11 дипломов для Георгия не предел: история студента-маркетолога
Фраза «да ты всё равно тупой, тебе этот курс не пригодится» изменила жизнь Георгия. Став востребованным маркетологом, он доказывает обратное.
Фото: личный архив Георгия Джачвадзе
Георгий Джачвадзе
Россия, Краснодар
Пройденные курсы
«Профессия Интернет-маркетолог», «Контекстная реклама с нуля», «Сквозная аналитика», «Power BI», «Digital-стратегия» и другие.
Достижения
Прошёл 11 курсов, принёс бизнесам миллионы с помощью маркетинга и не собирается останавливаться.
Георгий рассказал:
- как одно оскорбление подтолкнуло его к изучению маркетинга;
- правда ли, что маркетологу сложнее всего удерживать старых клиентов;
- почему переговоры лучше всего вести в чайных;
- о способах рекламы для «серых» тематик;
- как 11 дипломов помогают ему в карьере;
- почему он не верит в «прокрастинацию» и «выгорание»;
- зачем он переехал из Москвы в Краснодар и что из этого вышло.
«Однажды меня порекомендовали после провального проекта»: начало пути
— Георгий, чем ты занимался до маркетинга?
— Окончил строительный университет с двумя красными дипломами и работал по специальности — руководил проектом в строительной компании. У меня в портфолио даже есть классные кейсы: например, офис Ozon на 54–55 этажах в «Москва-Сити», где я управлял процессом внутренней отделки и остекления. Со временем меня стала смущать строгая иерархия рабочих отношений, и я решил найти сферу, где буду сам управлять своим временем и действиями.
— Почему остановился именно на маркетинге?
— История дикая :) Однажды молодой человек моей сестры взял курс «Интернет-маркетолог от Ingate» в Skillbox. Я тоже заинтересовался: глянул вместе с ним пару уроков, а потом даже попросил его логин и пароль, чтобы в свободное время слушать лекции. Затянуло, но скажу честно: первое время не понимал ничего — как будто изучал иностранный язык.
Вдруг, спустя время, этот парень сказал: «Слушай, да ты всё равно тупой, тебе этот курс не пригодится» — и поменял пароль. Меня это жутко задело, во мне проснулся конкурирующий достигатор: я купил в Skillbox двухгодичный курс по интернет-маркетингу в кредит и стал фанатично погружаться в профессию.
Снял квартиру, где безвылазно провёл следующие три месяца: слушал лекции, занимался йогой и иногда что-то ел. А тот парень, кстати, так и не прошёл свой курс до конца.
— А как скоро тебе удалось найти первого клиента или работу?
— Спустя семь месяцев после начала обучения Центр карьеры Skillbox познакомил меня с владельцем небольшой строительной компании. Он искал себе начинающего специалиста, а я — стажировку, вот нас и состыковали. Используя знания по контекстной и таргетированной рекламе, я помог предпринимателю продать две стройки с серьёзным чеком. Один дом — за 28 миллионов, другой — за 25. Позитивный опыт придал мне веры в себя, а с директором того бизнеса я общаюсь и сотрудничаю до сих пор.
— Как считаешь, удержание старых клиентов — показатель качества для хорошего маркетолога? Или рынок настолько большой, что это не так важно?
— Безусловно, очень важно и правильно поддерживать старые связи. Вот только маркетологам, среди прочих digital-профессий, сложнее всего «оставаться друзьями» с клиентом.
Мы управляем бюджетами, и поэтому наша голова всегда летит первой. Нет заказов? Нет прибыли? Виноват маркетолог.
Этой традиции часто придерживаются в малом бизнесе: там не понимают, что одна лишь настройка рекламы не принесёт сотни заказов за раз. На результаты также влияет наполнение аккаунта или сайта, быстрые ответы клиентам и много других факторов. SMM-специалистам, копирайтерам, дизайнерам в этом плане проще.
— И всё же ты на отсутствие клиентов не жалуешься. Значит, тобой довольны?
— Мой секрет прост: каждому проекту я отдаю всего себя, и заказчики это видят. Потом передают меня из рук в руки.
Однажды меня даже порекомендовали после провального проекта!
Тогда меня позвали развивать только что открывшуюся фитнес-студию — они начинали буквально с голых стен. Я разработал стратегию продвижения, настроил все процессы, но через полгода студия закрылась: заявок было не так много, как планировали, — идея не была успешной. Несмотря на это, владелец порекомендовал меня заказчикам, с которыми мы сделали проект, которым я горжусь больше всего.
— Расскажешь про этот проект?
— Ко мне обратилось сообщество юристов, которые прежде работали с клиентами только через сарафанное радио. Они предоставляли огромный спектр юридических услуг и решили масштабироваться. После долгих разговоров мы развернули серьёзный маркетинг: подключили и контекстную, и таргетированную рекламу, настроили сквозную аналитику, сделали брендбук, создали сайт.
Первые три недели на всех платформах стояла мёртвая тишина — не пришло ни одного лида. Было очень страшно, ведь мы потратили на всё про всё около полумиллиона рублей! Но ребята дождались: пошли заявки, бренд стал узнаваем, и сейчас они отлично чувствуют себя на рынке.
Более того, нам даже удалось создать своего рода монополию: мы основали пять разных компаний и для каждой сделали отдельный сайт со своим маркетингом. Основное различие — в ценах.
Вот и получается: если человек обращается в одну компанию и ему дорого, его передают в нашу же, но подешевле.
— Это хитро! А у тебя есть лайфхак, как вести переговоры с заказчиками?
— Водите клиентов в чайную: именно там у меня всегда стопроцентная конверсия! Во-первых, при входе нужно разуться — это снимает «защиту» человека и сразу погружает в комфортную атмосферу. Во-вторых, сам чай раскрывает и подталкивает к общению.
Я давно интересуюсь этим вопросом, и под каждую задачу могу индивидуально подобрать чай. Например, для учёбы или чтения этого интервью идеально подойдёт чай габа, содержащий гамма-аминомасляную кислоту. Она сбалансирует нейромедиаторы и приведёт в состояние умеренного спокойствия.
«Я часто сталкиваюсь с „нищенским“ мышлением заказчиков»
— В каких проектах ты задействован сегодня?
— Во-первых, я продолжаю вести проекты по юриспруденции, где исполняю роль директора по маркетингу: дорабатываю стратегию, управляю бюджетом, анализирую показатели. Во-вторых, работаю старшим маркетологом в стриптиз‑клубе HoneyBunny. Там занимаюсь performance-маркетингом, ввожу креативы, работаю над сайтом. Помимо двух работ, я постоянно где-то подрабатываю: то таргет настрою, то контекст.
— Разве стриптиз — это не серая тематика? Как ты приводишь туда клиентов?
— Ещё какая серая! Реклама часто не показывается, аккаунты блокируются. Правда, со стриптизом хорошо работает контекстная реклама: мужчина заходит в поисковую систему, вбивает классические ключевые слова (например, «стриптиз Краснодар»), и на первой странице поисковой выдачи его поджидаем мы.
Мне интересно находить лазейки и рекламировать то, что нельзя. Для меня это отдельный челлендж. Например, я занимаюсь маркетингом эротических массажных салонов, хотя реклама эротического массажа в принципе запрещена в Google и не должна проходить.
— Как тебе это удаётся?
— Для начала я прочёл справку Google по рекламной политике от и до, потом начал креативить: поставил метку «18+» и вместо самых страшных неприличных слов, которые обычно используют для поиска этой услуги, подбирал абстрактные — непонятные для робота или модератора, но знакомые, например, человеку в Краснодаре. Во-вторых, настраивал редирект: сначала ссылка вела на сайт обычного массажного салона, но через какое-то время подменялась на страницу, нужную нам.
— А правда ли, что в серых нишах заработок существенно выше, чем в белых?
— Правда. В этих тематиках всем нужен маркетолог, который умеет изворачиваться и обходить правила рекламы. Заработок умельца может спокойно достигать 500 тысяч рублей. К тому же очень сложно найти человека, который будет бороться до конца.
Многие сдаются уже после первого заблокированного Facebook*-аккаунта, хотя даже здесь можно выйти из ситуации и подзаработать.
— Как?
— Представим, что клиент — владелец кальянной, реклама которых тоже часто блокируется. Он выделяет маркетологу деньги на покупку 10–15 трастовых аккаунтов. Цель — обойти блокировку. Даже одна не заблокированная реклама из 15 — это уже победа.
Стоимость одного трастового аккаунта на рынке — около 1500 рублей. Ты можешь на самом деле купить эти аккаунты, а можешь предварительно создать базу своих и продавать их. Отсутствие посредников — это вариант дополнительного заработка.
— К слову, про деньги: с каким бюджетом тебе работать легче — с маленьким или с большим?
— Точно с большим. К сожалению, на проектах с маленьким бюджетом я очень часто сталкивался с «нищенским» мышлением заказчиков. Они выделяли 50 тысяч рублей на рекламу и каждый час контролировали: «А куда этот рубль ушёл? А этот?» Приходилось воевать, разъяснять, что это так не работает, нужно время и терпение, — и больше я с такими не сотрудничаю. Там, где хороший бюджет, всё иначе: я управляю всем процессом — наливаю трафика (поднимаю просмотры, увеличиваю посещаемость), делаю аналитику и только потом рационально разбираю с клиентом итоги.
— А как считаешь, должен ли маркетолог разбираться в деталях продукта или услуги, которую продвигает?
— Мой ответ — однозначное «да», хотя я часто слышу обратное.
Но дело в том, что, если ты не погружён в продукт, ты не понимаешь аудиторию, а если ты не понимаешь аудиторию — ты просто тыкаешь пальцем в небо и сливаешь бюджет.
«Делать выводы после одной попытки глупо: первые успехи пришли ко мне через год!»
— Ты поработал со многими заказчиками. Скажи, кто-нибудь спрашивал тебя про профильное образование?
— Сегодня в России больше смотрят на кейсы, чем на диплом, но, думаю, скоро ситуация изменится. Дело в том, что в нашей сфере развелось очень много «шаманов» — маркетологов, которые обещают бизнесу золотые горы, а реального результата не приносят. Это становится понятным лишь после трёх-четырёх месяцев работы. Особенно много «шаманов» и «шаманок» (инстаграмных** девушек‑маркетологинь) я встречаю на форумах, куда они приходят в поисках клиентов.
— Как сразу отличить «шамана» от нормального маркетолога?
— Есть важные критерии, в которых человек должен разбираться. Например, знать, что такое модификаторы в контекстной рекламе. Если ответа не последует — стоит задуматься.
— Ты начал свой путь в маркетинге в 2017 году и с тех пор не переставал учиться: только в Skillbox у тебя 11 дипломов! Как ты сам объясняешь такую тягу к непрерывному получению знаний?
— Я всегда принимал решения последовательно. Хочу попробовать себя в маркетинге? Сначала полностью освою теорию: беру двухгодичный курс. Нужны дополнительные инструменты? Иду учиться таргетированной и контекстной рекламе. Пришло время масштабировать свои знания и монетизировать их? Изучу сквозную аналитику и Power BI, которые ещё глубже погрузят меня во внутренние процессы бизнеса.
И я учусь до тех пор, пока не смогу взять на себя ответственность за новые задачи.
Интуиция никогда меня не подводила, хотя друзья часто критиковали: «Зачем ты тратишь столько на обучение? Почему не купишь курс вскладчину?» Ответ прост: без вложений нет мотивации.
— Сейчас ты даже учишься на курсе «Русский язык в эпоху Digital», где преподают основы деловой переписки…
— У меня часто бывают коммуникационные блоки при общении, поэтому я решил разобраться с ними. К тому же я очень хотел сотрудничать с одной крупной компанией и узнал, что они предвзято относятся к ошибкам в письменной и устной речи. Так что немедленно открыл словарь Даля и купил курс :)
Таков мой подход во всём: подстраиваться под ситуацию, а не избегать её. Процесс молниеносный: столкнувшись с проблемой, я тут же начинаю её изучать.
— А как ты совмещаешь работу, учёбу и другие личные дела?
— Я их не разделяю. Я обучаюсь в процессе работы: могу сидеть в офисе и смотреть лекции — и это нормально. Для многих неочевидно, что обучение — это тоже часть работы. Повышая квалификацию, ты получаешь новые навыки, с которыми принесёшь клиенту ещё больше результатов.
— Неужели ты никогда не сталкивался с прокрастинацией? Это очень распространённая проблема студентов…
— Честно скажу: я совсем не верю и не понимаю слова «прокрастинация». Для меня это что-то из метафизики :) Я просто сажусь и делаю, потому что знаю ценность получаемой информации и её выгоду для меня, — это придаёт сил. Люблю изучать что-то новое, мне приносит удовольствие сам процесс.
— Как ты пришёл к этому?
— Да просто понимаю, что прокрастинация, как и выгорание, сегодня стали козлами отпущения: люди винят их в своих неудачах, хотя проблема только внутри нас.
Многие обращаются ко мне за советом после провала в обучении: «Как начать учиться? Как найти силы?» Всё просто: если вы спрашиваете, как что-то сделать, вы ищете метод, а метода нет.
Если у вас не получилось — это не значит, что нужно перестать пробовать со словами: «Не моё». Наоборот — приложите максимальные усилия и только потом, на основе реальных результатов, принимайте решение.
Делать вывод после одной-двух попыток — как минимум глупо. У меня маркетинг стал получаться… через год! Только через год возникло первое понимание того, что мне нравится эта сфера. До этого было так себе: ты что-то смотришь, читаешь, изучаешь, но ничего не понимаешь.
— Что тебя мотивирует сегодня? Есть ли большая цель?
— Я хочу дойти до верхушки эволюции в маркетинге и обучиться продакт‑менеджменту, то есть управлять продуктом в целом. Если мечтать ещё масштабнее — выйти на западный рынок. Поэтому в ближайшее время я уйду с позиции маркетолога в стриптиз-клубе и буду искать работу на должности рангом выше.
«Когда ты знаком с собой, то обязательно поймёшь, что нужно другому человеку»
— Интересный факт из твоей биографии: в то время как все digital-специалисты стремятся в столицу, ты, наоборот, из Москвы переехал в Краснодар. Почему так?
— Я всегда хотел попробовать себя на удалёнке, но будто ждал, что эта возможность свалится с неба. В один день понял, что должен сам поместить себя в нужные для удалёнки условия, и переехал. А ещё я заметил: никто не может найти хорошего маркетолога в Краснодаре или Ростове, потому что они все в Москве. Так что спрос здесь больше.
— Нашёл ли ты идеальные условия?
— Наверное, нет :) Прекрасная картинка о солнце, удалённой работе и ментальном балансе была иллюзорной: реальность преподносит свои сложности и нюансы, но я к этому приспособился.
— Как ты обычно отдыхаешь в свободное время?
— В последнее время никак: ситуация в мире не даёт расслабиться, в ближайшие месяцы я планирую много и усердно работать. А так — люблю йогу, прогулки в горах и спорт.
Важно уделять своему телу столько же времени, сколько вы уделяете учёбе или работе.
Я бы советовал каждому заниматься каким-то спортом (йога тоже подойдёт), делать самомассажи, разминку. Между физическим здоровьем и получением знаний прямая связь: когда мы долго и в неправильных позах сидим перед компьютером, появляются зажимы, кровь плохо циркулирует и не доставляет нужное количество полезных компонентов в мозг.
— А как ещё ты поддерживаешь себя в умственном тонусе? Что читаешь?
— Честно скажу: книг по маркетингу не читаю — считаю их бесполезными и непрактичными. Я стараюсь изучать себя: когда ты знаком с собой, то обязательно поймёшь, что нужно другому человеку. Со временем даже начнёшь разбираться в психологии масс.
Книги и Telegram-каналы — это лишь мысли других людей, а сначала, как мне кажется, нужно разобраться со своими.
— Сегодняшняя повестка для маркетологов неутешительна: заблокировали Facebook**, Google Ads, потом Instagram*. Как думаешь, останется ли надобность в digital-специалистах в принципе?
— Мне кажется, бизнесу всегда будет нужна реклама, как и люди, её продумывающие. Думаю, теперь маркетологам придётся подтягивать знания по рекламе во «ВКонтакте», «Одноклассниках», myTarget, «Яндексе».
Думаю, уйдут многие узкие специалисты — таргетологи, дизайнеры, контекстологи. Останутся лишь универсалы, берущие на себя больше ответственности за те же деньги.
Однозначно одно: делать вид, что ничего не произошло, и коммуницировать с клиентами как раньше не выйдет — придётся перестраиваться.