5 великих женщин в мире классической музыки
Они покорили музыкальный олимп и оставили след в мировом искусстве.


Иллюстрация: Metropolitan Opera / DocNöck / Sandra Schink / Tambuccoriel / Franz Hanfstaengl / Harry Pot / Wikimedia Commons / birmingham-museums-trust / Etienne Martin / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Самые известные композиторы в истории, как правило, мужчины, — а вот о женских заслугах говорят редко. Чтобы это исправить, в преддверии 8 Марта вспомним имена женщин, изменивших музыку. Пианистки и скрипачки, композиторы и вокалистки, они несут искусство на своих плечах, подобно древнегреческим титанидам.
В этой статье вы узнаете:
- как Клара Вик стала виртуозной пианисткой и вырвалась из тени влиятельных мужчин;
- как удалось построить карьеру в Большом театре Галине Вишневской;
- какие религиозные мотивы можно услышать в музыке Софии Губайдулиной;
- зачем был создан фонд Елены Образцовой;
- что играет скрипачка Ванесса Мэй.
Клара Вик
Клара Шуман (урождённая Вик) — одна из самых ярких женщин в истории Германии. Её жизнь и творчество стали уникальным для того времени явлением: в XIX веке женщинам было трудно добиться признания на музыкальной сцене, однако Клара прославилась как композитор и виртуозная пианистка.
Клара Жозефина Вик родилась в 1819 году, в музыкальной семье. Её отец, Фридрих Вик, был известным педагогом по фортепиано и владельцем фабрики музыкальных инструментов. Мать, Марианна Тромлиц, — концертирующей певицей и пианисткой. Уже в раннем детстве Клара проявила большой музыкальный талант, и с пяти лет отец начал обучать её игре на фортепиано, а позже музыкальной теории: гармонии и контрапункту.
Фридрих Вик был весьма строгим учителем и требовал, чтобы его совсем ещё юная дочь занималась музыкой «по-взрослому»: много часов каждый день. Очень скоро девочка начала играть так хорошо, что с ранних лет могла давать публичные концерты.

Изображение: Julius Giere, 1835 год / Stadtgeschichtliches Museum Leipzig

Изображение: Public Domain

Изображение: Eduard Kaiser, 1847 год / Public Domain
Своё первое значительное произведение, Фортепианный концерт ля минор Op. 7, Клара написала всего в 14 лет. В XIX композиторство считалось «мужским занятием», поэтому на сочинения Клары многие смотрели скептически. Например, пианист Ганс фон Бюлов говорил: «Я не верю в имя существительное „создатель“ женского рода».
Несмотря на предрассудки, произведения Клары Вик виртуозны, отмечены тонкостью и музыкальной искренностью. Они стали яркими образцами камерной музыки XIX века и навсегда вошли в историю.
Сама Клара не считала композиторство своим главным призванием. Истинной славы и признания она добилась как пианистка. Концертная деятельность для Клары началась в девять лет и продлилась с некоторыми перерывами до конца её жизни, до 1896 года. Клара исполняла как музыку прошлого, так и сочинения современников — Франца Шуберта, Роберта Шумана, Ференца Листа, Йоганнеса Брамса. Кларе рукоплескала вся Европа, она приезжала с концертами и в Россию. О её игре с восторгом отзывались Иоганн Гёте и Никколо Паганини. По воспоминаниям современников, как пианистку Клару отличало удивительное техническое мастерство, глубина проникновения в замысел композитора, а также потрясающее поэтическое вдохновение.
Вот как Роберт Шуман передаёт слова Листа в письме Кларе от 5 января 1838 года:
«Я восхищён тем, что вы рассказали мне о таланте мисс К. В. Молодая женщина, способная исполнять мои сочинения с энергией, умом и точностью, — большая редкость в любой стране; в стране, где я сейчас живу, такого человека точно не найти. Шопен и некоторые другие артисты уже много рассказали мне о ней. Я очень хочу познакомиться с ней, и, хотя мне не хочется ехать, я почти готов совершить эту поездку, чтобы услышать её».
Роберт Шуман писал Кларе не просто так: в 1839 году они поженились, и молодая супруга стала его музой. Они прожили вместе много лет, Клара первой исполняла новые произведения композитора, а он посвящал ей свою музыку. Так, название пьесы «Киарина» из его фортепианного цикла «Карнавал» — это неполная анаграмма имени Клары Вик, жены композитора.
После смерти Шумана Клару поддержал молодой начинающий композитор Йоганнес Брамс. Будучи младше неё на 14 лет, он страстно полюбил эту великую женщину. Однако их отношения так и остались в сфере творчества: Клара восхищалась сочинениями Брамса и исполняла их на концертах.
Оставшись одна с восемью детьми после смерти мужа, Клара Вик продолжала вести активные гастроли и преподавать во Франкфуртской консерватории. В последние годы жизни она занялась редактированием произведений Шумана и изданием полного собрания его сочинений, которое вышло в 1879–1893 годах. Также она подготовила к печати письма Шумана (в 1885 году), благодаря чему мы спустя столетия можем узнать их историю любви.
И хотя Клара всю жизнь находилась под влиянием ярких мужчин, она не осталась в их тени. Сегодня мы видим в Кларе Шуман не только виртуозную пианистку и композитора, но и символ невероятной силы духа. Во времена, когда женщинам было гораздо труднее добиться карьерных вершин, Клара пользовалась уважением и признанием во всём мире. Её история — уникальный пример того, как талант, трудолюбие и любовь к музыке могут преодолеть любые барьеры.

Фото: Franz Hanfstaengl, 1880 / Theatermuseum
Галина Вишневская
Галина Павловна Вишневская родилась 25 октября 1926 года в Кронштадте. Её детство прошло в тяжёлых условиях: мать, гордая красивая женщина, наполовину цыганка, вышла замуж не по любви и не захотела воспитывать дочь — она прожила в браке недолго и вскоре ушла из семьи. Галину воспитывала бабушка, отец пил и постоянно заводил новых женщин, а затем был репрессирован.
«Однажды пришла ко мне незнакомая женщина, сказала, что она жена моего отца, у неё от него дочь, что отец мой арестован и осуждён по 58-й — политической — статье на 10 лет. На мой вопрос — за что, она ответила, что он в пьяном виде рассказывал в какой-то компании анекдоты про Сталина. На него донесли, и вот теперь ему сидеть 10 лет. Мне было его не жаль. Возможно, это было жестоко, но после того, как он бросил меня в блокаду, после того, как, увидев меня умирающей с новорождённым ребёнком, пальцем не шевельнул, чтобы меня спасти, — я вычеркнула его из своей жизни раз и навсегда».
Из книги Галины Вишневской «Галина: История жизни»
Вскоре началась Великая Отечественная война. В 16 лет Вишневская, как и многие молодые люди в то время, начала службу в частях ПВО, за что впоследствии даже получила медаль «За оборону Ленинграда».
Блокада города принесла новые испытания: страшные условия жизни, голод. Единственным близким человеком Галины осталась бабушка, но и она вскоре умерла в блокаде. Девушка осталась одна, кругом — голод и война. Однако она стойко держалась и продолжала мечтать о творчестве.

Фото: Сергей Шиманский / МАММ / МДФ / «История России в фотографиях»

Фото: Сергей Струнников / МАММ / МДФ / «История России в фотографиях»

Изображение: Ленинградский государственный областной театр оперетты, 1941 год / РНБ / «Реестр книжных памятников»
«Когда они пели, изо рта у них валил пар. То волнение, потрясение, которое я пережила там, было не просто наслаждением от спектакля: это было чувство гордости за свой воскресший народ, за великое искусство, которое заставляет всех этих полумертвецов — оркестрантов, певцов, публику — объединиться в этом зале, за стенами которого воет сирена воздушной тревоги и рвутся снаряды. Воистину — не хлебом единым жив человек».
Галина Вишневская о спектакле «Пиковая дама» в Михайловском театре в годы блокады. Из книги «Галина: История жизни»
В 1944 году Вишневской удалось устроиться в Ленинградский областной театр оперетты, хотя тогда у неё ещё не было профессионального музыкального образования. От природы она обладала хорошим голосом, знала множество арий и романсов, но техникой практически не владела.
Тем не менее уже спустя год Вишневская дебютировала в главных партиях в постановках «Свадьба в Малиновке» и «Фиалка Монмартра», получив признание публики. Несмотря на успех, работа в оперетте ей не очень нравилась, в глубине души она видела себя на оперной сцене. Кроме того, Галину Павловну ждали долгие гастроли по стране, выступления в непростых условиях — от армейских частей до сельских клубов.
Вишневская вспоминала: «Не выдержав нечеловеческой нагрузки, прямо на сцене умерла наша актриса Шура Домогацкая. Умерла от кровоизлияния в мозг, 35 лет от роду, так в гриме её и похоронили. Весь её репертуар лёг на мои плечи». Всё это было очень тяжело, но в то же время стало хорошей школой творческой жизни.

Фото: Павел Маныч / МАММ / МДФ / История России в фотографиях
Позже Вишневская вынужденно перешла на эстраду: из-за непрофессионального педагога по вокалу в её голосе пропали верхние ноты. Петь оперу и оперетту, используя только средний диапазон, невозможно, а вот исполнять эстрадный репертуар — вполне.
«Примером, идеалом эстрадного пения была для меня Клавдия Шульженко. Всё в ней мне нравилось. С самого появления её на сцене я попадала под обаяние её огромного мастерства, её внешнего облика, её пластики, отточенности её движений. В каждой песне возникал определённый сценический образ, каждая песня была законченным произведением, со своим вступлением, развитием и финалом. Эстрадный жанр очень опасен лёгкостью и соблазном соскользнуть на дешёвые эффекты, на убогие актёрские трюки, у которых одна цель: ублажить публику. Клавдию Шульженко никогда не покидало чувство меры — она была удивительная».
Из книги «Галина: История жизни»
Голос Вишневской удалось спасти благодаря встрече с опытной преподавательницей Верой Николаевной Гариной. Под её руководством Вишневская восстановила свой истинный голос — лирическое сопрано, которое и принесло ей впоследствии мировую славу.
Однажды, прогуливаясь по Невскому проспекту, Вишневская случайно заметила объявление о прослушиваниях в Доме искусств для стажёров Большого театра. И хотя музыкального образования у неё не было, она решила попробовать. Прослушивание проводили настоящие мэтры: оперный режиссёр и педагог Б. А. Покровский, дирижёр и пианист Н. С. Голованов, солист Большого театра и заместитель директора Н. С. Ханаев.
Вишневская выбрала для прослушивания арию Аиды — и вложила в исполнение столько эмоций, что хватило бы на несколько спектаклей. Тогда певица получила от Никандра Сергеевича Ханаева ценный совет, который запомнила на всю жизнь: «Знаешь, у автомобиля есть сзади такой красненький сигнал, огонёк такой? Так вот, когда поёшь, пусть перед твоими глазами всегда будет такой „красный огонёк“ самоконтроля…».

Фото: Большой театр

Фото: Большой театр

Кадр: фильм «Катерина Измайлова» / «Ленфильм»
Исполнив сложную партию Аиды, Вишневская неожиданно для самой себя прошла конкурс. В финале она снова блестяще справилась с исполнением арии, поразив жюри своим талантом. Благодаря природному голосу и харизматичной манере исполнения Вишневская стала единственной участницей конкурса, которую приняли в труппу Большого театра без диплома об окончании консерватории.
По жизни певицу сопровождали талантливые и выдающиеся личности. 1954 год Галина Павловна считала знаковым — именно тогда она познакомилась с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем, «встреча с которым озарила ярким светом всю её жизнь, чей духовный облик раз и навсегда захватил её душу». Вишневская с трепетом вспоминала о нём, о двадцати годах тесной дружбы, когда вся её жизнь и творчество были неразрывно связаны с его жизнью. Вишневская часто исполняла его произведения и, хорошо зная автора, глубоко понимала его замыслы. Они обсуждали оперы, которые писал Шостакович. Он советовался с ней, в частности, о том, как лучше сделать ту или иную партию, исполнимо ли то, что он задумал, или нет.
В 1955 году Вишневская вышла замуж за знаменитого виолончелиста Мстислава Ростроповича. Они познакомились на фестивале «Пражская весна», влюбились друг в друга с первого взгляда и всего через четыре дня решили пожениться.
Эта музыкальная семья шла рука об руку 52 года, проводя вместе досуг и выступая на концертах. Даже на гастроли они старались ездить вместе, для этого Мстислав Леопольдович каждый раз писал официальные запросы в Министерство культуры СССР.
Когда в Советском Союзе началась травля Вишневской и Ростроповича (приютили у себя в доме опального писателя Александра Солженицына), им пришлось уехать за границу (в 1972 году). Однако в 1990-е годы пара вернулась. Музыкальным творчеством и преподаванием они заниматься не переставали.
Выдающиеся музыканты, известные по всему миру, многое сделали на благо России, несмотря на изгнание в прошлом: они активно занимались благотворительностью: помогали начинающим музыкантам и певцам, спонсировали бедных по всему миру, в странах с низким доходом занимались вакцинацией и здравоохранением. А в 1991 году основали Фонд Ростроповича-Вишневской.

Фото: Валентин Хухлаев / МАММ / МДФ / «История России в фотографиях»

Фото: Александр Стешанов / МАММ / МДФ / «История России в фотографиях»
В жизни Галины Вишневской был ещё один композитор, на которого она произвела неизгладимое впечатление. С Бенджамином Бриттеном Галина Павловна впервые встретилась летом 1961 года на его фестивале в Олдборо. Бриттен присутствовал на сольном концерте Вишневской, где ей аккомпанировал Ростропович. После этой встречи появилось «Эхо поэта» — вокальный цикл для высокого голоса с фортепиано, который композитор посвятил Галине Павловне.
Как солистка Большого театра она исполняла партии очень трудные и сложные и почти всегда работала одновременно над несколькими операми или концертными программами, годами вынашивая в себе очередную роль. Так, после перерыва, вызванного рождением дочери, певица приступила к работе в театре сразу с четырьмя готовыми партиями: Керубино в «Свадьбе Фигаро», Катарины в опере В. Я. Шебалина «Укрощение строптивой», Аиды и Мадам Баттерфляй.

Фото: Большой театр

Фото: Андрей Степанов / Большой театр
У Галины Павловны было не только своё видение каждой роли, но и своё представление о том, как персонаж должен выглядеть на сцене. Например, для партии Аиды она сама спроектировала платье. Обычно рабыню Аиду одевали в такое же платье, в какое и дочь фараона Амнерис, только победнее и попроще. И это лишало её индивидуальности.
Галина Павловна сделала ставку на минимализм — всего одно платье для всей роли. Этот единственный костюм должен был полностью передать образ героини, чтобы зрители запомнили её с первого появления и держали её образ в голове весь спектакль, даже когда она покидала сцену.
Платье было нарочито простым и строгим: узкое, прямое, с открытым левым плечом и разрезом чуть выше колена. Материал идеально подчёркивал фигуру и каждое движение, а красный цвет резко отличал платье от нарядов Амнерис, контрастируя с ними. Никаких украшений, кроме золотых серёг-колец и сандалий.
Этот наряд стал фирменным для Вишневской в роли Аиды в Метрополитен-опере, Ковент-Гарден, Гранд-опера и множестве других мировых театров. На репетициях часто критиковали идею костюма за излишнюю простоту, но Вишневская ни разу не сменила его. Публика и критика, наоборот, отмечали красоту и стиль костюма Аиды по эскизу Вишневской, писали, как он идёт певице, как она приковывает к себе внимание во всех уголках сцены. Новый имидж помог сместить акценты: наконец-то стало очевидно, что главная героиня оперы — Аида; её больше не затмевал на сцене образ принцессы.
Галина Вишневская обладала не только великолепным голосом и умением вживаться в роль, но и подлинно драматическим талантом. У неё довольно обширная фильмография: около 20 фильмов. Это и фильмы-оперы («Евгений Онегин», «Леди Макбет Мценского уезда», «Борис Годунов»), и фильмы, где она появляется в роли самой себя («Элегия жизни: Ростропович, Вишневская», «Ростропович: гений виолончели»).
Если вы любите драмы и трагедии — посмотрите фильм «Катерина Измайлова», экранизацию оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Психологически тяжёлый фильм о провинциалке, которая несчастлива в браке с богатым купцом и потому вступает в связь с простым работником Сергеем. Вместе они убивают мужа и свёкра, однако совесть очень мучает Катерину. В результате их разоблачают и отправляют в ссылку. По дороге Сергей находит себе новую любовницу. Катерина, не в силах пережить предательство и измену, гибнет сама и губит свою соперницу.
Сложные испытания юности и превратности её музыкального пути не сломили характер и целеустремлённость Галины Павловны Вишневской. Её талант способствовал славе Большого театра по всему миру. Она также создала центр оперного пения, который продолжает и развивает её дочь — Елена Ростропович.
София Губайдулина
Среди композиторов очень много мужчин, однако есть среди них и выдающиеся женщины. Среди таких мастеров — живой классик, одна из самых востребованных композиторов современности, композитор авангардного направления София Асгатовна Губайдулина. Она родилась 24 октября 1931 года в городе Чистополе республики Татарстан, в интеллигентной семье.
Отец, Асгат Масгутович Губайдулин, был инженером-строителем, а мать, Федосия Фёдоровна Елхова, работала учителем физики. Музыкальные способности проявились у девочки уже в раннем возрасте, и родители поддерживали её стремление к музыке. В 1949 году Софья Губайдулина окончила Казанское музыкальное училище, а затем продолжила обучение в Московской государственной консерватории имени Чайковского, где изучала композицию под руководством Николая Пейко — советского и российского композитора, дирижёра и педагога.

После окончания консерватории в 1959 году Губайдулина начала активно работать над своими первыми крупными произведениями. В этот период она экспериментировала с различными стилями и техниками композиции, пытаясь найти собственный стиль:
- Искала совершенные музыкальные формы, изучая математические ряды.
- Очень чутко относилась к музыкальному звуку — ценила как его звучание, так и тишину. Именно поэтому в её партитурах важное место заняли паузы: музыкальные знаки молчания, символы тишины.
- Увлекалась эвритмией — особым видом художественного движения под музыку, при котором тело человека и его действия приобретают особый, «космический смысл». Считается, что увлечение Губайдулиной эвритмией нашло отражение в написанном ей саундтреке к мультфильму «Маугли». Движения некоторых животных — питона Каа, Багиры — так точно соответствуют музыке, что оказывают на зрителя некое магнетическое воздействие.
- Работала с необычными инструментами различных национальностей, воспринимая каждый музыкальный инструмент как особый, живой персонаж.
«…в Токио мне подарили японский инструмент кото — с шёлковыми струнами, делящийся ровно посредине. Замечательное его свойство состоит в следующем: звук (мы его производим, предположим, плектром на одной половине) существует как один, реальный мир; и пока он звучит, другой рукой и на другой половине инструмента можно получить различного рода вибрато, эта часть кото является… чем-то таким парящим, здесь совершенно другой, другой мир. Один — ритм конкретных звуков, другой — ритм разнообразных вибрато. И вот эта, содержащаяся в самом инструменте, возможность интерпретации „здесь“ и „там“ чрезвычайно привлекательна. <…> …для меня кото — живое существо, дающее звук. Я делаю с этими шёлковыми струнами всё, что хочу, каждое прикосновение — любым предметом, будь то деревянная, резиновая или стеклянная палочка, смычок, — извлечение флажолетов — всё рождает во мне фантазии».
Интервью Софии Губайдулиной, «Музыкальная академия», 1994 год
В 1979 году, на VI съезде Союза композиторов СССР, Тихон Хренников устроил показательную порку семерых композиторов авангардного направления: Эдисона Денисова, Софии Губайдулиной, Елены Фирсовой, Дмитрия Смирнова, Александра Кнайфеля, Виктора Суслина и Вячеслава Артёмова. Их музыку запретили исполнять как слишком авангардную и не соответствующую официальным канонам социалистического реализма.
Несмотря на трудности и критику, София Губайдулина продолжала писать музыку, часто обращаясь к духовным темам и используя нетрадиционные музыкальные инструменты и техники. После исполнения оркестрового цикла «Семь слов Христа на кресте» (1982), основанного на библейском сюжете, она получила и международное признание.

Как композитор София Губайдулина стала известна по всему миру благодаря своему уникальному стилю, сочетающему элементы русской духовной традиции, авангарда и этнических мотивов. Её музыку исполняют ведущие оркестры мира, а её сочинения, по задумке композитора, должны были исполнять такие известные музыканты, как Гидон Кремер, Мстислав Ростропович и Юрий Башмет.
Многие работы Губайдулиной посвящены религиозным темам, таким как «Страсти по Иоанну», «Светлое Воскресение» и другие. Она часто использует необычные инструменты и техники игры, чтобы передать глубину духовного опыта. В своих интервью она говорит, что её кумиром из прошлого был И. С. Бах, вся музыка которого погружена в религию. В 2006 году в Гамбурге ей была присуждена Баховская премия.
Несмотря на то что с 1991 года Губайдулина живёт и работает в Германии, она всегда оставалась верной своим корням. В её музыке можно услышать отголоски русского фольклора, татарских народных мелодий. Это делает её творчество уникальным и узнаваемым.
В 2022 году София Губайдулина была номинирована на «Грэмми» за лучшую композицию с произведением Der Zorn Gottes — «Гнев Божий». В этом произведении словно звучат трубы Иерихона, которые изображают медные духовые инструменты.

Читайте также:
«Гнев» посвящён великому композитору прошлого — Людвигу ван Бетховену. Почему именно ему? Возможно потому, что здесь слышна мощь симфонического оркестра и присутствует щемящее чувство одиночества. Как писали о Бетховене: он всю жизнь шёл «один против судьбы», противостоял обществу аристократов, непросвещённой публике и потере слуха.
Эти чувства оказались удивительно близки Софии Губайдулиной на закате её жизни. «Гнев божий» она написала в весьма преклонном возрасте — в 89 лет. Какие чувства она испытала после похорон дочки и второго мужа, оставшись наедине с собой и своим творчеством?
Эксперименты Софии Губайдулиной приводят к тому, что она стремится расширить пределы известных нам звуков. В произведении Concordanza (1971) появились элементы микрохроматики — особой звуковой системы, когда полутоны дополнительно делятся на 2, 3 или на 6 частей. После 1991 года она чаще использует этот приём, как и её современники-единомышленники: Альфред Шнитке и Эдисон Денисов. Микрохроматику можно услышать в таком произведении, как «Музыка для флейты, струнных и ударных».
Елена Образцова
Елена Васильевна Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. Она была выдающейся русской оперной певицей, обладательницей меццо-сопрано, которое считается одним из самых выразительных голосов XX века.
Образцова начала петь ещё в детстве, участвуя в школьных хорах и конкурсах. Уже в возрасте 18 лет она стала лауреатом Всесоюзного конкурса молодых исполнителей, что открыло ей дорогу в мир большой оперы.
Елена Образцова дебютировала в Большом театре в 1963 году в роли Марины Мнишек в опере Мусоргского «Борис Годунов». С тех пор она была одной из ведущих солисток этого знаменитого театра, исполнила множество ролей в операх русских и зарубежных композиторов. Её голос и талант восхищали и зрителей, и профессионалов. В 1975 году на гастролях в США с оперой «Борис Годунов» она произвела настоящую сенсацию: зрители несколько раз вызывали её на сцену, аплодируя в порыве восторга. Чтобы дать публике возможность выразить свои эмоции, пришлось даже приостановить спектакль.

Фото: Евгений Умнов / МАММ / МДФ / «История России в фотографиях»
Даже для такого маститого оперного режиссёра, как Франко Дзеффирелли, голос Елены Образцовой стал одним из самых ярких музыкальных впечатлений. А её исполнение партии «Кармен» в одноимённой опере Бизе признано эталонным по яркости, темпераменту, волнующе низкому тембру голоса.
Не только оперные партии, но также песни и романсы получались в её исполнении очень вдохновенными. Возможно, именно потому Елена Образцова стала первой исполнительницей романсов Георгия Свиридова и на сцене ей аккомпанировал сам композитор.
Помимо исполнительской деятельности, Елена Образцова занималась педагогикой. Она преподавала в Московской консерватории имени П. И. Чайковского с 1979 по 1994 год и вела мастер-классы по всему миру. Среди её учеников — многие известные современные оперные певцы. Образцова активно участвовала в общественной жизни, была членом различных культурных организаций и фондов.
Она основала Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой (участники от 18 до 32 лет) и Международный конкурс юных вокалистов (участники от 9 до 17 лет), которые дали путёвки на ведущие оперные сцены талантливым исполнителям со всего мира. Дело Елены Образцовой продолжает жить после её смерти — фонд проводит множество семинаров, устраивает концерты и планирует очередные конкурсы в 2025 году.
Ванесса Мэй
Её имя стало легендой в современном музыкальном мире. Ванесса Мэй — британская скрипачка китайского происхождения, известная виртуозной игрой на скрипке.
Девочка родилась в Сингапуре в семье китаянки Памеллы Тан и тайца Варапронга Ванакорна. Мать Ванессы была пианисткой, и, когда она обнаружила в три года у дочки абсолютный слух, начала учить её игре на фортепиано — с занятиями по четыре часа в день.
Через год отец и мать девочки развелись, и Памелла с дочкой переехала в Англию. Мать Ванессы вышла замуж за адвоката Грэма Николсона, который на пятилетие подарил девочке скрипку. Ванесса быстро освоила новый инструмент и больше с ним не расставалась.

В девять лет Ванесса Мэй стала самой молодой студенткой Королевского музыкального колледжа в Лондоне. В этом же возрасте она дебютировала с Филармоническим оркестром под управлением Антонио Паппано, исполнив сложнейший концерт Петра Ильича Чайковского.
Настоящий прорыв в музыкальной карьере Ванессы произошёл в 1995 году с выпуском альбома The Violin Player. Альбом получил широкое признание критиков и публики благодаря уникальному стилю исполнения, в котором классика переплеталась с элементами электронной музыки и рока. Эта работа принесла ей мировую известность и множество наград, включая премию Echo Award за лучший международный сольный проект.
Её стиль критикуют, однако она явно задала новый тренд, который позволяет выйти за пределы классической музыки. Концерты Ванессы отличаются зрелищностью и особой энергетикой.
В последние годы Ванесса Мэй продолжает выступать и записывать новую музыку и свои вокальные альбомы. Она также занимается продюсированием и сотрудничает с другими музыкантами.
Любопытный факт из её жизни: в четыре года Ванесса встала на горные лыжи и продолжает увлекаться ими параллельно с музыкальной карьерой. Она даже принимала участие в олимпиаде в Сочи в 2014 году под фамилией отца Ванакорн. Также она не раз входила в топ красивейших людей мира по версии People и FHM.

Читайте также: