Маркетинг
#истории

«Не нужно быть суперэкспертом: просто хорошо работай — и у тебя будут клиенты и деньги»

Когда 15 лет в маркетинге — это только начало. Обновив свои знания, Светлана нашла новых клиентов и монетизирует личный аккаунт в Instagram.

сайт LINGsCARS

Светлана Федченко

Россия, Ростов-на-Дону



Достижения

Изучила интернет-маркетинг, приобрела дополнительный источник дохода и расширила круг рабочих знакомств.


Ссылки


В интервью Светлана рассказывает:


— Вы уже 15 лет в маркетинге. Призвание?

— Да, мне всегда был интересен маркетинг, потому что, на самом деле, в нём не скучно. Когда ты водитель троллейбуса, ты вынужден каждый день ездить по одному и тому же маршруту и совершать одни и те же действия. Мне по складу характера такое не подходит, мне нужно, чтобы каждый день был не похож на другой. В маркетинге я это нашла. Здесь можно и прокачивать аналитические скиллы, и проявлять креативность, и экспериментировать — всегда появляется что-то новое, сфера быстро развивается. На заре моей карьеры ни о каком таргете или контекстной рекламе речи не было вообще — мы только листовки раздавали или наружку вывешивали.

— Расскажете об этом? :)

— Я с улыбкой вспоминаю одну историю. На заре карьеры я заказала рекламный текст для размещения в деловом СМИ. Мне дали копирайтера, но по какой-то причине мы с ним не сработались, и я решила написать текст сама.

Когда я закончила текст, я не стала повторно вычитывать его перед отправкой — мне показалось, что всё окей. В итоге выяснилось, что я допустила забавную, как сейчас кажется, ошибку: вместо корректных ФИО директора предприятия, о котором шла речь в статье, оставила «Иванов Иван Иванович». Я хотела уточнить верное написание и потом вставить в текст актуальные данные, но забыла, и статья ушла в печать с ошибкой.

Потом оказалось, что директор вообще женщина, и мне пришлось приносить публичные извинения. Но это был полезный опыт, после которого я всегда стараюсь всё проверять и перепроверять. Это в диджитале есть возможность в любой момент что-то поменять, а тут вышел тираж в сто тысяч экземпляров — и всё.

Как получить первого клиента, только начав учиться

— Где работаете сейчас?

— Я совмещаю. Основная моя работа — в компании, которая предоставляет услуги во внешнеэкономической деятельности. Тоже не самый простой бизнес с точки зрения продвижения на рынке: он очень консервативный и узконаправленный, поэтому много вызовов и моментов, в которые нужно вникать. Но это даже интересно. Плюс у меня есть собственные клиенты — это и SMM, и администрирование сайтов, и консультации в области интернет-маркетинга.

— Работая в консервативной среде, вы пытаетесь протолкнуть более современные решения или играете по правилам?

— Мне очень повезло с руководством — оба моих шефа достаточно прогрессивны, с ними легко и комфортно сотрудничать. Они с воодушевлением рассматривают любые мои идеи. Например, с моим приходом в компанию мы начали вести аккаунты в соцсетях. До этого их не было, так как соцсети не самый подходящий канал для продвижения узкоспециализированной B2B-компании. Но мне удалось убедить руководство, что тот же Instagram* — важная часть имиджа и не иметь его в 2021 году просто странно.

Фото предоставлено Светланой Федченко

— Почему решили учиться интернет-маркетингу? Был определённый момент, когда стало ясно, что без образования никуда, или осознание приходило постепенно?

— Скорее постепенно. Я поняла, что появляется много новых инструментов, а я на них смотрю со стороны или делегирую задачи, связанные с ними, агентствам. Причём зачастую не понимаю их деятельность и отчётность, не разбираюсь, хорошо они делают или плохо. Всё-таки нужно хотя бы поверхностно разбираться в этих вопросах, чтобы провести тендер, поставить и проконтролировать задачи. Я не хотела быть «динозавром» и решила получать дополнительное образование.

Плюс у меня есть личный инстаграм*, который я веду с 2012 года. Перед тем как я взяла курс, это был аккаунт на 300 человек — мои увлечения, путешествия, семья, друзья. Хотя он делался в первую очередь для своих, я начала понимать, что у меня получается находить для блога интересные решения, и мне захотелось монетизировать этот свой талант.

На курсе «Профессия Интернет-маркетолог» большой блок программы был отведён именно SMM, и в конце обучения я поняла, что хочу развиваться в этом направлении. Ведь появляются всё новые и новые соцсети — TikTok, Clubhouse, — и они уже никуда не денутся, мы уже внутри этого «чёрного зеркала»… Диджитал-маркетинг — это и актуальная тенденция, и то, к чему у меня есть предрасположенность. Кстати, именно благодаря инстаграму** я и получила первого клиента.

— Как это произошло?

— Я сидела за домашним заданием к курсу, и вдруг раздался звонок. Девушка сказала, что слышала, как хорошо я веду соцсети, и хочет встретиться и обсудить со мной условия сотрудничества. Но на тот момент я вела только свой личный аккаунт! Оказалось, мой знакомый узнал, что я учусь на маркетолога, но сделал поспешные выводы, что я уже окончила курс. Он-то и порекомендовал меня.

С этой девушкой мы сотрудничаем и по сей день. Мне пришлось с потолка взять прайс, но в то же время я понимала, что странно отказываться от клиента, когда он сам к тебе просится. Развивая её проект, я смогла применить знания из курса. Я получила крутой опыт: когда у тебя выдуманный, абстрактный проект, ты не так серьёзно подходишь к заданиям. А если клиент реальный, да ещё и деньги платит — это совсем другое дело.

— Каково после 15 лет в профессии заново примерить на себя роль студентки?

— Сложно! Приходилось себя перестраивать и дисциплинировать. Когда ты встаёшь к девяти на работу, где есть руководство и тайминг, — это одно. Другое дело, когда нужно самого себя усадить, вместо того чтобы погулять или посмотреть сериал. По сути, тебе приходится работать после работы, а мозг сопротивляется — ему хочется более лёгких задач. Но когда ты видишь результат и понимаешь, что вещи, которые ещё пару месяцев назад казались недоступными, сейчас тебе понятны, — это здорово.

Проработка теории в домашних заданиях помогла мне понять, чем я хочу заниматься, а чем — точно нет. Например, SEO и контекстная реклама — не моё. Мне больше по душе SMM, креатив и творчество. Там можно похулиганить, попробовать разные форматы и подходы. Но новые знания помогают мне во всём. Сейчас на основной работе я через агентство настраиваю контекстную рекламу для двух сайтов. И понимаю, насколько проще мне стало общаться с исполнителями, ставить задачи, контролировать исполнение.

К тебе уже другое отношение, когда ты понимаешь, о чём говоришь. Если ничего не смыслишь в задаче, исполнитель может этим воспользоваться в своих целях.

Фото предоставлено Светланой Федченко

На удалёнке ты тотально несвободен — 24 часа в сутки

— Какие тенденции и тренды в маркетинге вам по душе, а какие нет?

— Мне очень нравится, что маркетинг уходит в область индивидуализированных продаж — human to human. Ещё мне симпатичен тренд на экологичность — когда продажи идут не в лоб, нет попытки тебе что-то впарить через манипуляцию и скрытых мотивов, так называемого агрессивного маркетинга. Я никогда не использовала подобный подход в своей практике и ни за что не куплю что-либо у продавца с агрессивной манерой продаж.

Что касается трендов, которые мне не нравятся, — это засилье «экспертов». Куда ни плюнь, обязательно попадёшь на какого-нибудь «гуру» или «мастера», которому 25 лет, но при этом он уже долларовый миллионер и у него 15 лет опыта работы ;) Люди не понимают, что необязательно быть суперэкспертом или владельцем школы для того, чтобы быть успешным.

Ты можешь просто хорошо делать своё дело — и у тебя будут заказы, клиенты и деньги.

— До интервью вы признались, что ваша работа далека от типичных представлений о её современных форматах — вы вкалываете, а не «работаете два часа в день из любых гамаков мира». Почему гамак не вариант?

— У меня есть знакомые, которые так и живут — уезжают на зимовку в тёплые края и оттуда работают. Лично мне такой кочевой образ жизни не очень подходит, но классно, что у людей есть такая возможность.

Другое дело, когда удалённые профессии преподносят как полную свободу. Я с этим совершенно не согласна: на удалёнке ты тотально несвободен — причём 24 часа в сутки.

Когда только появились ноутбуки и смартфоны, мы радовались, что теперь можем работать из любого места и в любое время. А сейчас проклинаем технологии по той же причине.

У нас не осталось личного пространства и времени на себя, потому что в любой момент кто-то может написать. Я работаю почти целый день: сначала на основной работе, а вечером — со своими личными клиентами. Поэтому, когда говорят, что фриланс — это работа на три часа в день, я всегда возражаю. Работая три часа в день, ты ничего не достигнешь, не обеспечишь себе достойный уровень жизни. Если ты хочешь успеха и денег — забудь о неполноценном рабочем дне.

— Кстати, про успех. Какие профессиональные цели ставите перед собой?

— Я начала писать книгу, и сейчас она готова приблизительно на 70%. Всё никак не могу закончить — нет времени. А для творчества нужно его выделять — вдохновение же не приходит просто так, нужно настроиться. А это сложновато, когда у тебя две работы, двое детей и собака.

— О чём будет ваша книга?

— Помимо того, что я маркетолог, я ещё и путешественница со стажем. Поэтому моя книга — это заметки маркетолога, который приезжает в другие страны и попадает там в курьёзные ситуации. Небольшие наблюдения, заметки в юмористическом ключе.

— Как путешественница, заметили разницу в рекламе в России и за границей? Есть особенности?

— Эти особенности я как раз отражу в своей книге. Например, мне очень импонирует то, что в Европе нет культа молодости. В российской рекламе сплошь молодые успешные двадцатипятилетние миллиардеры. Неудивительно, что у нас женщина старше пятидесяти уже переживает, что молодёжь наступает ей на пятки и ей нужно соответствовать, изнурять себя диетами и пластическими операциями — и это несмотря на её успешность в профессии.

В Европе людям комфортно в своём теле и возрасте — и реклама это отражает, люди старше пятидесяти в европейской рекламе не редкость. И это логично — молодёжь в Европе довольно долго учится, они не заводят семьи, и у них нет стремления что-то покупать и вить гнездо. Ещё мне нравится европейский подход к наружной рекламе — это очень деликатные вывески без излишеств. Европейцы ценят своё культурное наследие, внимательно относятся к архитектуре городов и не завешивают фасады исторических зданий большими аляповатыми баннерами.

Обложка книги Светланы

Всё успевать невозможно

— Вы одновременно проходили курс, работали и воспитывали детей. Как всё успевали?

— Никак. Всё успеть невозможно, ты в любом случае расставляешь приоритеты. На протяжении жизни бывают разные периоды, когда мы с головой уходим в работу, в учёбу или в семью. Сейчас у меня уже достаточно взрослые дети и появилась возможность заниматься собой, писать книгу, заниматься спортом. Конечно, когда дети были маленькие, я не могла этого делать. Успевать всё нельзя — эта задача заранее обречена на провал.

— Близкие поддерживали или обижались, что ты занята?

— Нет, они отнеслись с большим пониманием, и я благодарна им за это. Это нормально, когда семья поддерживает тебя в твоём развитии. Я всегда говорю об этом детям. Если они будут куда-то стремиться, я всегда их поддержу. Плюс дети видят, что, вместо того чтобы пялиться в сериалы, мама развивается и учится. Наверное, у них интуитивно срабатывает звоночек, что это нормально и правильно. Так и должно быть.

Для меня дети не препятствие к развитию, а, наоборот, мотивационный фактор. Это стимул развиваться, зарабатывать, показывать им личным примером, как нужно жить, развиваться, работать.

Светлана с семьёй. Фото предоставлено Светланой Федченко

— Ваша жизнь как-то изменилась после курса?

— Сильно. Курс стал для меня некой своеобразной точкой отсчёта, моя карьера разделилась на «до» и «после». Знания, круг общения, новые интересы — это всё понятно. Но поменялось ещё и моё мировоззрение — появились мысли, которые раньше просто не приходили мне в голову. Есть ещё имиджевый момент. В последнее время я довольно активно выступаю на разных профессиональных мероприятиях на тему соцсетей и развития личного бренда. И когда я говорю аудитории, что у меня есть диплом Skillbox, это сразу вызывает доверие. Это известный бренд с понятной и прозрачной миссией, а в век засилья информационного мошенничества это ценно. Лично мне обучение дало уверенность в себе и внутренние силы, чтобы побороть синдром самозванца.

Сейчас я понимаю, что у меня за плечами довольно серьёзное обучение, к которому я подходила ответственно, поэтому я точно имею право говорить на свои профессиональные темы перед аудиторией.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована