Маркетинг
#Руководства

Как определить накрутки подписчиков и вовлеченности в соцсетях: универсальная инструкция

190 000 участников, 3 000 рублей за размещение, а кликов — 15. Посевы не работают или продукт не интересен? Рассказываем, как проверять накрутки.

 vlada_maestro / shutterstock

В группах VK и FB, блогах Instagram*, каналах YouTube и Telegram искусственно завышают не только количество подписчиков, но и показатели вовлеченности: лайки, комментарии, репосты. Для недобросовестных владельцев площадок и блогеров это способ продавать рекламу дороже. Еще накрутками могут заниматься подрядчики, чтобы красивыми цифрами в отчете доказать свою эффективность и качество услуг.

При этом можно сказать точно: покупка рекламы на площадках с накрученными подписчиками не приведет к хорошему результату.

Рассказываем, на что обращать внимание при оценке аккаунтов, каналов и групп и какие инструменты помогут выявить накрутки подписчиков и вовлеченности.

1. Учитывайте, что просмотры/показы необъективны

Изучить их проще всего, но надо помнить: такие показатели не отражают реальный охват, то есть количество уникальных пользователей, которые видят публикацию или взаимодействуют с ней.

Один и тот же пользователь может прочитать пост 5 раз — в статистике отобразится плюс 5 просмотров. Поэтому, подсчитывая просмотры/показы, нужно делить этот показатель как минимум на два.

На примере одного из пабликов VK хорошо видно: просмотров всегда больше, чем реальных уникальных посетителей

А для YouTube, например, время просмотра намного важнее, чем количество просмотров, и его намного сложнее накрутить.


Чтобы изучить более качественные показатели (например, время просмотра на YouTube, уникальных посетителей в VK, органический охват в FB), скорее всего придется запрашивать подробную статистику у администраторов и блогеров. Впрочем, если последние уверены в эффективности своей площадки, то без проблем предоставят скриншот. А вот если площадка не хочет раскрывать свои показатели — это повод насторожиться.


2. Смотрите вовлеченность, а не только число подписчиков

Одна из формул вовлеченности (ER, Engagement Rate): сумма вовлечений (лайки, репосты, комментарии, сохранения) / число подписчиков * 100 %. Показатель можно считать, например, за один месяц.

Чем выше ER, тем активнее комьюнити. Если подписчиков много, а реакций никаких, возможны два варианта: некачественное ведение соцсетей (скучный контент, частая реклама и т.п.) или же накрутки подписчиков. В обоих случаях отдавать за это деньги, скорее всего, не стоит.


«Нормы» ER меняются в зависимости от тематики, численности сообщества, да и самой соцсети. Если в VK 1% — это уже достаточно хорошая вовлеченность, то для Instagram* это довольно низкий показатель. А в Telegram и 50% не предел. Самый простой способ — ориентироваться на средние данные нескольких конкурентных площадок.


В Telegram нет алгоритмической ленты, вовлеченность и охват могут быть намного выше

3. Изучайте показатели в динамике

Вряд ли возможна аккуратная и незаметная накрутка. Обычно это происходит грубо, ключевой показатель быстро увеличивается за короткое время. В отчетах, показывающих динамику роста, такие всплески хорошо видны на графике, который начинает напоминать лестницу.

График отчетливо показывает, где естественный набор лайков, а где подкрутили

Однако также взрывной рост подписчиков может быть вызван рекламной активностью и шумихой в соцмедиа. Надо проверить, не было ли в этих числах пиар-публикаций, рекламных размещений, инфоповодов.


4. Выборочно читайте комментарии

Это поможет лучше понять аудиторию площадки, на которой вы собираетесь размещать рекламу, а также вычислить возможную накрутку комментариев.

Проплаченные ответы вряд ли будут развернутыми и по существу, а оставят их, скорее всего, новые, подозрительные или откровенно фейковые аккаунты.

Переписка ботов — что может быть более унылым?

5. Считайте клики по ссылкам

Переход по ссылке — более сложное действие, чем лайк или однословный комментарий, поэтому лучше характеризует активность подписчиков. Нет кликов по ссылкам в предыдущих постах — скорее всего, не кликнут и на ваши. Особенно важно найти внешние ссылки и изучить их кликабельность тем, кто планирует рекламировать на площадке сторонний ресурс.

Понятно, что никто не станет раскрывать вам статистику по кликам, но в некоторых случаях ее можно узнать и так:

  • Для ссылок вида bit.ly/url добавьте знак «+» в конце и вставьте в адресную строку браузера. Получите статистику по кликам, источникам, географии.
Статистика по кликам от bit.ly
  • Аналогично — для goo.gl/url (сервис больше не работает, но статистика по URL еще доступна). Можно посмотреть не только географию и источники, но и платформы с браузерами.
  • Для ссылок вида bit.do/url нужно просто добавить знак «–», а не «+». Если статистика доступна, будет видно соотношение роботных, мобильных и десктопных кликов, ссылающиеся сайты, географию посетителей.
  • Чтобы посмотреть данные vk.cc/url, нужно перейти по этой короткой ссылке, скопировать полный адрес из браузера, открыть vk.cc, вставить в соответствующее поле и нажать «Сократить». Статистика: переходы, просмотры, пол/возраст, география вплоть до городов.
Фрагмент статистики от vk.cc

Главное — убедиться, что URL, который открывается в браузере после перехода по сокращенной ссылке, включает уникальные UTM-метки для каждого ресурса. Если ссылка одна на все ресурсы, количество кликов будет нерелевантным.

Тут, например, видно, что разместили ссылку для конкретной площадки в Telegram

Инструменты для определения накруток в соцсетях

Чтобы быстро определять возможные накрутки, анализируя сразу несколько показателей, нужны вспомогательные инструменты. В зависимости от соцмедиа, количества размещений, бюджета и самой площадки могут пригодиться:

  • Биржи рекламы (платформы для инфлюенс-маркетинга).

К примеру, Epicstars и Webartex дают расширенную статистику безо всяких подписок, при этом не скрывают адреса блогов. Если интересующая площадка представлена на бирже, можно легко изучить все важные показатели: число подписчиков, вовлеченность, охват, количество просмотров и др.

Поиск блогеров через Epicstars
  • Сервисы статистики и аналитики соцмедиа.

Многие из них позволяют анализировать конкурентов, а не только свои аккаунты в соцмедиа. Например:

  • AllSocial (бесплатный) для «ВКонтакте»;
  • Likealyzer (бесплатный) для Facebook*;
  • TGStat (бесплатный) для Telegram;
  • Socialblade (бесплатный) для Instagram*, YouTube, Twitter, Facebook*;
  • Livedune (платный) для Instagram*, YouTube, VK, Twitter, LiveJournal.
Динамика по просмотрам и подписчикам от Socialblade
  • Специализированные инструменты для поиска накруток.

Они значительно упрощают анализ площадок, так как сразу учитывают много важных моментов. Так, FakeLikeInfo (платный) для аккаунтов Instagram* высчитывает реальный ER, распознает лайки и комментарии как накрученные или сомнительные.

Отчет сервиса FakeLikeInfo

С Instagram* и только с ним также работают Epicdetect и Livedune (оба платные). Для анализа Twitter можно использовать Twitteraudit (бесплатный), а VK проверить с помощью Antidogs (условно бесплатный).

Бесплатный отчет от Antidogs

Подытожим

Обращайте внимание на более качественные показатели:

  • изучайте охваты/уники вместо просмотров/показов;
  • учитывайте вовлеченность, помимо количества подписчиков;
  • считайте клики по ссылкам, они важнее лайков.

Оценивайте показатели в динамике: резкие всплески активности или количества подписчиков, не связанные с пиаром и рекламой, могут свидетельствовать о накрутках. И не забывайте выборочно оценивать комментарии: односложные ответы не по теме от подозрительных профилей сразу бросаются в глаза.

Некоторые признаки накруток можно определить только вручную, другие можно быстро выявить с помощью:

  • бирж рекламы у блогеров (например Epicstars);
  • сервисов статистики и аналитики соцсетей (в их числе Socialblade);
  • специализированных инструментов (вроде FakeLikeInfo).

Если хотите знать больше об инструментах продвижения, алгоритмах ранжирования и тонкостях настройки рекламы в социальных сетях, присмотритесь к образовательной программе Skillbox. Она идет четыре месяца, включает шесть курсов и гарантирует трудоустройство. Идеально подходит начинающим таргетологам, SMM-специалистам, диджитал-стратегам, интернет-маркетологам и предпринимателям.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована