«Япония — это идеальный мир»: студент Skillbox о большой любви, маркетинге и нон-фикшн
Артём рассказывает, почему до курсов Skillbox не любил маркетинг, какую книгу хотел бы написать, а ещё — о японском подходе к бизнесу и необычной еде.
vlada_maestro / shutterstock
В интервью Артём рассказывает:
- почему считает Японию идеальным миром;
- чему научился на курсах Skillbox;
- зачем, помимо собственного бизнеса, берёт проекты на фрилансе;
- о чём написал бы свою книгу;
- почему толковых копирайтеров мало.
Японские мотивы
— У вас с женой компания, которая импортирует в Россию японские товары. Давно вы этим занимаетесь?
— Этот бизнес появился у нас из любви к Японии, примерно три года назад. Вообще, сайт «Фудзи-сан» существует с 2009 года, прошлые владельцы продавали всё для суши: рис и водоросли. Мы перекупили бизнес и сейчас оптом и в розницу продаём различные японские товары, от еды и до косметики.
— Почему Япония?
— Я полюбил японскую культуру ещё в детстве, когда смотрел мультики по телевизору. Потом начал заниматься японским джиу-джитсу и ещё больше проникся восточной философией. На самом деле любой, кто хоть немного начинает погружаться в японскую тематику, становится её сумасшедшим фанатом и ужасно хочет попасть в эту страну, которая кажется такой далёкой и непонятной.
— А ты был в Японии?
— Да, не так давно мы с женой летали туда первый раз. Япония — это идеальный мир, где уважают личное пространство друг друга, там не шумно на улицах, а по городу ходят спокойные люди, которые относятся к тебе так, будто ты уже сделал им что-то хорошее. Если говорить про быт японцев, то он отличается минимализмом и размеренностью во всём. В любом японском ресторане стоят живые растения.
Я считаю, что нет более культурных боевых искусств, чем японские: в них предусмотрено уважение к сопернику.
Японское отношение к бизнесу — тоже отдельная тема. Потому что японцы — очень дисциплинированные, организованные люди, которые планируют на много шагов вперёд. Им нельзя сказать: «Давайте сейчас сделаем так, а примерно через пару недель созвонимся и обсудим». Нужны точные инструкции, договорённости и конкретная дата.
А ещё меня поразило отношение к так называемым salarymen — наёмным офисным сотрудникам, которых в России часто называют офисным планктоном. В Японии к этим людям относятся с большим уважением. Я бы даже назвал их современными японскими самураями, которые самоотверженно трудятся на благо компаний.
Второй шанс для маркетинга
— Чем ты занимался до компании «Фудзи-сан»?
— В 20 лет я пошёл работать торговым представителем, но я не считаю этот опыт чем-то серьёзным, скорее вынужденным. Я учился в Государственном университете управления на маркетинге, мне ещё со школы нравилась эта сфера. И я такой воодушевлённый пришел на первый курс... а там вместо рекламы — высшая математика, а на лекциях по маркетингу пожилые преподаватели рассказывают об инструментах, которые уже давно не актуальны, и вообще одна теория. В итоге я разочаровался, подумал: «Какой скучный маркетинг!» — и совсем перестал учиться. После первого курса меня отчислили.
— А потом ты дал маркетингу второй шанс?
— Получается так. Когда мы только купили бизнес и начали его развивать, стало понятно, что без полноценных знаний в интернет-маркетинге не обойтись.
— Что тебе дали курсы Skillbox?
— Если сравнивать до и после, то, по сути, раньше я совсем не занимался рекламой в интернете. Просто, когда появлялся новый товар, я добавлял его описание на сайт, и всё.
В Skillbox я узнал, что такое SEO, научился им пользоваться и довольно быстро добился впечатляющих результатов. У меня сейчас около 100 запросов в топ-1 органической выдачи. Потом я освоил рекламу в сети, на поиске, таргетинг. До курсов я думал, что это что-то очень сложное, а на самом деле в таргете гораздо приятнее работать с аудиторией.
