«Всё было не зря»: студент Skillbox о логистике, квестах и маркетинге
Василий не захотел работать по профессии, отказался от карьеры в продажах, а потом увлёкся маркетингом. Вот его история.
vlada_maestro / shutterstock
Василий Федоров
Россия, г. Тюмень
Пройденный курс
Достижения
за последний год
Стал аккаунт-менеджером и устроился в digital-агентство, где давно хотел работать.
В интервью Василий рассказывает:
- почему любит квесты;
- почему отказался от должности руководителя отдела продаж;
- как убедил работодателя взять его без опыта;
- как учился на таргетолога, но стал аккаунт-менеджером.
— Помнишь свою самую первую работу?
— Смутно. Я продавал SIM-карты «Билайн» где-то на окраине города. Мы с другом были в десятом классе. Помню, что у него выходило лучше, хотя я не сильно отставал. Наверное, в тот момент я впервые почувствовал, что у меня хорошо получается общаться с людьми, — если даже на отшибе я умудрился нормально продавать. Но это было давно.
Как спорт и квесты помогли продвинуться в продажах
— Кто ты по первой специальности?
— Окончил Государственный аграрный университет Северного Зауралья, факультет менеджмента, по специальности — логист. Я смог поступить только в этот вуз (замечу, не самый престижный), но не хотел там учиться. И пока мои одноклассники учились в топовых московских, питерских, тюменских университетах, я сидел в сельхозе, — это меня, конечно, задело.
— Работал логистом?
— Да, два года в Schlumberger. Когда только пришёл, было очень стрессово, а спустя год со мной уже считались, уважали моё мнение, но не соглашались повышать зарплату.
В больших корпорациях сложная система продвижения по карьере — недостаточно просто показывать хороший результат, нужны ещё и формальные достижения: хорошо сдать тест, посетить некоторое количество мероприятий. Когда мне в итоге повысили зарплату, это были такие копейки, что я понял: перспективы здесь только на бумаге, а на деле — вырасти нереально.
— Расстроился? Может, стоило найти другую компанию?
— Не очень, так как устроился туда, чтобы доказать себе и родителям, что не зря потратил четыре года и их деньги за учёбу.
— Но получается, что зря.
— Ну нет, я могу работать логистом, но не хочу, это разные вещи. Опять же, если вернуться к университету: я оттуда вышел абсолютно пустой в плане профильного образования, но на практике смог проявить себя.
— С университетом и работой не задалось, окей. Чем тогда занимался?
Жизнь показала, что даже неудачу можно повернуть на пользу себе: из-за небольшой нагрузки я успевал много всего другого. Например, работал с детьми в школе комсомольского актива «ВЕГА», играл в «Что? Где? Когда?». После этого я открыл для себя городские квесты Encounter, писал сценарии игр и хорошо на этом зарабатывал. Сейчас я владелец тюменского домена Encounter, а квесты пишу время от времени просто для удовольствия.
— А что у тебя за история с играми? «ВЕГА», «Что? Где? Когда?», Encounter — любишь соревнования?
— Они стали моим спортом. В юности я занимался шахматами, баскетболом, лепил из глины. Во мне всегда был дух соперничества, и позже я переключился на интеллектуальные квесты. Это и время классно провести, и посоревноваться командами, по всяким заброшенным заводам побегать. Я считаю, что это уникальный способ отдыха, активности и развития, — не в каком-нибудь баре сидеть и в квиз играть.
— Можешь привести пример?
— Первое, что пришло в голову, — это опыт в рекламном агентстве «Мир». Туда я устроился менеджером. Помню, я сидел на планёрке с другими менеджерами, слушал, как они работают, и понимал, что я точно буду среди лучших. Даже поставил себе цель обогнать тех, кто показывал хороший результат.
Спустя полтора года я выиграл конкурс как лучший продавец. И мне нравилось, что я иду по городу и вижу вывески, которые продал, — это важный момент. Но когда предложили место руководителя отдела, я отказался, потому что в 23 ещё не был готов к такой ответственности.
«Я без практики не могу понять, подходит мне дело или нет»
— Ты прошёл у нас весь курс и потом начал искать работу, так?
— Нет, буквально уже через два месяца после старта я составлял резюме. Торопился попробовать себя в новой профессии, потому что без практики не могу понять, подходит мне дело или нет.
— У тебя не было ни портфолио, ни опыта, а ты уже рвался в бой?
— Было трудно — хотя бы потому, что я до этого никогда не искал работу через HeadHunter. Так сложилось, что вакансии мне всегда приходили от знакомых. А это люди с хорошим образованием, активные, они работают в крутых компаниях и занимаются разными делами от IT до инженерии. Они могли порекомендовать меня или рассказать о новой вакансии.
А когда начал искать работу самостоятельно, мне мешали мои же «требования». Я понимал, что опыта у меня мало, я ещё учусь, но всё-таки не хотел идти стажёром на низкую зарплату и откликался на более серьёзные вакансии, поэтому многие агентства отказывали мне, в том числе The Architect, где я сейчас работаю.
— И как тебе удалось найти работу при таких вводных?
— Digital-агентству IQ online срочно был нужен аккаунт-менеджер, а я пообещал быстро учиться и приносить больше денег, чем в меня вложат. Три месяца я выкладывался на все 100%: смог удержать клиентов, которые собирались уходить, многому научился в таргете, SEO, контекстной рекламе. Потом, когда набрался опыта, решил снова попробовать устроиться в The Architect. И пусть не с первого раза, но я попал в агентство, где хотел работать.
— Ты так стремился в The Architect… Что в нём такого особенного?
— Это агентство появилось у меня на глазах. Через несколько рукопожатий я знал людей, которые его основали, плюс мои знакомые работали там. Мне нравилось, как у них выстроены процессы, какие отзывы оставляют клиенты, их корпоративная культура.
— Сейчас ты аккаунт-менеджер. Что делаешь на работе?
— Почти то же самое, что и project-менеджер. Наши клиенты — застройщики, и я общаюсь с ними, договариваюсь о проектах и веду их. Ещё я руковожу командой, отвечаю за документацию, делаю отчёты и аналитику по заказу — и мне это нравится. Главная наша цель — помогать застройщикам говорить с аудиторией на одном языке через контент, интернет-маркетинг, сайты и брендинг.
— Приходится много общаться… Не устаёшь?
— Это особое удовольствие, когда ты закрываешь задачу, когда полностью погружаешься в процесс, а клиент говорит с тобой на «ты». Он понимает, что ты снимаешь его головную боль, — вот это кайф.
— Но учился на таргетолога. В чём связь?
— Таргетолог — это профессия, которая меня привлекла. У меня есть школьная знакомая — таргетолог, и мы вместе решили, что здесь у меня получится. Курс помог мне влиться в digital, стать увереннее, понять основы, разобраться в терминах. Работая аккаунт-менеджером, я могу объединить свои soft skills продажника и знание маркетинга с курса.
Как нашёл работу по душе
— Где ты ещё успел поработать?
— В коммерческой фотосъёмке и моушн-дизайне, но вовремя понял, что мне больше нравится организовывать людей, общаться, чем сидеть в одиночку и монтировать что-то. Читал о профессии тестировщика — не зацепило. А как только подумал о сфере маркетинга, то сразу начал искать курсы.
— Почему выбрал Skillbox?
— Мне понравилось, что за адекватную цену я покупаю не просто один курс, а целый комплект: смогу изучить таргетинг, веб-аналитику, копирайтинг, углубиться в Excel и поработать с Photoshop. Skillbox знают, и мне было важно показать, что я учусь, ответственно отношусь к своей будущей профессии.
— Не было страха, что и маркетинг — не твоё?
— Нет, меня поддерживали родители и жена, так что я даже не сомневался в том, что получится. И я чувствовал, что всё понимаю о будущей работе, расту и двигаюсь вперёд. А спустя два месяца я и на практике убедился, что всё делал правильно.
Блиц
— Новая работа — это стресс. Как с ним справиться?
— Надо быть честным и ответственным: если ты не знаешь, лучше скажи об этом и попроси помочь — не надо из себя что-то строить. И постарайся не бояться, что кто-то сочтёт тебя глупым. Так проще и работать, и жить.
— Если сам пишешь квесты, то играть уже неинтересно?
— Я прохожу квесты других авторов, и это так же интересно и азартно, как было всегда.