Собственный музей, дьявольская обувь и семейные трусы. Как спортсмены развивают личные бренды
И зарабатывают кучу денег.
Личный бренд — это то, что говорят о вас люди, когда вас нет в комнате. Такое определение сформулировал глава Amazon Джефф Безос, и он был абсолютно прав.
Понятие появилось в бизнесе, но со временем перекочевало в спорт. В индустрии поняли, что спортсмены — это не только голы, очки, секунды, но и носители личного бренда.
И целого поля мало
Футболист Криштиану Роналду — идеальный пример того, как успех на поле работает на личный бренд. А личный бренд помогает игроку в успешных переговорах с клубами. В 2018 году португалец перешёл в туринский «Ювентус». В первые же часы после трансфера по всему миру продали 20 тысяч футболок с именем звезды. Каждая из них стоила 100 евро.
Роналду создал целую бизнес-империю. У него 283 миллиона подписчиков — больше только у официального аккаунта Instagram*. Совместная фотография с Диего Марадоной, опубликованная в день смерти аргентинца, собрала 19 миллионов лайков. Публикация стала самой популярной среди постов 2020 года.
Команда футболиста использует грамотную стратегию. В постах есть и спортивная информация, и реклама, и немало личного контента. Всё написано живым языком — создаётся полное ощущение, что Роналду сам ведёт соцсети.
Но нет. У спортсменов такого калибра обычно есть отдельный штаб сотрудников, которые занимаются соцсетями.
Есть и исключения. Хабиб Нурмагомедов, самый популярный российский спортсмен в Instagram*, лично ведёт свою страницу. А вот голкипер ЦСКА Игорь Акинфеев и вовсе ненавидит интернет. «Меня там нет и никогда не будет, потому что это грязь», — высказался вратарь на этот счёт.
Но это очень неудачная стратегия для продвижения личного бренда. В прошлом году соцсетями пользовались 3,8 миллиарда человек, почти половина населения Земли. Более 60% из них говорят, что любят спорт. А каждый болельщик подписан в среднем на 10 спортивных аккаунтов, 8 из которых — личные страницы спортсменов.
Человек и аэропорт
Криштиану Роналду обходится без самодеятельности. Топ-игрок предпочитает доверять специалистам во всём. У него даже есть личный консультант по сну. Англичанин Ник Литтлхэйлс научил Роналду спать не один раз в сутки, а циклами по полтора часа пять раз в день.
На личный бренд Роналду работает огромная команда: маркетологи, менеджеры, эсэмэмщики. Успехи футболиста приводят к нему всё новых спонсоров и солидные рекламные контракты. Так, Роналду подписал с Nike пожизненный контракт на 22,5 миллиона евро в год.
У футболиста есть личный бренд и в прямом смысле. CR7 (инициалы футболиста и номер его игровой футболки) выпускает множество продукции — от нижнего белья до пледов. Компания заключила контракт с крупнейшей португальской сетью отелей. А ещё у футболиста есть собственный музей на острове Мадейра. Там же его именем назван главный аэропорт города.
Правда, у народной любви есть свои недостатки. В 2017 году жители Мадейры решили поставить бюст любимому игроку, но получилось ужасно. Фотография мгновенно стала мемом и облетела весь интернет:
Все за одного
Размер команды, которая работает на личный бренд, зависит от успешности спортсмена, его узнаваемости и желания продвигать себя. Кто-то нанимает только консультанта по пиару, на кого-то работают десятки специалистов. Ещё есть специальные агентства, которые оказывают спортсменам подобные услуги. Бренд-менеджер работает с запросами от медиа, формирует инфоповоды, социальные активности. Может помочь перевести негатив в информационном поле в позитив или развить успех от внезапно свалившегося внимания.
Специалист консультирует, как надо вести диалог с прессой. Любая оговорка или неудачная шутка может стать серьёзной проблемой.
После матча молодёжных сборных России и Португалии российский игрок Евгений Савин не то переволновался, не то неудачно пошутил. На вопрос, как ему удалось забить гол, он ответил: «Была просто великолепная передача. Мяч прилетел мне на угол головы и влетел в дальний угол».
Фраза мгновенно разлетелась на мемы, и ещё долгие годы футболист ассоциировался только с ней. Даже сейчас, когда Савин стал успешным телеведущим и блогером (на его YouTube-канале «Красава» более миллиона подписчиков), ему нет-нет да и припомнят это странное высказывание про «угол головы».
Когда молчание не золото
Бывший футболист, а сейчас самый высокооплачиваемый футбольный журналист в мире (получает больше миллиона фунтов в год) британец Гари Линекер построил свой личный бренд на ярких и неоднозначных высказываниях.
Ещё во время спортивной карьеры он произнёс фразу, которую и по сей день включают во все сборники спортивных афоризмов. После поражения на Чемпионате мира 1990 года от команды ФРГ Линекер в сердцах произнёс: «Футбол — простая игра. 22 человека бегают за мячом 90 минут, а в конце всегда побеждают немцы».
Впоследствии он не раз сам эксплуатировал коронную фразу на разные лады. Да и редкий комментатор не произносил её в своих репортажах.
Бренд главного спортивного острослова Линекер продолжает развивать в собственном твиттере.
Вот, например его реакция на поражение Англии от Исландии: «Худшее поражение в нашей истории. Англия проиграла стране, где вулканов больше, чем профессиональных футболистов».
Опрометчивые слова Линекер обращает в собственный пиар. Однажды он сказал, что, если его родной клуб «Лестер Сити» станет чемпионом, он проведёт передачу на BBC в трусах. Перед началом турнира «Лестер считался аутсайдером, но команда стала главной сенсацией европейского футбола в том сезоне, неожиданно победив в Премьер-лиге.
Гари Линекер сдержал обещание, чем полностью покорил свою аудиторию. Более того, он лично отвечал на сообщения недовольных. Часть зрителей посчитала мошенничеством то, что он вышел в семейных трусах, а не в обычных.
Бунтарь на паркете
Создание личного бренда во время игровой карьеры — прекрасная инвестиция в будущее. Со спортом рано или поздно придётся заканчивать, а образ будет приносить деньги ещё многие годы.
Одним из первых это понял и стал воплощать в жизнь баскетболист Майкл Джордан. В 1985 году дизайнеры Nike создали для восходящей звезды именные кроссовки в чёрно-красной расцветке.
Сейчас это звучит странно, но тогда в баскетбольной лиге NBA разрешалось играть исключительно в белых кроссовках. После каждого матча Джордан платил штраф 5 тысяч долларов за нарушение правил.
Кроссовки Джордана стали символом неформалов и борцов с системой. Каждый уважающий себя уличный баскетболист мечтал о паре этих бунтарских кроссовок.
Вскоре у Джордана появился свой логотип Jumpman, это изображение используется и сейчас:
Обувь от Джордана вышла далеко за пределы баскетбола. Модельный ряд расширили — стали выпускать модели для бейсболистов, теннисистов, игроков в американский футбол и боксёров.
Air Jordan прекрасно продаются и по сей день. Теперь их можно купить не только в красно-чёрной расцветке. Любопытно, что, когда Майклу Джордану первый раз представили эскизы его именной обуви, он отказался их принимать. Религиозный игрок не желал играть в цветах дьявола.
Кто поможет спортсмену?
Чтобы поработать над продвижением личных брендов именитых спортсменов и восходящих звёзд, не обязательно подписывать контракт с дьяволом. В России спортсмены только приходят к пониманию того, что личный бренд сам себя не сформирует.
Пока что личные бренд-менеджеры и другие помощники есть только у нескольких российских спортсменов. В основном этим занимаются пресс-службы клубов и федераций. Но в их обязанности не входит продвижение отдельного спортсмена в отрыве от остальной команды.
Поэтому спрос на бренд-менеджеров со спортивным уклоном в России растёт. На hh.ru представлено порядка 800 вакансий бренд-менеджера со средней зарплатой около 100 тысяч рублей. А овладеть профессией можно, например, на курсе «Личный бренд спортсмена».