Стать Instagram-маркетологом* или переехать на Бали? Зачем успешные специалисты учатся дальше
Три опытных маркетолога рассказали нам, зачем они проходят дополнительное обучение и как после этого меняется их отношение к профессии и к самим себе.
megan_rexazin / pixabay
Многим кажется, что хорошим специалистам уже необязательно ничему учиться. Ведь они и так уже хорошие специалисты! Но на деле жизнь профессионалов состоит из постоянного покорения высот — и, переведя дух после Эльбруса или Килиманджаро, они движутся к личному Эвересту.
Мы поговорили с маркетологами, занимающимися на курсе «Директор по маркетингу», о том, что мотивирует их находить время на обучение и достигать новых целей.
- Екатерина Лушина о том, как найти творчество в маркетинге
- Ирина Хорхоль о том, что лучше — уехать на Бали или заняться консалтингом
- Роман Пирогов о том, почему юрист — это опасная профессия
Екатерина Лушина
Россия, Москва
Позиция
Заместитель директора по маркетингу в INPAS
«У меня возник вопрос к себе: почему я всё ещё второй игрок?»
— У вас большой опыт в маркетинге и хорошая должность. Почему вы решили пойти учиться?
— Я по жизни перфекционист, и в какой-то момент у меня возник вопрос к себе: почему я ещё не директор по маркетингу, а всего лишь заместитель, второй игрок? Может, мне чего-то не хватает? Я хочу быть первым игроком!
— И чего же не хватает?
— Наверное, гибкости. Знаете, делать проект самой или набрать команду — с этим у меня проблем нет, но ведь это ещё не всё. Нужно уметь учитывать интересы разных сторон, принимать их мнения — в этом мне есть ещё над чем работать. Я хочу быть быть хорошим лидером, а это значит быть ближе к людям. Чувствовать команду и вести её за собой. Нет смысла давить на человека и ждать от него результатов там, где он не тянет.
— Тем более что маркетинг — это всё-таки творческая работа.
— Ну, я работаю в IT-сфере, и тут важен системный подход. Нужно работать с разными департаментами: экономическим, разработчиками. Приходится держать в голове разные политические аспекты, о которых люди не могут сказать прямо. С другой стороны, маркетинг в любом случае остаётся творческой профессией: всё время работаешь над хорошим текстом, над интересной визуальной подачей.
— Были опасения, что курс не оправдает ваших ожиданий?
— Да, я думала: а вдруг материал будет посредственный и я ничего нового не узнаю? Курс крупный, годовой. Конечно, я волновалась. Но это беспокойство было приятно разрушено.
Ещё я волновалась, как сложится работа с учебной командой, но тут тоже всё получилось. Знаете, непросто выстраивать командные отношения с новыми, незнакомыми людьми. Но был очень крутой момент, когда мы получили первую обратную связь по нашей работе: чёткая критика, всё по полочкам. Мы классно справились, и вот в этот момент я поверила в свою команду.
— То есть все волнения прошли?
— Я всё ещё немного переживаю по поводу командной работы на воркшопах. Но понимаю, что если я хочу расти, то мне важна такая практика.
Блиц
— Что самое сложное в обучении?
— Сложнее всего найти время! Получается, теперь после работы у меня есть вторая мини-работа.
— Как переключаетесь на отдых?
— Чётко говорю себе: «Всё, закончили, встала и забыла! Вернусь к этому в понедельник».
— Что вас вдохновляет?
— Смотреть на трогательных европейских стариков, которые живут достойно и хорошо, и стремиться к такому же качеству жизни.
Ирина Хорхоль
Россия, Москва
Позиция
Head of Brand Marketing в компании CoMagic
«Я стала шире смотреть на свои возможности»
— Вы в прошлом году стали мамой. Не боитесь перерыва в карьере?
— Боюсь! Это меня и подтолкнуло пойти учиться. Я довольно долго занималась своей карьерой и понимаю, что такой перерыв не пройдёт бесследно. Сейчас маркетинг движется со скоростью света, молодые специалисты наступают на пятки. Не хочу терять времени, сидя в декрете.
— И что планируете после декрета? Вернётесь в свою компанию?
— Да, и я собираюсь не просто вернуться в свою должность, а сделать level-up, стать директором по маркетингу. Во всяком случае, план был такой. Но в процессе обучения возникли новые сценарии. Я спросила себя: а может быть, я не хочу возвращаться в офис? Может, я хочу уехать на Бали и работать Instagram-маркетологом*? Или даже уйти в свободное плавание и заняться консалтингом? Я стала шире смотреть на свои возможности.
— А почему стали рассматривать консалтинг?
— Потому что эта позиция решает важную коммуникационную проблему. У любого руководства, как правило, есть своё мнение, оно стремится брать на себя ответственность — почём зря, если честно. Привлечённому консультирующему эксперту проще доказать свою позицию, чем наёмному сотруднику. Кроме того, в консалтинге я смогу масштабироваться и работать уже не с одной компанией, а со многими.
— Директор по маркетингу — это лидерская позиция. Ощущаете себя лидером?
— Да, ощущаю. Мне кажется, главное качество лидера — давать команде развиваться. Вы знаете, мои коллеги — даже бывшие — приходят ко мне получить поддержку, посоветоваться о рабочих вопросах. И как лидер я смогу заниматься наставничеством, развивать их в профессии. Люди часто говорят: ой, зачем мне развиваться, я же не хочу становиться директором. Но команду необходимо развивать, потому что в маркетинге всё движется очень быстро.
— Когда вы начали учиться, у вас было понимание, что именно вы хотите узнать?
— Ну да, я понимала, что слабовато разбираюсь в операционке: какие-то инструменты знала, но не использовала эффективно, а о каких-то не имела представления. Многие в нашей сфере знают инструментарий, но не умеют его использовать и думают, что это неэффективно. А инструменты в маркетинге как ножницы: они не работают, если их неправильно использовать.
Блиц
— Что для вас успех?
— Самореализация и высокий доход.
— Чем занимаетесь в свободное время?
— Провожу время с семьёй.
— Что важно для маркетолога?
— Развиваться, быть любопытным и зажигать своей энергией других!
Роман Пирогов
Россия, Нижний Новгород
Позиция
Сооснователь Nasonov, Pirogov & Partners
«Чтобы понять, как избежать выгорания, нужно один раз выгореть»
— Вы юрист с многолетней практикой. Почему вдруг решились на учёбу в другой сфере?
— Ну это случилось не вдруг. Мы с партнёром создали свою юридическую фирму в 2017 году. И со временем я начал понимать, что мне чего-то не хватает. Я считаю себя не просто юристом: я ещё и менеджер, управляю процессами. Мне интересно создавать новые продукты, выстраивать процессы, организовывать. Поэтому у меня есть мысли развиваться в product development, а не углубляться только в свою профессию.
— А почему выбрали именно маркетинг?
— Я сначала думал попробовать что-то в IT, но я не математик и не программист, так что сложно было бы зайти в эту сферу. А маркетингом я и раньше интересовался, изучал разную литературу по нему. Стал смотреть предложения. В общем, когда я почитал о курсе «Директор по маркетингу», я понял, что это органичная надстройка над всем, что я умею. Такой первый шаг к тому, чтобы смотреть на бизнес под другим углом: не со стороны юриста, как я привык, а со стороны предпринимателя.
— Если бы вы снимали кино про свою карьеру, какой жанр выбрали бы?
— Ох, это была бы комедия с элементами драмы. Со стороны кажется, что профессия юриста безопасная: ходишь в пиджаке, ничего особенного не происходит. Но юристы бывают очень разные. Есть, например, уголовные адвокаты — люди с сильным характером, которые работают с большим количеством драмы.
Я и мои коллеги взаимодействуем с экономической сферой, с бизнесом. Поэтому у нас немного полайтовее, хотя бывают тоже сложные и напряжённые проекты. Ко мне однажды в перерыве между судебными заседаниями подошёл оппонент и предупредил, что через две недели меня ждёт встреча с его племянником с ножичком.
— Опасно! Надеюсь, всё обошлось?
— К счастью, да.
— Когда вы решили учиться, чего вы ждали от курса?
— Особых ожиданий типа «сейчас я приду, и все будут крутые, и всё будет невероятно интересно» у меня не было. Я оценивал рынок, читал отзывы и примерно представлял плюсы и минусы. И в целом реальность совпала с тем, чего я ожидал.
— А у коллег, знакомых узнавали — был у них опыт подобного обучения?
— Да, уже сейчас, когда я на курсе, слышу отзывы о том, что людям не заходит формат онлайн-обучения и принцип микрообучения, который применяется в Skillbox. Это когда ты в модуле берёшь конкретную прикладную задачу и выполняешь её с учётом своих навыков и опыта.
Действительно, есть такие люди, которым нужно обучение как в школе: чтобы тебе дали десять учебников, ты их прочитал, чтобы тебя отругали на семинарах, сказали, какой ты плохой в сравнении с Машей и Петей. Только тогда у них появляется ощущение, что они учатся. Наверное, этим людям лучше выбирать другой формат.
— Сложно учиться на курсе?
— Учиться не сложно, тут работает принцип «глаза боятся — руки делают». Самая сложная задача, когда за неё садишься, оказывается не такой и страшной. Конечно, многое зависит от спикеров, от контента, от обратной связи проверяющих, но, в конце концов, главное — это желание учиться и всегда делать немного больше, чем от тебя требуется.
БЛИЦ
— Как избежать выгорания?
— Чтобы это понять, нужно один раз выгореть.
— Что главное для юриста?
— Наверное, проницательность и чуткость. Ты работаешь с проблемой, должен слышать и понимать другую сторону.
— Что первое говорите себе утром?
— Вставай и иди делай зарядку!
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».