Маркетинг
#истории

«Опасно думать, что и так всё знаешь»: зачем бизнесвумен и педагогическому дизайнеру SMM

Ирина — экс-руководитель образовательного направления в Ozon и сейчас развивает свою EdTech-компанию. В Skillboх пришла, чтобы углубить знания в SMM.

Фото: личный архив Ирины Уражановой

Ирина Уражанова

Казахстан, Алматы


Пройденные курсы


Достижения

Запустила корпоративный университет Ozon University. Стала сооснователем компании по разработке корпоративного обучения Ed Unit. В Skillbox освоила SMM-менеджмент для развития своего бизнеса.


ссылки


Ирина рассказала:


«Проработала учителем десять лет»: о профессии и уходе из школы

Моё первое образование — педагогическое. И неспроста: моя мама — учитель начальных классов, так что я с детства наблюдала за «внутренней кухней» этой профессии — проверкой тетрадей, подготовкой к урокам — и всё это мне нравилось. Поэтому после девятого класса, также по совету мамы, я поступила в педагогический колледж на профиль «Начальное образование и английский язык» — такой выбор казался мне достойным.

После выпуска, естественно, продолжила обучение в вузе: повезло, что окончившие колледж могли начать учёбу сразу с третьего курса — так я и сделала.

Поступила в Московский педагогический государственный университет и параллельно устроилась на работу учителем английского языка в начальную школу.

Затем какое-то время я провела в декрете, но потом в профессию всё равно вернулась: несколько лет проработала в хорошей московской школе, а также вела курсы английского в English First и параллельно занималась репетиторством.

Меня всё устраивало, и я не планировала ничего менять, пока однажды президент не подписал новые майские указы. Согласно им, школы были обязаны повысить учителям минимальную зарплату до семидесяти тысяч рублей. На первый взгляд — положительные изменения, но на деле всё это было удобно только тем, кто вёл классное руководство. У меня же его не было и брать я его не собиралась.

Получилось так, что заработать 70 тысяч в школе иным способом стало практически невозможно: либо бери класс под руководство, тем самым повышая свою ставку, либо набирай как можно больше часов. Я же хотела просто продолжить работать в привычном для себя режиме: как раньше, с комфортным графиком до обеда и посильной нагрузкой. Но сделать так не могла, ведь в таком случае мой доход оказался бы ниже необходимого минимума в месяц, что было запрещено.

Нелепость ситуации заключалась ещё и в том, что до указов я и так зарабатывала больше 70 тысяч, потому что вела в своей школе дополнительный платный кружок английского языка. Но допзанятия для основной нагрузки не учитывались.

К тому моменту я воспитывала уже троих детей и совсем не хотела сидеть допоздна на работе, жертвуя временем с семьёй.

Фото: личный архив Ирины Уражановой

Мне хватило месяца, чтобы понять: я не смогу так работать. Единственный сценарий, который остался, — уйти из школы. Было трудно это принять, всё-таки я отдала работе учителем десять лет. Конечно, я не могла уволиться в начале года и бросить детей. Решила, что доведу уроки до лета и уже тогда начну рассматривать другие профессии.

«Испытывала чувство неприкаянности»: как уход из школы привёл к работе в крупном бизнесе

И вот я задалась серьёзным вопросом: кем может стать учитель? Методистом? Стала изучать опыт коллег в этом вопросе, читать публикации и даже сама писать методические статьи в профильных изданиях. В том числе для известного магазина английской литературы Relod. Занималась этим примерно год: да, было интересно, но я чувствовала, что это не дело моей мечты и что надо искать дальше.

Как сейчас помню первый День знаний, когда я пошла в школу только как мама своих детей, но не как учитель — проживала самую настоящую ломку! Испытывала острое чувство неприкаянности, безумно хотела на работу, но понимала, что на эмоциях нельзя принимать поспешных решений.

К тому же в тот момент я уже начала сотрудничать на фрилансе с платформой «Университет 2035», специализирующейся на профессиональном развитии специалистов в области цифровой экономики. Сначала просто помогала вести проекты, занималась упаковкой материалов для образовательных мероприятий, презентаций — была этаким разнорабочим. А через год меня взяли в штат.

Четыре года я координировала крупные образовательные проекты в российских университетах.

Смысл этих проектов заключался в объединении бизнеса, студентов и педагогов. Мы приходили к бизнесу, брали у него задачи и передавали их студентам. Те собирались в команды и решали эти задачи, а педагоги помогали, если ребятам не хватало компетенций и знаний. Вот так складывалась модель, выгодная всем сторонам.

Эта работа требовала ездить во множество командировок по всей России, и поэтому от частного репетиторства я тоже скоро отказалась.

Безусловно, каждый новый этап моего профессионального роста сопровождался обучением: так, я прошла годичный Mini-MBA, организованный Открытой европейской академией экономики и политики. Формат учёбы был дистанционным, но на защиту диплома я ездила в Прагу.

Постепенно пересечение образовательных технологий и бизнеса в моей жизни привело меня к осознанию, что я могу работать не только в учебных заведениях, но и в бизнесе, отвечая на его образовательные запросы. И вскоре в моей жизни появился Ozon.

«Моим решениям доверяли»: путь к руководству Ozon University

После ухода из «Университета 2035» я присоединилась к команде Ozon, где образовательная работа только начиналась. Всё, что там проводилось тогда, — это регулярные вебинары для продавцов. И то над ними работал один человек. Понятно, что он просто физически не мог охватить все темы и впоследствии собрать по ним курсы. И вот команда Ozon искала решение.

Для платформы было важно, чтобы всё работало как часы: продавцы не теряли деньги, а покупатели — доверие компании.

Я предложила создать цифровую платформу с образовательными курсами, в которых пошагово бы разбирались важные для продавцов темы: как запустить бизнес на платформе, как работать с личным кабинетом, какую финансовую отчётность формировать, как оформлять карточки товара.

И мы действительно собрали опыт продавцов и экспертов на разные темы и такую платформу создали — так появился Ozon University. Сперва я продюсировала курсы проекта, а спустя два года стала его руководителем.

Онлайн-курсы бесплатны для продавцов маркетплейса: когда они создают свои карточки на Ozon, то получают доступ к обучающим материалам. Курсы помогают разобраться с важными мелочами, мы называем это ускорением онбординга продавцов. Всё-таки компания заинтересована, чтобы у продавца дела шли хорошо.

Ozon University быстро набрал популярность: очень скоро после запуска мы преодолели отметку в первые 100 тысяч зарегистрированных пользователей.

Я руководила командой из 15 человек и чувствовала безусловную поддержку компании — моим решениям доверяли. И вновь казалось, что это навечно, что я буду работать в Ozon всегда, но нет — потом наступил февраль 2022 года.

Ирина на хакатоне по разработке образовательных продуктов в Алматы в 2023 году
Фото: личный архив Ирины Уражановой

Мы с мужем и детьми переехали в Казахстан. А в Ozon тем временем немного сократили бюджет: глобальных изменений не произошло, но небольшой режим экономии всё же включился.

Сперва переезд почти не повлиял на мою работу. Тем более часть команды тоже уехала в Казахстан. Однако со временем моё физическое отсутствие в московском офисе всё равно стало чувствоваться: когда лидер команды не рядом, работать сложнее. И вскоре возникло ощущение, что и мне пора двигаться дальше.

«Работаем в разных подходах»: об открытии собственной EdTech-компании

На самом деле, отматывая назад, я понимаю, что ещё до переезда в Казахстан задумывалась о том, что однажды смогу уйти из найма и организовать свой собственный бизнес. Понимала и чувствовала, что у меня точно хватит опыта и компетенций. Даже, помню, незадолго до 2022 года набросала себе примерный бизнес-план, а уже в Казахстане просто вернулась к нему и начала реализовывать.

Моим детищем стал сервис по разработке корпоративных онлайн-курсов Ed Unit: мы предлагаем разработку образовательных программ для компаний «под ключ». Погружаемся в специфику бизнеса, изучаем проектную документацию, ПО, по необходимости привлекаем дополнительных экспертов клиента. Затем разрабатываем дизайн, навигацию и инфографику, записываем и монтируем видео, верстаем курс в редакторе и, наконец, выпускаем его.

Наша сильная сторона — умение работать в разных подходах.

Мы упаковываем информацию клиента в наиболее лёгкий и интересный для восприятия формат в каждом конкретном случае: где-то это видеокурс, где-то просто лонгрид, где-то — игра. Кроме того, мы умеем улучшать бизнес-метрики (доходимость и другие) — то есть можем проанализировать данные и на их основе разными способами повысить эффективность курса.

Команда Ed Unit работает полностью удалённо, из разных точек планеты — Москвы, Астаны, с индийского побережья. Наши клиенты — тоже очень разные международные бизнесы: электротехническая компания, косметологическая, продуктовая. Спектр очень широкий — и это безумно интересно.

«Я не могла оценить, насколько хорош кандидат»: зачем руководителю дополнительное обучение

Одной из главных трудностей на старте бизнеса было найти хороших специалистов по приемлемой цене. Опытные сотрудники дорого обходятся, а ресурсы стартапа, к сожалению, ограничены.

Вторая трудность — не всех кандидатов я могла грамотно оценить (а на старте бизнеса, повторюсь, денег на эйчара у тебя нет). И если от методистов я чётко знала, что требовать, то от тех же маркетологов или SMM-специалистов — нет. Мне для этого не хватало осведомлённости в теме.

Поэтому во многое приходилось погружаться самой. Ровно так и произошло с двумя направлениями: SMM и предметной съёмкой. Я решила разобраться в разработке SMM-стратегий и научиться профессиональной съёмке для маркетплейсов. Конечно, изучить всё это запланировала на онлайн-курсах.

На протяжении всей своей карьеры я провела много собеседований и часто слышала от кандидатов о Skillbox, да и на своём опыте знала, что это крупный игрок рынка. Как-то, когда я работала в Ozon, мы даже сотрудничали и разрабатывали совместный модуль. В общем, подробнее изучив условия и программы, остановилась на двух курсах этой платформы — по SMM-менеджменту и предметной съёмке.

«Мне важно, чтобы ничто не стопорило мой учебный процесс»: об обучении и графике

Сейчас у меня очень загруженный график: помимо основной работы, я занята оформлением документов новой страны, а ещё — преподаванием в Almaty Management University.

Так что, чтобы закрывать не только вышеперечисленные задачи, но и уделять время учёбе, мне требовалось грамотно спланировать расписание занятий. Обычно я расписывала его на несколько недель вперёд и очень детально — в какой день и какой урок сделать. А если в запланированный день позаниматься не удавалось, просто перетаскивала эту задачу на другой.

Огромный плюс онлайн-курса в том, что смотреть лекции и делать домашки можно в любое удобное время и при любых комфортных обстоятельствах. Даже где-то в пути и с мобильного телефона.

Мне понравилось, что программа обучения по SMM была круто продумана и сделана: как специалист, я чувствовала, что весь материал чётко выверен, что его готовили эксперты. Учиться мне было как-то легко: тут послушаю лекцию, там прочту презентацию и сделаю задание.

Особенно меня радовало, что ничто, в том числе поэтапное открытие модулей, не стопорило мой учебный процесс. Я чувствовала свободу и двигалась в своём темпе — это делало процесс обучения максимально комфортным.

Если же говорить о программе предметной фотографии, то она запомнилась мне своей подачей: каждую отдельную тему освещали разные эксперты — про свет рассказывал один человек, про композицию другой. Было увлекательно наблюдать за процессом съёмки с разных сторон. Скажу честно, этот курс я смотрела будто сериал!

Фото: личный архив Ирины Уражановой

А ещё обучение предметной фотографии запомнилось мне качественной обратной связью. Для меня это было особенно ценно, поскольку сам предмет — творческий, а в любом творчестве эксперту важно правильно подбирать слова для студента, чтобы и не обидеть, и научить. Лично я никогда раньше фотосъёмкой вообще не занималась.

Кстати, практические задания по предметной съёмке мы выполняли вместе со старшей дочерью. Она делает украшения и продаёт их на Wildberries — вот мы и снимали в качестве практики фото для карточек её товаров. Так что решение взять курс по фотосъёмке во многом было продиктовано ещё и желанием помочь дочери в её маленьком бизнесе.

Курс дал много новых идей. Например, урок по насмотренности вдохновил нас экспериментировать: мы с дочкой стали пробовать воспроизводить композиции с Pinterest и других творческих сайтов, а ещё использовать в композициях неожиданные элементы — от цветов до камней.

В итоге мы пересняли карточки и сразу заметили результат: товар стали чаще просматривать и заказывать.

А курс по SMM-менеджменту я ещё продолжаю изучать. Не ставлю цели побыстрее выполнить и защитить итоговый проект — для меня важнее сами знания и навыки, которые я приобретаю. Всё остальное — вторично.

«Топ-менеджеры тоже могут застрять на месте»: как обучение помогает двигаться вперёд

Руководители, топ-менеджеры, бизнесмены тоже подвержены риску «застревания» на месте, как и простые исполнители. Первый успех легко усыпляет бдительность. Опасно думать, что всё и так знаешь и учиться больше не нужно.

В моей команде работают талантливые молодые специалисты, но обычно они всё же ждут конкретных указаний. Чтобы понимать, что именно им говорить и какие задачи ставить, я и продолжаю безостановочно учиться.

В будущем планирую найти себе заместителя и постепенно делегировать ему задачи по руководству, чтобы освободиться от операционки и побольше отдыхать. Кроме того, это позволит мне уделять больше времени саморазвитию и обучению — тому, что действительно мне важно. Так что SMM-менеджмент и предметная фотосъёмка точно не последние курсы Skillbox, которые я пройду.

Научитесь: Профессия SMM-специалист Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована