«Если сравнить маркетинг и физику, то принцип работы у них один и тот же»
Владу говорили: «Зачем дёргаться, сиди в продажах». Но он сделал по-своему и выбрал дело по душе.
vlada_maestro / shutterstock
Владислав Арсеньтьев
Россия, г. Ставрополь
Пройденные курсы
Достижения
за последний год
Справился с выгоранием, нашёл своё призвание, начал работать таргетологом в Skillbox.
В интервью Владислав рассказывает:
- почему состояние поиска — это нормально;
- что общего у физики и интернет-маркетинга;
- как понять, что у тебя выгорание;
- чем полезен страх на работе;
- почему нужно иногда давать себе «размазаться».
— Перед интервью ты признался, что не надеялся стать таргетологом. Расскажи, почему?
— Моя карьера до этого складывалась так: я вернулся из армии и пошёл продавать двери. Так вышло, что мой болтливый язык, из-за которого в школе я постоянно получал замечания, затащил меня в профессию менеджера по продажам. Мне сказали: «Нам нужны такие люди». И я подумал: «Классно, я без образования, без опыта, а уже кому-то нужен».
— А почему не продолжил карьеру в продажах?
— Ну, сначала вроде бы круто — работаешь, продаёшь… А потом понимаешь: кроме этого ты больше ничего не умеешь. Ещё это стресс и невероятные нагрузки. И график, на который я сейчас бы уже не согласился: когда у тебя все выходные — это половина вторника и два часа утром в среду… Ну, это плохо очень.
Ты привыкаешь к этим скотским условиям, а потом оглядываешься по сторонам и видишь: есть же варианты лучше. Но там, извините, нужно что-то иметь в голове. И ты решаешь, что надо учиться. Собираешься, выкраиваешь какие-то крохи времени, забываешь про всё вокруг — и учишься.
«Я прошёл половину курса за месяц вместо трёх»
— Наверное, сложно было в такой плотный график встроить учёбу…
— Да дело не в том, сколько у тебя времени, а в том, как ты им распоряжаешься. Я решил для себя, что буду вставать за три часа до начала рабочего дня и учиться по 2,5 часа каждый день, без выходных. Программа Skillbox требует около 40 минут от студента в день, но мне не хотелось растягивать обучение на полгода. И я взял его нахрапом — половину курса прошёл за месяц вместо трёх.
— Многие бы позавидовали такой самодисциплине :)
— Я просто понимал, что пути назад нет. До этого было столько безуспешных поисков! Меня сильно помотало по институтам: я был в строительном колледже, в химическом, поступал на строителя в университет… Я вообще не хотел этим заниматься, за меня эту специальность выбрали.
Когда понял, что это не моё, забил на всё что только можно было и ушёл в какие-то дебри познания себя. И там были идеи совершенно, наверное, больные для взрослого человека, но нормальные для ребёнка лет пяти. Знаешь, когда хочешь быть то врачом, то космонавтом.
— Жаль, что у нас считают, что ты должен выпуститься из школы и сразу определиться с профессией.
— Да, я сразу вспоминаю слова старших родственников: «Чего ты всё время мечешься, уже сидел бы, господи, звонил и продавал». Ух, за что я только не хватался, пока был менеджером, — пытался освоить программирование, учил какие-то языки: PHP, JavaScript. Ничего не получилось, и я почему-то решил, что дело именно в языке, и попробовал 1С. Там вообще всё быстро заглохло.
Перед курсом я тоже думал: «Сейчас опять замахнусь, и в очередной раз ничего не выйдет». Я боялся, что снова потеряю время, ресурсы. Это очень тормозит, когда каждый день прокручиваешь: «Вот я учусь, учусь, а вдруг не получится? На работе же всё по-другому совсем». Но вот, наконец, нашёл свою нишу. Так долго я ещё нигде не задерживался.
— Чем тебя зацепил таргетинг?
— Я изначально выбрал именно этот курс, потому что там можно пощупать всё: есть и SEO, и контекст, и таргетинг. Мне было интересно посмотреть, чем я вообще могу заниматься в интернет-маркетинге. Ты потихоньку погружаешься в него, начинаешь ориентироваться в каких-то терминах и просто смотришь, что тебе ближе.
Я выбрал таргетинг. Наверное, потому, что это такое направление, где есть рассуждения, гипотезы — то, что всегда было мне интересно. Физика, биология — они тоже об этом. Алгоритм почти такой же: ты выдвигаешь гипотезу, обосновываешь её, начинаешь собирать доказательную базу и потом применяешь полученный опыт на практике. Если сравнить маркетинг и физику, то принцип работы у них один и тот же.
— То есть мышление таргетолога — аналитическое?
— Конечно, нужно уметь в цифры. Но это не такой уровень, как в математике, программировании или физике. Таргетинг всё-таки на стыке гуманитарных и технических наук. Без творческого начала здесь совершенно никуда. Ты же создаёшь креативы, пишешь тексты и так далее.
— Выходит, люди, которые говорят, что настройка таргета и аналитика — это рутинная и нетворческая работа, неправы?
— Это вопрос восприятия. Если ты относишься к этому как к рутине — конечно, так и будет. Но когда ты каждый раз подходишь к работе со свежими идеями и пытаешься привнести что-то новое в уже налаженное старое, это совсем не так.
Кстати, ещё один плюс — на новой работе я как раз ушёл от рутины. Когда я был менеджером по продажам, мой день выглядел так: встал — позвонил — ушёл. Сейчас я прихожу на работу и думаю: «Что у нас сегодня? Ага, кампания завалилась — нужно посмотреть, в чём дело. Так, пойду загляну в Яндекс.Метрику и рекламный кабинет…». Всё время новые цифры, показатели, задачи.
— Классно, что ты кайфуешь от новой работы!
— Я ушёл с предыдущей, потому что начал выгорать как продажник. Я думал: сейчас уволюсь, немного посижу дома, устроюсь в другое место — и всё пройдёт. Но вернулись старые моральные проблемы, которые я неизбежно нёс домой, в семью. Я понял, что нужно как можно скорее что-то менять.
Если ты систематически чувствуешь себя не на своём месте, даже когда условия труда хорошие, это сигнал. Если у тебя ужасные условия — окей, попробуй сменить работу на более комфортную. Если тебе не подошло и это — значит, в целом сфера не твоя. На новой работе не было ни дня, чтобы я чувствовал себя «не там».
«Я каждый день боялся, что меня уволят»
— Ты перестал выгорать на работе. Что ещё изменилось?
— Я приучил себя учиться. Оказалось, что нельзя просто сидеть без дела. Если ты менеджер по продажам, ты можешь упереться в свой потолок. В таргетинге нет потолка — ты должен постоянно прокачиваться.
Пошёл, узнал про какой-то новый аналитический инструмент: ага, у Facebook* что-то в механике поменялось — надо пойти посмотреть. Ты всё время учишься. Стоит только освоить азы профессии и заняться самодисциплиной, а дальше всё идёт по накатанной. Ты привыкаешь, что тебе нужно ежедневно впитывать какое-то количество информации, — и это тебя не напрягает, это вливается в твой рабочий ритм.
— Было что-то, к чему курс не подготовил?
— Курс не панацея, но он даёт отличную базу. Если бы я пришёл в таргетинг, не умея совершенно ничего, шквал новых знаний точно отпугнул бы меня. А курс устроен так, что, даже если ты приступаешь к нему с нуля, ты почти сразу приучаешься оперировать какими-то терминами. И этот процесс не отталкивает тебя, не пугает.
Есть, прежде всего, суперпростые вещи, которые нужно освоить. Можно думать: «Ой, да это вода какая-то! Я сейчас что, буду учиться, как на кнопку кликать?» Да, нужно, чтобы тебе показали, как кликать на кнопку, чтобы у тебя это в голове отложилось! Тогда ты будешь и более сложные вещи понимать без проблем. Всё должно быть последовательно: учишься читать — сначала выучи азбуку.
И потом ты уже готов к работе — ты всё это видел, сам это кликал, осталось только стать профессионалом.
— «Азбуку» ты выучил. А как с профессиональным ростом?
— Я ещё в начале пути, но уже точно знаю, что не переобуюсь из таргетолога в кого-то ещё. Первые две недели на новой работе я не верил, что это со мной происходит. Я каждый день боялся, что меня уволят, если я что-то там не так сделаю.
— Как ты справился с этим страхом?
— До конца ещё не справился — всё время кажется, что какие-то мои действия и ошибки фатальны. Один раз я случайно отключил работу рекламного кабинета, абсолютно всю рекламу курсов. И ничего, я всё ещё работаю. Наверное, страх — это то, что дисциплинирует меня.
Я могу уйти с рабочего места, зайти с телефона, и никто не узнает, что меня нет. Я же на удалёнке. Почему я так не делаю? Я оглядываюсь назад и вижу два месяца потраченного на непривычные дела времени, когда я не гулял, не играл в видеоигры, отказывал друзьям во встрече — только учился. Я вспоминаю свои неудачные попытки до курса и спрашиваю себя: «Ты хочешь ещё раз всё по новой, ещё что-то искать?» Нет, спасибо.
— Расскажи про удалёнку. Как сохраняешь дисциплину и не даёшь себе «размазаться»?
— А периодически нужно «размазаться». Если ты всё время со сжатыми кулаками и «собран в кучу», то можно сгореть. Особенно на удалёнке, где часто случаются неподконтрольные тебе вещи. Расслабься, завари себе чайку, включи телевизор или YouTube на пятнадцать минут. Нельзя всё время быть в сверхрабочем состоянии.