Эйджизм, маркетинг и народные ремесла: как в 50 лет начать карьеру маркетолога с нуля
Алексей пришел на курсы, чтобы настроить рекламу для своего магазина, а в итоге решил стать интернет-маркетологом.
vlada_maestro / shutterstock
Алексей Панов
Россия, г. Москва
Дипломная работа
Разработка стратегии интернет-продвижения компании «Кухни Мария»
Пройденный курс
Достижения
Освоил новую профессию, сам начал продвигать свой интернет-магазин, работает с Ingate на аутсорсинге по аудиту сайтов.
В интервью Алексей рассказывает:
- зачем после 20 лет в логистике ушел искать себя в интернет-маркетинг;
- что дало обучение в Skillbox;
- почему решил продвигать интернет-магазин сам, а не нанял специалиста;
- как относится к стереотипам в профессии.
Из логистов в маркетологи
— Алексей, вы 20 лет занимались логистикой и импортом, а теперь пришли в интернет-маркетинг. Почему такой крутой поворот?
— Да, я специализировался на внешнеэкономических закупках, но сейчас это направление стагнирует. Импорт очень сузился, остались только крупные компании-импортеры, а средний и малый бизнес из этого процесса выпал. Внутренний рынок развивается, да. Но импорт стоит: как было 15 лет назад, так и осталось. И мне просто стало скучно, я себя в этой сфере больше не видел.
— Не страшно было всё бросить и начать с нуля?
— Конечно, опасения были, но не страх. При самом плохом раскладе пошел бы таксовать. Но даже это лучше, чем заниматься неинтересным делом. И вообще, по-моему, намного хуже сидеть на одном месте и страдать от скуки, чем пробовать и ошибаться.
— А почему выбрали именно интернет-маркетинг?
— Началось так: три года назад я, уже предчувствуя уход из логистики, открыл свой интернет-магазин. Товарная группа необычная: гжель, хохлома... В общем, товары народных промыслов. Это не продукт общего потребления, у него своя аудитория, и мне нужно было выйти именно на нее. Как только я это понял — начал сам настраивать рекламу в соцсетях, продвигать магазин. Но результат был очень скромный.
Пытался найти нужную информацию в интернете, но там ее слишком много и она весьма противоречива. Поэтому самым логичным вариантом стало самому пройти обучение по интернет-маркетингу. То есть изначально я выбрал это направление, исходя из прагматичных задач: мне нужно было грамотно продвигать свой интернет-магазин.
— Почему народные промыслы?
— Меня просто привлекает эта культура. Кто-то видит в ней только посуду или сувениры, но на самом деле за всем этим стоит богатая и интересная история, она связана и с церковным расколом, и с экономическим расцветом XIX века.
— А вы рассказываете об этом в аккаунтах магазина?
— Конечно. Я сам пишу тексты на сайт интернет-магазина, в соцсети. Всячески стараюсь донести до людей смысл этих вещей. Я даже вижу в этом свою небольшую миссию. И параллельно сотрудничаю с Ассоциацией народных ремесел России.
— Почему вы открыли именно интернет-магазин? Не проще ли в офлайне?
— Тут две основные причины. Во-первых, потому что в центре Москвы очень дорогая аренда, а на окраине такие вещи своего покупателя не найдут.
Во-вторых, интернет значительно расширяет границы продаж — я не ограничен конкретным районом, городом и даже страной. И в целом это проще и удобнее.
Хотя, если будет возможность поставить офлайн-точку, я обязательно это сделаю — даже не столько ради денег, сколько чтобы заинтересовать людей народными промыслами.
— Как вы учились? Что давалось легко, а с чем пришлось потрудиться?
— Я поначалу достаточно легкомысленно отнесся к курсу, думал, что это очень легко и быстро будет — достаточно понять и выучить алгоритм. Но оказалось, чтобы стать хорошим маркетологом, нужно не только порядок действий знать, но и научиться понимать аудиторию. С опытом появляется чутье, как у врачей, когда они на глаз могут поставить верный диагноз.
Когда я это понял, тогда уже стал серьезно трудиться. В некоторых вещах я разбирался по несколько дней. Для тех, кто раньше уже касался этой сферы, учеба была проще. Хотя мне помогало, что по образованию я системный аналитик и с компьютерами на «ты», но всё равно пришлось много сил потратить на учебу. А в целом мне понравилось.
— Чем помог курс?
— Меня научили на базовом уровне разбираться в алгоритме рекламы: теперь я умею выделять аудиторию, сегментировать ее, настраивать рекламные кампании по различным каналам, анализировать данные, знаю, как вести аудит своего сайта.
Но главное — я открыл для себя интернет-маркетинг и понял, что хочу развиваться в этой сфере. Мой магазин посвящен истории и традициям, а интернет-маркетинг удивительным образом позволяет сочетать эту тему с передовыми технологиями.
Сейчас невозможно продавать что-либо без интернет-технологий, если только ты не крупнейший монополист. Поэтому любой средний и малый бизнес уже требует технологичного подхода. И вот получается очень интересно: с одной стороны у меня раскольники, а с другой — digital-технологии. Такие вот контрасты, и мне это нравится.
Из прагматичного — теперь я хорошо понимаю, как донести до моей аудитории ценность этих вещей, их уникальность. И знаю, что нужно делать, чтобы повысить продажи.
— Чем будете заниматься в ближайшие пару лет?
— Я планирую и дальше заниматься своим магазином — ради него всё это и затевалось. Но параллельно хочу поработать интернет-маркетологом в каком-нибудь агентстве.
— Почему?
— Думаю, что это отличный опыт — там можно на практике отработать всё то, чему я научился на курсе. Я рассматриваю все варианты занятости: и фриланс, и офис, — но работа в штате предпочтительнее. Потому что на аутсорсе я работаю уже некоторое время и понял, что расценки здесь низкие, да и задания нерегулярные. Сотрудникам в агентствах платят больше, и у них есть стабильный поток заказов.
О своей миссии и маркетинге
— Почему вы всё-таки пошли учиться сами, а не пригласили для интернет-магазина специалистов по рекламе?
— Интернет-магазин — это не основной мой источник дохода, а скорее хобби. Поэтому бюджет у этого проекта не такой большой, чтобы обращаться в агентство. Но я вообще-то нанимал специалиста — он настраивал рекламу в Facebook*. Большого гонорара я ему предложить не мог, поэтому мы договорились, что он будет делать только часть работы. Возможно, причина была как раз в этой частичности, потому что серьезных результатов мы тогда так и не добились.
А еще я постепенно осознал вот что: даже если ты обращаешься к специалисту, то все равно нужно понимать, что он делает и как, чтобы в целом отслеживать процесс. Поэтому курсы стали во всех смыслах удачным решением.
— Какие-то результаты уже есть? Ваш подход к продвижению магазина как-то изменился?
— Да, однозначно выросли продажи. И еще я стал более качественно вести сайт и соцсети, уверенно настраиваю рекламу для разной аудитории — это как раз влияние курсов.
Но есть еще и особенности самого сегмента рынка: продажи сильно вырастут, только если эта сфера станет модной. Я это понимаю и тоже отчасти над этим работаю — рассказываю, развлекаю, стараюсь доносить до людей интересную информацию. Многие просто не задумываются — а что такое народные промыслы, почему это красиво и достойно приобретения.
Эйджизм и стереотипы
— После курсов вы начали искать работу. Поделитесь впечатлениями: как у наших работодателей с эйджизмом?
— Несомненно, он у них есть. Но я думаю, что это не столько эйджизм у работодателей, сколько проблема общества в целом. У нас есть стереотип, что после 45 лет человек уже не работник. И память у него плохая, и думает он медленно, а в такой креативной среде, как маркетинг, ему вообще делать нечего. Но я спокойно к этому отношусь. Сейчас трудно устроиться и молодым, трудно и тем, кому за 45. Возможно, это даже зависит не столько от возраста, сколько от опыта кандидата. У меня все-таки особенная ситуация: я ищу первую работу как интернет-маркетолог. Сейчас я на аутсорсинге сотрудничаю с Ingate по аудиту сайтов, но хочу найти все-таки что-то узконаправленное по интернет-маркетингу.
— Что вы посоветуете работодателям, которые при найме придают большое значение возрасту кандидата?
— Конечно, им нужно абстрагироваться от стереотипов. Потому что не факт, что самый молодой член коллектива будет самым креативным, а самый взрослый — самым опытным. Это всё надуманные вещи, в них лучше вслепую не верить.
— А как ваша семья отнеслась к смене профессии?
— Хорошо, они же меня знают, и поэтому понимают, что все возрастные клише — это не про меня. У них и не было сомнений, что я справлюсь.
Блиц
— Представим, что вам сейчас 18 лет и вы планируете поступить в университет. Какую специальность выберете?
— Что-нибудь связанное с интернет-маркетингом.
— Лучшее средство от сомнений?
— Вера во всех смыслах этого слова.
— Качества хорошего интернет-маркетолога?
— Он объединяет в себе системность, прагматичность, аналитический ум и креативность.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».