Я уже говорил, что любители японской культуры — это настоящие фанаты, и благодаря таргетингу их стало очень просто находить в соцсетях. Ещё понравился инструмент SERM (Search Engine Reputation Management — управление репутацией в интернете), я даже заработал сертификат с «Яндекс.Карт», мне прислали звёздочку с рейтингом. Было очень приятно.
— Вы с женой ведёте бизнес вдвоём?
— Да, но теперь у нас появился целый отдел по маркетингу. Я нанял двух специалистов к себе в команду.
— Давно?
— Они работают примерно с весны. На этот шаг меня, кстати, тоже подтолкнул Skillbox, потому что когда я узнал весь фронт работы по продвижению и контенту, то понял, что такая многозадачность мне ни к чему. Она будет только ухудшать эффективность. Я сейчас в основном занимаюсь разработкой SMM-стратегии и подготовкой техзаданий для коллег.
— Как обычно проходит твой рабочий день?
— Я встаю рано утром, еду на тренировку и примерно в 10 часов прихожу в офис. Там мы собираемся с моим небольшим отделом маркетинга, совещаемся, продумываем дизайн. Потом я обсуждаю с ними проекты: что готово, что будем делать дальше. И уже во второй половине дня перебираюсь в кофейню, работаю с фрилансерами, думаю над новыми идеями. Но это не строгое правило, я могу и дома поработать, или если мне нужно присутствие коллег, то вернуться в офис.
— Ты говорил, что знакомые стали просить советов, когда узнали, что ты изучаешь маркетинг. Сейчас занимаешься сторонними проектами или нет?
— Да, бывает. Иногда мне по рекомендациям от знакомых или от их коллег приходят проекты. Чаще всего я берусь за разработку SMM-стратегии, составление контент-плана, матрицы, рубрикаторов контента. Я поначалу стеснялся за это брать деньги, но теперь озвучиваю небольшие суммы, примерно 10–15 тысяч рублей. Мне интересно над этим работать, потому что бывают очень разные компании: кто-то продает через Instagram* толстовки, а кто-то развивает свою кофейню.
— Что из чужих проектов было интересно продвигать?
— Кальянную в соцсетях.
— Почему?
— Потому что её сложно продвигать: таргетинг невозможен, Instagram* и Facebook* банят любую рекламу, которая связана с табаком. Так что стандартные методы продвижения сразу отпали, и нужно было поломать голову, чтобы решить эту задачку. В итоге я добился увеличения количества звонков через Instagram*, а бронирования столиков — через Direct. Сделал я это с помощью блогеров, геотегов и конкурсных механик.
Мечта: стать писателем
— Ещё до интервью ты сказал мне, что в юности хотел стать писателем. Расскажешь об этом?
— У меня был очень хороший учитель литературы. Я думаю, что желание писать всегда начинается с увлечения литературой: сначала ты читаешь, а потом хочешь и сам создавать тексты. Если искать конкретную отправную точку, то наверное, это момент, когда я прочитал «Великого Гэтсби». Я занимался писательством в выпускных классах школы, до первого курса университета. Не знаю, может, в этом была какая-то подростковая драма. И это же романтично — быть писателем. Я тогда себе для этого дела даже на «Авито» раритетную печатную машинку купил.
— В том, что ты делаешь сейчас, эта давняя мечта как-то проскальзывает?
— Когда я стал заниматься интернет-маркетингом, то узнал, что для продвижения нужно очень много полезного контента. Причем не просто слова под запросы, а сильные тексты, где будет много фактов и любой читатель сможет что-то для себя почерпнуть. Я погрузился в этот процесс, прочитал много книг и однажды осознал, что пишу и зарабатываю на этом деньги как профессиональный писатель, только в локальном смысле. А ведь история знает столько талантливых писателей, которые прожили абсолютно бедную жизнь, писали в стол и добились признания уже после смерти.
— Ты для себя разделяешь писательство и копирайтинг?
— Я считаю, что копирайтинг — это создание текстов под запросы и по ключевым словам, в которых 80–90% текста составляют клише и канцеляризмы. А самое главное, в них вообще может не быть ответа на заявленный вопрос — такая обманка, чтобы привлечь трафик. А писательство раскрывает какую-то тему и отвечает на вопросы читателей.
— Планируешь написать книгу?
— Теперь да, потому что я познакомился с жанром нон-фикшн и узнал про максимально практичную литературу. Художественные произведения заставляют задуматься, вдохновляют, а нон-фикшн не только мотивирует, но ещё даёт конкретные указания к действиям. Поэтому если я буду писать книгу, то это будет только нон-фикшн.
— Как думаешь, почему, несмотря на гору курсов, хороших копирайтеров и писателей всё равно мало?
— Мне кажется, что люди думают, будто это слишком легко: ну я вроде бы писал неплохие сочинения в школе, значит, смогу работать копирайтером. Я считаю, что нужно проявить больше уважения к этой профессии. Должно быть понятно, что копирайтер — это целостный специалист, который владеет большим багажом знаний, навыков. А сейчас тексты часто идут в нагрузку к чему-то: к маркетингу, SMM, SEO. Но это неправильно, что сама индустрия заставляет копирайтеров совмещать много разных задач, вместо того чтобы добиться мастерства в какой-то одной.
— У тебя такое трепетное отношение к восточной культуре. Как это влияет на тебя, на компанию?
— Я стремлюсь ввести эту философию и в бизнес, и в наш быт. Чаще всего, если мы с женой готовим ужин, то это японский ужин, если смотрим фильм, то это японское кино, если мы работаем, то под японскую музыку.
— Поделись парой хороших японских фильмов?
— Без проблем. Только надо сразу оговориться, что японский кинематограф — это достаточно сложная вещь, потому что на родине к нему относятся как к высокому искусству. Поэтому большинство населения смотрит аниме, которое бывает абсолютно разным, для любых возрастов и интересов. Среди моих любимых — антиутопия «Акира» и постапокалипсис «Призрак в доспехах».
— А что насчёт любимых блюд?
— Мы чаще всего готовим рамен — это суп-лапша. Нам он нравится тем, что с ним можно экспериментировать, пробовать разные добавки, виды бульона. Если про стрит-фуд говорить, то очень вкусное блюдо — такояки. Что-то вроде нашей шаурмы, только это шарики из теста с мясом осьминога внутри.
— Какие планы на будущее?
— Я хочу нанять ещё несколько сотрудников и делегировать им часть задач. Думаю, что можно даже собрать креативную команду, которая под моим началом будет работать для «Фудзи-сан» и сторонних заказов. А ещё последнее время меня очень привлекает дизайн. И я всерьёз думаю над тем, чтобы пройти курсы дизайна в Skillbox.
Блиц
— Какой проект тебе было бы интересно продвигать?
— Хотел бы с «Рокетбанком» поработать. Они новаторы в банковской системе, мне нравится их подход к работе и отношение к клиентам. Когда общаешься с их поддержкой, кажется, что пишешь друзьям, — это круто.
— Посоветуй, что в первую очередь надо попробовать в «Фудзи-сан»?
— «Рамунэ» — это безалкогольный газированный напиток, запечатанный в специальную японскую бутылку. Ещё, конечно, сладости. Например, палочки «Поки» — это соломка с шоколадной глазурью разных вкусов, от зелёного чая до васаби.
— Расскажи про самое дикое сочетание в японской еде?
— Думаю, что их нужно искать в японских шоколадках Kit-Kat. У них есть вкусы мисо супа, васаби, томатов, сакэ.
— Хороший маркетолог…?
— Заботится о своём клиенте. Он не должен что-то впаривать, гнаться за широкой аудиторией. Для классного специалиста важно понимать дизайн, копирайтинг. А ещё — быть очень современным человеком, следить за Digital, общаться со смежными специалистами, узнавать что-то новое на курсах и профильных мероприятиях.
— Книги, которые тебе помогли в работе?
— Очень полезная книга Дэниела Левитина «Организованный ум» и ещё «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Я эти книги ношу с собой в портфеле то на работу, то домой. Они всегда со мной, потому что периодически в них заглядываю.
— Страны, куда стоит съездить?
— Япония, Индия и Франция.