роль перспективному юноше. Так Шаляпин получил свою первую драматическую роль — жандарма в пьесе «Жандарм Роже». Этот спектакль превратился для него грандиозный провал.
 
					
 
					
«Настал спектакль. <…> Помню, отворили дверь в кулисы и вытолкнули меня на сцену. Я отлично понимал, что мне нужно ходить, говорить, жить. Но я оказался совершенно неспособен к этому. Ноги мои вросли в половицы сцены, руки прилипли к бокам, а язык распух, заполнив весь рот, и одеревенел. Я не мог сказать ни слова, не мог пошевелить пальцем. <…>
Опустили занавес, а я всё стоял недвижимо, точно каменный, до поры, пока режиссёр, белый от гнева, сухой и длинный, не начал бить меня, срывая с моего тела костюм жандарма. Клеёнчатые ботфорты снялись сами собою с моих ног, и, наконец, в одном белье, я был выгнан в сад, а через минуту вслед мне полетел мой пиджак и всё остальное. Я ушёл в глухой угол сада, оделся там, перелез через забор и пошёл куда-то. Я плакал».
Фёдор Шаляпин, «Страницы из моей жизни»
В то время Шаляпину исполнилось всего лишь 15 лет. Неудачное выступление глубоко потрясло будущего великого артиста, два дня он скитался, был уволен со службы. Сломало ли его это событие? Нет, он устроился в судебную палату писцом и продолжал мечтать о сцене. Даже несмотря на то, что петь он в то время не мог: у него ломался голос.
Популярность
Когда Шаляпину минуло 17 лет, в его жизни снова сыграл судьбоносную роль Панаевский сад в Казани. Именно там проходил отбор в хор уфимской опереточной труппы под руководством Семёнова-Самарского. К тому времени Фёдор повзрослел, его голос его стал низким. На отборе он рекомендовал себя как «первый бас».
Даже приятели относились скептически к его уверенности в том, что его ждёт успех. Но Шаляпин был убеждён, что через два года будет петь Демона. Так и произошло, только пел он не Демона, а Мефистофеля.
Начав работать простым хористом, Шаляпин неожиданно получил главную роль стольника в опере «Галька» Станислава Монюшко. Ему предложили заменить солиста Сценариуса, отказавшегося петь на премьере, и выучить партию за сутки.
Сценариуса в театре не любили, так как пел он фальшиво и постоянно делал гадости другим. Он репетировал «Гальку», не попадая в ритм и ноты. А накануне премьеры заявил, что вообще не будет петь, поскольку контракт у него подписан на оперетты, но не на оперы. Заменить его было некем, вот и предложили хористу Шаляпину.
Шаляпин пел прекрасно, хотя, помня о своём первом театральном провале, в процессе подготовки к спектаклю малодушно помышлял сбежать в Казань. Не всё прошло гладко, ведь боязнь сцены его ещё не покинула. Всю свою партию он пел, глядя только на дирижёра и не обращая внимания на других героев, находящихся на сцене.
Не обошлось это выступление и без курьёза. Один из хористов решил подшутить над басом и отодвинул кресло в тот момент, когда Шаляпин должен был сесть в него. Тот нелепо упал на сцене пятками вверх, чем вызвал оглушительный хохот в зале. Однако артист сохранил самообладание, поставил кресло на место и продолжил своё выступление. Пел, однако, дальше без вдохновения, чувствуя себя бездарным.
Хотя Шаляпин достойно вышел из этой неприятной ситуации, с того момента у него появился «пунктик»: он всегда проверял, в порядке ли кресла и стулья на сцене.
И всё же этот забавный случай привлёк к нему внимание и немало способствовал его успеху. Второго провала не случилось, наоборот — с этих пор популярность Шаляпина начала набирать обороты. Артист обнаружил, что публика комической оперы одинаково громко аплодирует его пению и его падению.
 
			Фото: public domain / Союз фотохудожников России
Столицы
К концу сезона 20-летний Шаляпин стал получать приличное жалованье и обзавёлся в Уфе поклонниками, которые предлагали собрать денег, чтобы отправить его учиться в Москву или Петербург. Он стал петь главные роли, совладал со страхом сцены и наконец-то мог реализовать своё видение персонажа и свои великолепные актёрские способности.
В это же время судьба столкнула Шаляпина с оперным певцом Дмитрием Усатовым, который взялся учить его бесплатно. Усатов сыграл в жизни Фёдора огромную роль. Он не только посвящал его в превратности искусства, но и учил простым жизненным вещам: как вести себя за столом, как одеваться. Усатов даже подарил юноше фрак, в котором можно было выступать на сцене. И конечно, рассказывал о вокальной технике, помогал почувствовать характер исполняемых произведений, формировал музыкальный вкус.
Педагогическим кредо Усатова Шаляпин считал сочетание техники пения с пониманием музыкального искусства. И, переняв этот подход, назвал одну из своих книг «Маска и душа».
Маска в данном случае — это особый приём в вокале, ощущение резонанса в области лица, которое позволяет сделать голос громким, ярким, выразительным. А душа — это то самое эмоциональное содержание классической музыки, которое помогает человеку подняться над обыденной жизнью, её страданиями и трудностями.
Благодаря покровительству Усатова молодой певец выступал в любительском кружке, а затем был принят в оперу Любимова и Форкатти. Через год он решился покорять Москву. Потерпев неудачу, перебрался в Петербург: сначала служил в театре «Аркадия», затем получил приглашение от дирекции Императорских театров.
В 1895 году, исполнив роль Мефистофеля в опере «Фауст», Шаляпин стал главным басом знаменитого Мариинского театра. Это был уже совсем другой уровень в сравнении с провинциальными частными театрами. Однако настоящий успех пришёл гораздо позже. В тот сезон ему не давали больших ролей, относились свысока и пренебрежительно.
За весь сезон он спел только одну ведущую партию — Мельника в «Русалке» Даргомыжского. Публика ему рукоплескала и вызывала на бис, а коллеги сделали вид, что ничего не произошло. Но снова его судьбу решил случай.
 
			Фото: Максим Дмитриев / Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области
После окончания театрального сезона знакомый баритон Соколов пригласил Шаляпина провести лето в Нижнем Новгороде, где проходила всероссийская выставка русского искусства. Там же открывался новый театр с труппой госпожи Винтер. Новое здание и приветливые люди, участие в труппе театра его кумира, оперного певца и педагога Алексея Круглова, — всё это вдохновило Шаляпина.
В Новгороде артист познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым, который занимался продвижением русского художественного и музыкального искусства, устраивал выставки и спектакли. Разглядев незаурядный талант, Мамонтов пригласил Шаляпина в свой Московский театр, предложив ему условия, которые покрывали даже неустойку в 3500 рублей за уход из Императорского театра.
Шаляпин сомневался, но меценат нашёл путь к его сердцу. Будучи в Новгороде, Фёдор не на шутку увлёкся итальянской балериной Торнаги. Именно её и отправили в Петербург уговорить Шаляпина перейти в труппу Мамонтова в Москве. Переговоры успехом не увенчались, решение о переезде Шаляпин принял позже, однако впоследствии они с Иолой Торнаги стали мужем и женой.
 
			Фото: М. П. Дмитриев / Wikimedia Commons
Роли
Именно в театре Саввы Мамонтова талант Шаляпина раскрылся в полной мере. Свои выступления он начал с русской классики — оперы «Иван Сусанин» Михаила Глинки. Первые спектакли проходили в полупустом зале, но получили благожелательные отзывы критиков. А благодаря таланту Шаляпина с каждым спектаклем публики становилось всё больше и больше. Неудивительно: певец тонко переосмыслил роль, превратив Сусанина из патетического героя-страдальца в простого крестьянина.
Сюжет оперы «Иван Сусанин»
Действие происходит в 1613 году, когда Польша вторглась в Россию. Крестьянин села Домнино Иван Сусанин, узнав, что поляки ищут путь к лагерю русского ополчения Минина и Пожарского, соглашается стать их проводником, но заводит врагов в глухой лес, обрекая их на гибель. Поляки, обнаружив обман, убивают Сусанина, но и сами погибают в чащобе. Тем временем приёмный сын Сусанина Ваня успевает предупредить русских воинов об опасности и спасает ополчение. В эпилоге народ славит освобождение Москвы на Красной площади, оплакивая героя, пожертвовавшего жизнью ради спасения Родины.
Вспоминая происхождение актёра, его любовь к русской песне, можно понять, как глубоко он чувствовал русский народный стиль. Находил он и необычные приёмы, которые заставляли замирать публику. Последнюю арию «Ты взойдёшь, моя заря», которую Сусанин поёт накануне своей гибели, Шаляпин исполнял всё тише и тише, в конце — почти что шёпотом. Создавалось ощущение, что человек на сцене действительно замерзает и умирает, и это производило на зрителей очень сильное впечатление.
За три сезона, с 1896-го по 1899-й, Фёдор Шаляпин сыграл во множестве спектаклей, но самым необычным его опытом стала, пожалуй, «Псковитянка» Римского-Корсакова. Первая опера композитора, и при этом не слишком репертуарная, привлекла артиста ролью Ивана Грозного. Так как Савва Мамонтов разрешил ему свободу творчества — выбирать себе роли, костюмы, всё что угодно, — певец выбрал то, что было интересно ему, а не публике.
Сюжет оперы «Псковитянка»
Действие происходит в Пскове в 1570 году, куда после разгрома Новгорода прибывает Иван Грозный с опричниками. Княжна Ольга, воспитанница наместника Токмакова, любит Михайлу Тучу, но просватана за боярина Матуту. Подслушав разговор Токмакова, Ольга узнаёт, что является незаконнорождённой дочерью Грозного (её мать — Вера Шелога). Когда царь посещает дом Токмакова, он узнаёт в Ольге черты своей юной возлюбленной и, осознав родство, милует мятежный Псков. Однако Ольга тайно встречается с Тучей, их преследует Матута. В схватке Туча ранен, а Ольгу уводят в царскую ставку. Узнав о нападении Тучи с вольницей на лагерь, Грозный приказывает уничтожить бунтовщиков. Ольга, выбежавшая предупредить любимого, погибает от случайного выстрела. Опера завершается скорбью царя над телом дочери и плачем народа о судьбе Пскова.
Чтобы лучше понять характер и образ Ивана IV, Шаляпин много читал и ходил в музеи, изучал картины Репина, Васнецова, Шварца.
 
			Фото: К. А. Фишер / Российский национальный музей музыки
«Псковитянка», поставленная за сезон в театре Мамонтова 15 раз, имела оглушительный успех. В роли Ивана Грозного Шаляпин начал воплощать все возможности выразительной речи и интонаций своего голоса, сформировал свой фирменный стиль. Партию Грозного он пел совершенно разным голосами, используя и нежный шёпот, и грозный рёв. Стало понятно, что именно многоплановые, мощные роли Шаляпин воплощает на сцене в совершенстве.
В 1898 году Шаляпин познакомился с молодым пианистом и композитором Сергеем Рахманиновым, который весьма поощрял его увлечение музыкой Модеста Петровича Мусоргского и русским искусством в принципе.
В том же 1898 году Шаляпин спел у Мамонтова Бориса Годунова из оперы Мусоргского, и эта роль стала одной из его визитных карточек. Ещё один исторический персонаж, в образе которого есть и величие, и страдание, оказался ему невероятно близок.
Сюжет оперы «Борис Годунов»
После смерти царевича Дмитрия боярин Борис Годунов, заподозренный в убийстве наследника, под давлением народа соглашается стать царём. Его правление омрачают голод, народные бунты и муки совести, усугубляющиеся появлением Лжедмитрия (беглого монаха Григория Отрепьева), выдающего себя за чудом спасшегося царевича. Поляки поддерживают самозванца, надеясь на власть над Россией. Борис, терзаемый видениями убитого младенца, сходит с ума и умирает, передав трон сыну Фёдору. В финале Юродивый пророчит народу новые страдания, а бояре готовят расправу над семьёй Годунова, предвещая Смуту.
В интерпретации Шаляпина царь-убийца, царь-тиран превратился в трагическую, страдающую фигуру. Для исторической достоверности Шаляпин консультировался с историком Ключевским, и это помогло ему создать действительно впечатляющий образ. После театра Мамонтова он пел Бориса в Большом театре, в Париже на «Русских сезонах» Дягилева, в театре Ла Скала в Милане.
Спустя год, в 1899-м, Шаляпин сыграл ещё одного неординарного персонажа — дьявола-соблазнителя Мефистофеля. Интересно, что это был далеко не первый его выход на сцену в этой роли. Шаляпин пел эту партию в Тифлисе в 1893 году, затем в Мариинском театре в 1895-м. Однако та игра была, по его же собственным словам, «вялой».
Сюжет оперы «Фауст»
Старый учёный Фауст, разочарованный в науке и жизни, заключает договор с дьяволом Мефистофелем: в обмен на душу Фауст получает молодость, а также любовь прекрасной Маргариты. Мефистофель организует их встречу на ярмарке, подкупает девушку драгоценностями и способствует их сближению. После ночи любви Фауст покидает Маргариту, которая, узнав о гибели брата Валентина (убитого в дуэли с Фаустом при участии Мефистофеля) и убив своего новорождённого ребёнка, сходит с ума и оказывается в тюрьме. Фауст пытается спасти её с помощью Мефистофеля, но Маргарита, узнав в спутнике Фауста дьявола, отрекается от грешника и возносится к небесам, тогда как Фауст обречён на адские муки.
Шаляпин задумал превратить Мефистофеля из карнавального искусителя с рожками в символ вечного зла. Вместо двух перьев на шляпе он оставил одно, рожки убрал и перестал клеить закрученные усы. А потом пошёл ещё дальше — заменил пышную одежду на простое чёрное трико с кроваво-красными линиями. Гримировался сам: лицо мертвенно-белое, глаза — как пустые впадины, а губы чёрного цвета (по эскизам художника Михаила Врубеля). В 1901 году в Ла Скала Шаляпин шокировал публику, появившись на сцене в чёрной тоге с оголёнными плечами.
 
			Изображение: Eduard von Grützner, «Mephisto», 1895 / Мультимедиа арт музей, Москва / Московский дом фотографии
 
					
 
					
«…Мефистофель — одна из самых горьких неудовлетворённостей всей моей артистической карьеры. <…>
Никакие краски костюма, никакие пятна грима в отдельности не могут в данном случае заменить остроты и таинственного холода голой скульптурной линии. Элемент скульптуры вообще присущ театру, то есть во всяком жесте, но в роли Мефистофеля скульптура в чистом виде прямая необходимость и первооснова. Мефистофеля я вижу без бутафории и без костюма. Это острые кости в беспрестанном скульптурном действии».
Фёдор Шаляпин, «Маска и душа»
Начав с внешности, он продолжил менять образ Мефистофеля на сцене. Его походка была далека от комической, он двигался как тень — бесшумно и устрашающе. Снова и снова перечитывая «Фауста» Гёте, Шаляпин нащупывал нужные интонации, в которых сочетание цинизма и трагизма давало бы нужную степень жизненности.
Несмотря на то, что певец так и не был удовлетворён своим исполнением роли Мефистофеля, его видение имело феноменальный успех у публики. На зарубежных гастролях в Ла Скала публика вызывала его на бис после арии 15 раз, вынудив знаменитого дирижёра Тосканини на время прервать спектакль.
На том же замечательном спектакле произошло ещё одно приключение. Дело в том, что в Италии тогда были особенно распространены клакёры — подставные зрители, которые требовали приличные деньги с артиста перед его выступлением, обещая полный успех. В противном случае они могли освистать артиста так, что спектакль оказывался сорван.
Шаляпин с возмущением прогнал «этих театральных паразитов», как он их называл, однако на премьеру шёл с чувством, что его ждёт очередной провал. Несмотря на большое волнение певца, спектакль был принят великолепно. И даже клакёры не свистели, ведь и они любили настоящее искусство. Гений артиста достиг такого уровня, что провал в любом случае был невозможен.
Судьба Фёдора Шаляпина в XX веке стала символом трагического разлома этой эпохи: часть его жизни прошла в России и в Советском Союзе, а часть, с 1922 года, — в эмиграции. Он получил творческую свободу, гастролируя по всему миру, выступая на самых знаменитых сценах оперных театров мира. Но при этом был оторван от родной земли и переносил эту разлуку с глубокой тоской. И сегодня, по его собственному меткому замечанию, «звенит звёздным звоном в веках удивительный, глубокий русский гений» баса Фёдора Шаляпина.
Как начать карьеру в IT в 2025 году?
Откройте доступ к 4 бесплатным IT-курсам. Попробуйте себя в Java, Python, тестировании ПО, SQL и Excel. Выберите подходящее направление и получите полезные подарки.
Пройти курс 
          Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
					 
					 
				 
                                     
                                     
                                     
                                    