Как определить накрутки подписчиков и вовлеченности в соцсетях: универсальная инструкция
190 000 участников, 3 000 рублей за размещение, а кликов — 15. Посевы не работают или продукт не интересен? Рассказываем, как проверять накрутки.
vlada_maestro / shutterstock
В группах VK и FB, блогах Instagram*, каналах YouTube и Telegram искусственно завышают не только количество подписчиков, но и показатели вовлеченности: лайки, комментарии, репосты. Для недобросовестных владельцев площадок и блогеров это способ продавать рекламу дороже. Еще накрутками могут заниматься подрядчики, чтобы красивыми цифрами в отчете доказать свою эффективность и качество услуг.
При этом можно сказать точно: покупка рекламы на площадках с накрученными подписчиками не приведет к хорошему результату.
Рассказываем, на что обращать внимание при оценке аккаунтов, каналов и групп и какие инструменты помогут выявить накрутки подписчиков и вовлеченности.
1. Учитывайте, что просмотры/показы необъективны
Изучить их проще всего, но надо помнить: такие показатели не отражают реальный охват, то есть количество уникальных пользователей, которые видят публикацию или взаимодействуют с ней.
Один и тот же пользователь может прочитать пост 5 раз — в статистике отобразится плюс 5 просмотров. Поэтому, подсчитывая просмотры/показы, нужно делить этот показатель как минимум на два.
А для YouTube, например, время просмотра намного важнее, чем количество просмотров, и его намного сложнее накрутить.
Чтобы изучить более качественные показатели (например, время просмотра на YouTube, уникальных посетителей в VK, органический охват в FB), скорее всего придется запрашивать подробную статистику у администраторов и блогеров. Впрочем, если последние уверены в эффективности своей площадки, то без проблем предоставят скриншот. А вот если площадка не хочет раскрывать свои показатели — это повод насторожиться.
2. Смотрите вовлеченность, а не только число подписчиков
Одна из формул вовлеченности (ER, Engagement Rate): сумма вовлечений (лайки, репосты, комментарии, сохранения) / число подписчиков * 100 %. Показатель можно считать, например, за один месяц.
Чем выше ER, тем активнее комьюнити. Если подписчиков много, а реакций никаких, возможны два варианта: некачественное ведение соцсетей (скучный контент, частая реклама и т.п.) или же накрутки подписчиков. В обоих случаях отдавать за это деньги, скорее всего, не стоит.
«Нормы» ER меняются в зависимости от тематики, численности сообщества, да и самой соцсети. Если в VK 1% — это уже достаточно хорошая вовлеченность, то для Instagram* это довольно низкий показатель. А в Telegram и 50% не предел. Самый простой способ — ориентироваться на средние данные нескольких конкурентных площадок.
3. Изучайте показатели в динамике
Вряд ли возможна аккуратная и незаметная накрутка. Обычно это происходит грубо, ключевой показатель быстро увеличивается за короткое время. В отчетах, показывающих динамику роста, такие всплески хорошо видны на графике, который начинает напоминать лестницу.
Однако также взрывной рост подписчиков может быть вызван рекламной активностью и шумихой в соцмедиа. Надо проверить, не было ли в этих числах пиар-публикаций, рекламных размещений, инфоповодов.
4. Выборочно читайте комментарии
Это поможет лучше понять аудиторию площадки, на которой вы собираетесь размещать рекламу, а также вычислить возможную накрутку комментариев.
Проплаченные ответы вряд ли будут развернутыми и по существу, а оставят их, скорее всего, новые, подозрительные или откровенно фейковые аккаунты.
5. Считайте клики по ссылкам
Переход по ссылке — более сложное действие, чем лайк или однословный комментарий, поэтому лучше характеризует активность подписчиков. Нет кликов по ссылкам в предыдущих постах — скорее всего, не кликнут и на ваши. Особенно важно найти внешние ссылки и изучить их кликабельность тем, кто планирует рекламировать на площадке сторонний ресурс.
Понятно, что никто не станет раскрывать вам статистику по кликам, но в некоторых случаях ее можно узнать и так:
- Для ссылок вида bit.ly/url добавьте знак «+» в конце и вставьте в адресную строку браузера. Получите статистику по кликам, источникам, географии.
- Аналогично — для goo.gl/url (сервис больше не работает, но статистика по URL еще доступна). Можно посмотреть не только географию и источники, но и платформы с браузерами.
- Для ссылок вида bit.do/url нужно просто добавить знак «–», а не «+». Если статистика доступна, будет видно соотношение роботных, мобильных и десктопных кликов, ссылающиеся сайты, географию посетителей.
- Чтобы посмотреть данные vk.cc/url, нужно перейти по этой короткой ссылке, скопировать полный адрес из браузера, открыть vk.cc, вставить в соответствующее поле и нажать «Сократить». Статистика: переходы, просмотры, пол/возраст, география вплоть до городов.
Главное — убедиться, что URL, который открывается в браузере после перехода по сокращенной ссылке, включает уникальные UTM-метки для каждого ресурса. Если ссылка одна на все ресурсы, количество кликов будет нерелевантным.
Инструменты для определения накруток в соцсетях
Чтобы быстро определять возможные накрутки, анализируя сразу несколько показателей, нужны вспомогательные инструменты. В зависимости от соцмедиа, количества размещений, бюджета и самой площадки могут пригодиться:
- Биржи рекламы (платформы для инфлюенс-маркетинга).
К примеру, Epicstars и Webartex дают расширенную статистику безо всяких подписок, при этом не скрывают адреса блогов. Если интересующая площадка представлена на бирже, можно легко изучить все важные показатели: число подписчиков, вовлеченность, охват, количество просмотров и др.
- Сервисы статистики и аналитики соцмедиа.
Многие из них позволяют анализировать конкурентов, а не только свои аккаунты в соцмедиа. Например:
- AllSocial (бесплатный) для «ВКонтакте»;
- Likealyzer (бесплатный) для Facebook*;
- TGStat (бесплатный) для Telegram;
- Socialblade (бесплатный) для Instagram*, YouTube, Twitter, Facebook*;
- Livedune (платный) для Instagram*, YouTube, VK, Twitter, LiveJournal.
- Специализированные инструменты для поиска накруток.
Они значительно упрощают анализ площадок, так как сразу учитывают много важных моментов. Так, FakeLikeInfo (платный) для аккаунтов Instagram* высчитывает реальный ER, распознает лайки и комментарии как накрученные или сомнительные.
С Instagram* и только с ним также работают Epicdetect и Livedune (оба платные). Для анализа Twitter можно использовать Twitteraudit (бесплатный), а VK проверить с помощью Antidogs (условно бесплатный).
Подытожим
Обращайте внимание на более качественные показатели:
- изучайте охваты/уники вместо просмотров/показов;
- учитывайте вовлеченность, помимо количества подписчиков;
- считайте клики по ссылкам, они важнее лайков.
Оценивайте показатели в динамике: резкие всплески активности или количества подписчиков, не связанные с пиаром и рекламой, могут свидетельствовать о накрутках. И не забывайте выборочно оценивать комментарии: односложные ответы не по теме от подозрительных профилей сразу бросаются в глаза.
Некоторые признаки накруток можно определить только вручную, другие можно быстро выявить с помощью:
- бирж рекламы у блогеров (например Epicstars);
- сервисов статистики и аналитики соцсетей (в их числе Socialblade);
- специализированных инструментов (вроде FakeLikeInfo).
Если хотите знать больше об инструментах продвижения, алгоритмах ранжирования и тонкостях настройки рекламы в социальных сетях, присмотритесь к образовательной программе Skillbox. Она идет четыре месяца, включает шесть курсов и гарантирует трудоустройство. Идеально подходит начинающим таргетологам, SMM-специалистам, диджитал-стратегам, интернет-маркетологам и предпринимателям.