«Программист написал мне: „Я никогда не получал настолько подробное ТЗ от маркетолога“»
Людмила прошла путь от гифок про похудение до проджект-менеджера рекламного агентства, став востребованной пиарщицей. А ещё у неё свой книжный блог.
Фото: личный архив Людмилы Мостовой
Людмила Мостовая
Россия, Новосибирск
Пройденные курсы
Достижения
Упорядочила знания по таргетингу, освоила веб-аналитику и испробовала таргет на своём книжном блоге в Instagram*.
В интервью Мила рассказывает:
- как она работала с надоевшей всем тизерной рекламой;
- как она плавно перешла из журналистики в рекламу;
- о своей технике заведения новых знакомств на конференциях;
- зачем она пошла на курс по таргетингу;
- о чём она пишет в своём книжном блоге.
Мила училась в Новосибирском государственном университете (НГУ) на журналиста. На третьем курсе она стала подрабатывать в сфере рекламы и SMM, а к концу учёбы стала полноценной пиарщицей. Сейчас она проджект-менеджер рекламного агентства и вместе с командой занимается SMM-проектами. Мила — любитель профессиональных конференций и выпускница курса «Таргетолог» от Skillbox. А ещё она ведёт блог о книгах в Instagram*.
«Похудеть помогает сода…», «Он втирал…»
— Мила, ты более пяти лет в рекламе и SMM. Наверняка за это время многого насмотрелась. Расскажи про самое дикое место, в котором ты работала.
— Это была контора, которая делает тизерную рекламу. Те самые сумасшедшие гифки, которые появляются при просмотре фильма на каком-нибудь не очень легальном сайте. Всё в духе: «Похудеть помогает сода и…», «Лариса Гузеева призналась, что…», «Он втирал…» — и так далее.
Один парень, который у нас работал, придумывал заголовки, другой делал гифки, а я писала тексты для странички с рекламой. Человек попадал на них, когда кликал на гифку.
— Ага, то есть там реклама! Я была уверена, что после клика открываются врата ада :)
— Не только ты, все думают, что если кликнуть, то сразу кучу вирусов подцепишь. На самом деле — нет. Ты попадаешь на страницу с душещипательной историей тёти Маши, которая весила 600 тонн, потом начала пить соду с солью, которую она купила вот в этом конкретном магазине (здесь реферальная ссылка), и теперь тётя Маша весит 60 килограмм. Так работали продажи.
И самое удивительное, что трафик там сумасшедший. Помню, когда я написала рекламный текст, наполовину, конечно, заштампованный, и увидела результат, сколько людей кликают и покупают, — была в шоке.
После этого я как-то спокойнее отношусь к «правильному» копирайтингу.
— Даже в «идеальных текстах» Ильяхова сомневаешься?
— В том числе. Просто стало очевидно, что не всем нужны выверенные тексты, вся эта сухая конкретика. Многим, наоборот, важен эмоциональный посыл — он более понятен, хоть где-то и менее лаконичен с точки зрения стиля.
О переходе в пиар и полезных конференциях
— Уже на третьем курсе ты поняла, что будешь пиарщицей, и всё равно шесть лет отпахала на журфаке… Зачем?
— Зайду издалека. Когда я оканчивала школу, мне всё было по барабану, кроме кодекса журналистской этики. Представь, в десятом-одиннадцатом классе у меня уже была своя колонка в местной газете. Я была глубоко убеждена, что после университета стану второй Анной Политковской. Конечно же!
Естественно, когда я попала на журналистскую стажировку, то перестала быть такой наивной — работа не такая и простая. Но поворотным стал именно третий курс, когда мне пришлось самой себя содержать.
Журналистикой я не могла заработать столько, сколько мне было нужно. Тогда в моей жизни и появилась реклама.
Но с журфака я не уходила, потому что меня воодушевила тема моего диплома — применение инфографики в рекламе, да и в принципе все предметы на моём курсе. Я не могу назвать своё образование просто журналистским, скорее — высшим гуманитарным. В этом плане оно актуально и для пиарщика.
— Но наверняка программа журфака отличается от программы факультета рекламы…
— Конечно, отличается. Поэтому я с третьего курса хожу на разные бесплатные конференции. Обычно их проводили в университетах, где есть профильные факультеты: PR, маркетинг, реклама и прочее. Как это было? Приезжали представители рекламных агентств и проводили мастер-классы либо читали доклады.
Я рассматривала конференции как место, где немного учишься и много знакомишься. Там нельзя получить фундаментальные знания, потому что каждый говорит о своём, а в сумме — винегрет. Поэтому стратегия была другая: задать пару вопросов, потом пообщаться с кем-то из спикеров в кулуарах и, возможно, обменяться контактами. Это надо делать, чтобы тебя вспомнили и через год, когда ты надумаешь искать работу и отправишь резюме в компанию спикера. Тогда ты не будешь каким-то noname и шансов на успех гораздо больше.
Кстати, я познакомилась с моим будущим работодателем как раз на конференции.
Урывками у меня получилось что-то собирать в голове, а потом пробовать на своём опыте. Так вот, методом тыка, я и училась. Слава богу, что в 2015 году SMM ещё был плохо развит, и за корявые посты никто особо не ругал.
«Участие преподавателей из Ingate стало важным критерием при выборе курса»
— Мила, ты столько лет обходилась без профильного образования в рекламе и вдруг задумалась о курсах по таргетингу. Почему?
— До определённого момента я всю нужную мне информацию получала на конференциях, платных и бесплатных, из книг и на работе: садишься и ковыряешься в задаче, пока не поймёшь, как всё устроено. Поначалу точно так же изучала таргетинг.
Но потом у меня стали появляться вопросы, на которые я не смогла ответить сама: «Делать A/B-тестирование в Facebook* или нет? А зачем? Сделали, и что теперь?» Гуглить бессмысленно, там при одном упоминании таргета — цунами из бреда «мамкиных таргетологов», которые учат тебя жить. Поэтому я и решила, что надо получить нормальное образование.
— «Мамкины таргетологи» — это смешно :) Ты, кстати, говорила, что не последнюю роль в выборе курса сыграли преподаватели из компании Ingate. Что у тебя с ними за история?
— Как-то на сайте Ingate опубликовали PDF о социальных сетях: как их нужно вести, чем одна отличается от другой и тому подобное. Тогда всё это было бесплатно — понятно, что сейчас они выросли и публикуют уже не файлы, а целые книги. Но когда-то они одни из первых рассказывали о коммерческом SMM. Я училась по их методикам и, конечно, была ими впечатлена. Участие преподавателей из Ingate стало важным критерием при выборе курса.
— А если бы у тебя не было того опыта, как бы ты выбирала программу?
— В подобных случаях я думаю про себя: «Вот училась я на курсе, получила знания, а что дальше? Могу я их как-то монетизировать или нет?» В этом плане с курсом по таргетингу всё было понятно: он точно пригодится мне в работе и для развития блога.
Кстати, параллельно с курсом Skillbox я проходила бесплатный курс «Геополитика» на Coursera. Он очень интересный, но я не доучилась, потому что поняла: сейчас я эти знания никуда не пришью. А для общего развития можно и книгу прочитать.
— Я знаю, что ты пишешь рецензии на книги. Как бы выглядела твоя мини-рецензия на курс по таргетингу?
— Начну с хорошего: мне понравился его фундаментальный подход. Придя на курс даже новичком, стопроцентно всему научишься, потому что обучение начинается с самых основ. Второй момент: мои знания сложились в систему. И третий плюс: я начала по-другому относиться к себе как к специалисту. Стала увереннее. Теперь я могу объяснить клиенту, почему в первый месяц не будет продаж и это норма, почему на таргет надо тратить деньги настолько много и это тоже норма.
Отдельно хочу отметить блок про веб-аналитику, который дался мне с трудом. У меня не было никакого понятия о том, как соединить сайт и соцсеть, чтобы всё сработало как единый организм.
Да и вообще, я ненавижу веб-аналитику! Поэтому я страдала, но преодолевала себя, и это прям круто.
Недавно на работе была ситуация, когда к сайту нужно было подключить пиксель с Facebook* и «ВКонтакте». Я написала нашему айтишнику примерно такое ТЗ: «Здесь в файле лежит кусочек кода, и его нужно поставить вот сюда». Там было всё пошагово расписано, вплоть до скриншотов, что и куда воткнуть. Потом программист прислал мне письмо: «Я ещё никогда не получал настолько подробное ТЗ от маркетолога». Было приятно!
По поводу недостатков. Назову два минуса: первый — знаний прям много. Больше 130 уроков, 27 модулей — лично я дико устала учиться. Второй момент, даже скорее пожелание: если курс станет дешевле, то будет приятнее вдвойне!
«Кто-то заходит в даркнет, чтобы купить оружие, я забегаю туда за книжками»
— Ты работаешь в рекламе и параллельно ведёшь книжный блог. Откуда у тебя время на чтение?
— Если бы я не тратила своё драгоценное время на всякие фанфики и другой литературный мусор, то читала бы ещё больше настоящей литературы. Прикол в том, что я почти не смотрю сериалы — отсюда, наверное, и время. Последний сериал, который я посмотрела, — это «Королевы крика», вышедший в 2015 году. И то я посмотрела его за сутки-двое, чтобы просто порадоваться и пойти заниматься своими делами. Думаю, что это исключительно вопрос приоритетов.
— Не страшно высказывать своё мнение? Тем более ты пишешь о книгах — их же каждый понимает по-своему.
— Знаешь, я всё больше убеждаюсь, что блогинг — это занятие для интровертов. Но блогинг не тот, когда ты Саша Митрошина и несёшь какие-то ценности в массы, а когда ты маленький блогер и всё у тебя хорошо. Тебе хочется со всеми общаться, но сам не можешь, а через блог — можешь.
Поначалу мне было страшно говорить, что я прочитала книгу, которая всем понравилась, а мне — нет. Но потом это прошло.
— У тебя были споры с подписчиками? Хейт?
— У меня была своеобразная история с ревью на книгу Залины Маршенкуловой «Женская власть». Моя просвещённая и современная аудитория очень любит Залину, потому что она вся такая серьёзная феминистка, острая на язык. А вот мне её книга не понравилась — она вообще не про феминизм, она про Залину. В комментариях к посту мне особо ничего не написали, а вот в директ прилетели вопросы: «Почему ты так говоришь? Тебе что, наша Залина не нравится?»
Ну не нравится. А почему она должна мне нравиться?! То же самое можно сказать обо мне: я не должна всем нравиться. Зачем?
— У тебя бывает такое, что просто не хочется читать? Что тогда происходит с блогом?
— Как раз в такой период я подняла в блоге тему психологического здоровья, говоря в первую очередь о себе и своих проблемах. Ещё хочется рассказывать про разные лайфхаки на тему, потому что в директе часто бывают вопросы: «Как читать несколько книг параллельно? На чём удобнее читать?» — и так далее.
— А как ты вообще выбираешь книги?
— Бывают ситуации, когда интересна конкретная тема — и ты читаешь всё, посвящённое ей. Так было, когда я лечилась и принимала антидепрессанты: я изучала научпоп о том, как они работают, как влияют на мозг. Но иногда бывает такое, что многие называют «загулами»: когда ты вообще без всякой логики и причины берёшь книгу и читаешь её.
— Книжные блогеры читают только электронные книги? Или арендуют квартиры под бумажные?
— Смешно :) Я читаю и бумажные, и электронные книги. Сейчас в основном электронные, потому что бумажные, как ты правильно заметила, тупо некуда ставить. Исключения — это книги сказок, их я покупаю в бумажном виде: эпопея про Гарри Поттера издательства «Росмэн» и коллекционные книги. Например, «Божественная комедия» Данте в каноническом переводе Лозинского и с репродукциями гравюр Гюстава Доре. В остальных случаях это электронные книги. Иногда я их покупаю, иногда скачиваю бесплатно.
Забавно: кто-то заходит в даркнет, чтобы купить оружие, а я забегаю за книжками.
— Какие книги тебя настолько впечатлили, что ты не хочешь в них копаться?
— Наверное, это «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл. Я прочитала её в трудный период моей жизни и, когда думаю, как бы я её разобрала в блоге, понимаю, что не смогу этого сделать.
— Какие 2–3 книги ты планируешь прочитать в ближайшем будущем?
— Планы грандиозные, но самое ключевое:
- Александр Дюма. «Граф Монте-Кристо».
- Михаил Зыгарь. «Вся кремлёвская рать».
- Соня Шах. «Пандемия. Всемирная история смертельных вирусов». Очень актуально…
UPD: сейчас Мила главный редактор блога издательства Delibri.