«Я — человек-табличка»: как аналитик нашла своё призвание в маркетинге
Валентина запустила бизнес как тренажёр для учёбы, но уже через полгода он начал приносить доход и помог определиться с профессией мечты.
Валентина Котенко
Россия, г. Москва
Пройденные курсы
Достижения
Во время учёбы запустила собственный бизнес и получила сертификат специалиста по «Яндекс.Метрике».
Фотографии и обложка предоставлены Валентиной Котенко.
В интервью Валентина рассказала:
- как нашла идею для бизнеса;
- зачем предпринимателю разбираться в маркетинге;
- кто такой кое-какер;
- каких глобальных перемен ждать на рынке труда.
— Это правда, что ты запустила бизнес ради учёбы?
— Когда учёба только началась, я поняла, что мне не близки искусственные кейсы из домашних заданий и что в настоящий проект я могла бы вкладываться больше. Тогда у меня возникла идея — создать маленький бизнес. На курсе есть чуть ли не пошаговая инструкция, как его открыть. Поговорили с подругой и решили вместе попробовать.
— Какой у вас был бизнес-проект?
— Производство именных детских книг к праздникам — My Bookashka. Я молодая мама, поэтому все мои идеи для бизнеса так или иначе связаны с детьми. Идея сделать из бизнеса тренажёр оказалась вполне удачной. Я попробовала на проекте всё: запустила бизнес, рекламу в поисковиках и соцсетях, сверстала сайт на Tilda.
Проект начал приносить деньги — это нас удивило, ведь мы на это даже не рассчитывали. Сейчас бизнес на паузе, из-за роста цен на печать он стал невыгодным, но если мы найдём подходящую типографию, то продолжим его развивать.
— Почему именно книги?
— Я ещё с юности хочу написать книгу. Изначально я видела себя второй Джоан Роулинг, но потом поняла, что на такие произведения мне не хватит таланта. Когда появился ребёнок, я стала много времени уделять именно детской литературе — шерстила иностранные сайты, смотрела, какие существуют форматы, кроме обычных книг. Так я нашла прототип наших альбомов в Америке — идея мне понравилась, и я решила попробовать реализовать её у нас.
— Кто у тебя сейчас любимый писатель?
— Я люблю фантастов. Из детских это Линдгрен, из взрослых — Брэдбери.
— Я смотрела фильм о Линдгрен. Что ты, как фанат её творчества, думаешь об этом кино?
— Я к биографическим фильмам отношусь с предубеждением, потому что чаще всего это однобокий взгляд на человека. Я считаю, что неправильно смешивать автора и человека. Мы не можем его осуждать, потому что не были с ним знакомы лично и с трудом представляем ту историческую эпоху, в которой он жил. Непонятно, как бы мы себя повели при таких же условиях.
Мне даже кажется, что эти биографические фильмы во многом мешают понять творчество человека. Не зная подробностей его жизни, мы видим только произведение, и это более чистое восприятие, таким оно и должно быть.
— Вернёмся к твоему бизнесу. Насколько для предпринимателя важно понимание маркетинга?
— Это зависит скорее от человека, а не от профессии. Не все предрасположены к бизнесу. В теории я могла бы им заниматься — много раз слышала, что именно из маркетологов вырастают крутые предприниматели. Я полностью согласна с этим, потому что интернет-маркетинг абсолютно применим к бизнесу — всем предпринимателям хорошо бы хоть немного разбираться в теме, чтобы не доверять важные вопросы сторонним агентствам. И я могу сказать, что каждая ступень обучения в Skillbox — это то, что можно использовать для развития своих проектов.
— Но совсем без консультаций других предпринимателей тяжело ведь начать бизнес самому…
— Наверное, можно, если есть штатный маркетолог или сторонний специалист, с которым ты много лет работаешь. Это уже не совсем консультации, а скорее сотрудничество. Я и сама помогала друзьям, давала советы почти бесплатно — в первую очередь ради кейсов в портфолио. Если задуматься об этом серьёзно, то можно работать и консультантом на фрилансе. Я даже ради интереса анализировала рынок: там огромная конкуренция, и чтобы зарабатывать таким способом, придётся вложить много сил в самопиар.
Человек-табличка и кое-какеры
— Ты училась на курсе «Профессия Интернет-маркетолог». В этой сфере много разных направлений. Расскажи, какое тебе более интересно.
— Вообще, мне интересно медиапланирование — это узкое направление интернет-маркетинга. Я выбрала его, потому что там много аналитики, а мне она нравится. Специалист по медиапланированию составляет план рекламы для клиента, обсуждает с ним бюджет, задачи — вот это всё. Потом передаёт информацию в профильные отделы. Тот же принцип и в обратном направлении: следишь за сроками и прогрессом проекта и готовишь отчёты для заказчика.
— Чем тебя так увлекла аналитика?
— Да я вообще человек-табличка. Если встаёт какой-то серьёзный вопрос, то мне легче составить таблицу в блокноте или Excel. Так мне становится намного понятнее. Я вообще не представляю, как люди умозрительно решают свои проблемы. Мне нужно выписать какие-то вещи, возможно, даже алгоритм построить, чтобы сделать вывод. Точно так же было и с выбором профессии.
— У тебя совсем не будет творческих задач? Только аналитика?
— Я не люблю креативы, они мне даже на курсе труднее всего дались. Из-за моего перфекционизма невозможно ни одну работу сделать так, чтобы она мне самой понравилась. Креативами должны заниматься дизайнеры — это их обязанность. Они в этом разбираются, у них есть насмотренность и опыт. Было бы странно, если в большой компании маркетолог отвечал бы ещё и за креативы, — такое возможно только в стартапе, где все делают всё.
Ну и в целом маркетолог, который и аналитик, и креативщик, — это ни рыба ни мясо. Моя подруга, которая работает в IT, называет людей, пытающихся везде успеть, кое-какерами. Потому что совсем нереально быть профессионалом во всём. Логичнее выбрать маленькую нишу и стать спецом в ней.
«Вместо того чтобы быть посредственным писателем, займись тем, что у тебя хорошо получается»
— Мне не верится, что у человека, который любит фантастику и детские книги, плохо с креативностью. Ты никогда не занималась творчеством?
— Я всю юность провела в актёрской студии. Мы ставили много спектаклей, даже выступали в театре Натальи Сац. И для наших книг мы не нанимали авторов, а сами придумывали тексты. Но я поняла, что у меня творческое начало недостаточно развито. Поэтому я согласна с Лукьяненко: «Если можешь не писать — не пиши».
Вместо того чтобы быть посредственным писателем, лучше заняться тем, что у тебя хорошо получается. Сейчас уже нет глупого стереотипа, что если до 25 лет ты не успел построить карьеру, то всё — поезд ушёл.
— А у тебя была работа, на которой ты чувствовала себя не на своём месте?
— Да. После учёбы в университете я пошла работать в пресс-службу на телевидение, но что-то пошло не так и меня временно назначили помощником звукорежиссёра. Но это «временно» затянулось на пять лет. Я работала на Первом канале в «Вечернем Урганте». Было очень интересно и весело: мы ездили в командировки, можно было пообщаться со звёздами, увидеть их всех вблизи. Это опыт, который я буду вспоминать всю жизнь, но это не моё призвание. Я просто хорошо делала свою работу, но для карьеры этого мало.
Переворот на рынке труда
— Сейчас ты планируешь карьеру в маркетинге. Уже есть успехи в поиске работы?
— Пока не работаю, но активно хожу на собеседования. Мне помогают девочки из отдела карьеры Skillbox: они дали советы и полезные контакты, и ещё мы поправили моё резюме. Так как я только выхожу из декрета, у меня в приоритете удалённая работа.
Сейчас 60–70% вакансий — либо только на удалёнку, либо с такой возможностью. Конечно, есть фирмы, куда берут именно после личной встречи. А в остальных случаях нет проблем, если агентство в Москве, а работники в других регионах. И это, как я сейчас понимаю, для рынка труда некий переворот.
— Как думаешь, что происходит на рынке труда?
— Зарплаты в России уравниваются. Сегодня житель региона может спокойно получать московскую зарплату, если у него хватает навыков. И понятно, что это классный вариант для тех, кто не желает жить в столице и заморачиваться с переездом, а хочет, например, путешествовать. Такая возможность ломает стереотип, что в регионах больше средней зарплаты 25–35 тысяч заработать нереально.
Всё это классно, но для тех, кто живёт в Москве, это не очень приятные перемены, потому что им по-прежнему нужно оплачивать дорогую аренду квартиры, покупать продукты, проездные билеты по московским расценкам. А из-за того, что 50 тысяч для региона — это хорошо, работодатель не заморачивается над тем, чтобы взять москвича и платить ему тысяч на двадцать больше.
— У тебя есть мысли, что поможет тем, кто сегодня начинает карьеру?
— Я думаю, что нужно как можно скорее идти работать и применять навыки. Если человек во время учёбы не начнёт отрабатывать знания, то велика вероятность, что он отучится и забросит всё это. Так же и с учёбой: нельзя откладывать домашку до конца всего блока уроков. Я однажды попробовала так, и в итоге пришлось всё пересматривать заново. Будьте умнее — делайте задание после каждого урока.