Маркетинг
#статьи

Что такое мастермайнды и как они помогают прокачивать команду, процессы или себя самого

Большой гайд для тех, кто хочет участвовать в мастермайндах или организовать что-то подобное самостоятельно.

Кадр: фильм «12 друзей Оушена» / Warner Bros. Pictures

Предприниматель Джим Рон в книге «Ключи к успеху» писал, что человек — среднее арифметическое пяти людей, с которыми он проводит больше всего времени. Мастермайнд — это способ поместить себя в окружение, которое будет помогать в достижении целей.

В гайде мы собрали главное, что нужно знать о мастермайндах, если вы хотите использовать их для развития команды, компании или для собственного профессионального роста.

Что такое мастермайнд

Мастермайнд — это формат группового общения. Выглядит это так: несколько человек встречаются и обсуждают проблемы, ищут решения, обмениваются опытом и знаниями, мотивируют друг друга.

Слово «mastermind» имеет в английском языке несколько значений. «Mastermind» может означать план, как правило разветвлённый и сложный, или схему. А ещё этим словом называют стратега, который придумывает такие планы, или вдохновителя.

Мастермайнд-группы могут быть посвящены как профессиональным, так и личным вопросам. Допустим, в компании могут проходить мастермайнды, на которых обсуждают клиентский сервис. Предприниматели могут собираться на мастермайнд, чтобы завести новые знакомства, получить совет, найти идеи или решения. Есть мастермайнд-группы, посвящённые достижению личных целей (например, вот).

Как правило, мастермайнды регулярны. Частоту встреч определяет организатор.

«Мне участие в мастермайндах даёт дисциплину и системность, которых не хватает во фрилансе и в работе на себя.

Мастермайнды помогают ставить цели и достигать их. За время участия в мастермайндах я увеличила доход, сделала ремонт, раскрутила блог и достигла многих других целей поменьше.

Участие в таких мероприятиях — это ещё и способ продвижения. Многие люди, с которыми мы познакомились на мастермайндах, теперь покупают мои услуги и рекомендуют меня знакомым.

Мой первый мастермайнд организовал мой друг. Это был стодневный онлайн-марафон: каждый участник ставил цели и шёл к ним. Этот формат меня покорил. Затем я участвовала уже в офлайн-мастермайнде — о нём узнала из сторис моей знакомой. И это было не менее интересно, хотя и довольно времязатратно в сравнении с онлайн-форматом.

Мне настолько понравился этот формат, что я дважды организовывала свой мастермайнд по ведению соцсетей для экспертов и предпринимателей. На этом мастермайнде я делюсь экспертным опытом, чтобы помогать людям не только с мотивацией, но и с инструментами для работы в соцсетях».

Инесса Черных,
руководитель студии контент-маркетинга

Чем мастермайнд отличается от лекции и брейншторма

Мастермайнд не мозговой штурм и не лекция. Это другой формат групповой работы, где в обсуждении участвует и модератор, и слушатели: каждый участник высказывает своё мнение и предлагает решения. Лекция и брейншторм устроены по-другому.

В чём отличия от лекции. Во время лекции спикер излагает материал и иногда отвечает на вопросы слушателей. Человек слушает и запоминает информацию, может получить ответ на свой вопрос только от лектора.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Во время мастермайнда все общаются между собой, а информация движется вот так:

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Человек получает всесторонний разбор своей проблемы и советы от всех участников группы.

В чём отличие мастермайнда от брейншторма. Брейншторм — это поиск идей. Участники высказывают разные идеи, даже самые неправдоподобные. Потом из получившегося вороха выбирают интересные предложения и обсуждают их.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

На мастермайндах нет гипотетических предложений и фантастических идей — участники оперируют собственным опытом и делятся знаниями.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

«Мастермайнд — это не обучение, не воркшоп и не мастер-класс. Мастермайнд нужен для того, чтобы участники могли взглянуть на свою ситуацию со стороны. Самая частая реакция участников таких встреч: „Как я сам об этом не подумал?“

Посещать такие мероприятия стоит с открытым сознанием. Нужно быть готовым к тому, что ваши методы и подходы могут поставить под сомнение. Вы можете услышать что-то, что вас заденет. Но не стоит забывать, что „норма“ одного человека может показаться абсурдом для другого.

Не нужно воспринимать такие ситуации негативно. Возможно, встряска поможет найти ответы на ваши вопросы.

Мастермайнд — это групповой поток сознания: каждый участник вникнет в суть вашего запроса и выскажет свои мысли, предложит пути решения, методы и лайфхаки.

Я советую вступать в мастермайнд-группы, где вы встретите незнакомых людей, не связанных с вами никакими обязательствами. Участники не должны быть ограничены в том, что они могут сказать.

Будьте открыты, терпимы, инициативны и внимательны. Тогда мастермайнд принесёт максимальную пользу».

Анастасия Рожкова,
наставник по работе с соцсетями, блогер, SMM-специалист

Как проходят мастермайнды

Мастермайнды могут проходить как в онлайне, так и в офлайне. Офлайн-встречи проводят в отдельных помещениях — например, в офисе, коворкинге или бизнес-зале. Онлайн-встречи — в сервисах для видеоконференций: Zoom, Discord, Skype.

Важно, чтобы проведению мастермайнда никто не мешал, участники не отвлекались и чувствовали себя свободно.

Как правило, в мастермайнд-группах собирается до десяти человек, хотя есть группы и больше. Так, Дин Грациози — бизнес-коуч, инвестор и предприниматель — создал успешную мастермайнд-группу Organized Brilliance, в которой участвует 50 человек.

Продолжительность собрания зависит от темы, числа участников, сложности обсуждаемых проблем, количества вопросов. Американский писатель Эрик Миллер в книге «Leveling up: полное руководство по созданию мастермайнд-группы» пишет, что оптимальное время встречи — час, но мастермайнды могут длиться больше — некоторые даже до 10 часов.

«Оптимальное количество участников — 8–10 человек. Тогда сессия продлится не больше 2–3 часов и будет эффективной. Более продолжительные мероприятия участники переносят тяжело: они устают, теряют интерес, падает их вовлечённость в разговор. Мероприятие теряет в динамике».

Маргарита Тихонова,
фаундер диджитал-бюро «Контора», коуч ICF, ментор, спикер и автор мастермайндов

Кто такой модератор мастермайнда

Модератор мастермайнда (он же фасилитатор) — это человек, который организует и направляет обсуждение. Модератор следит за тем, чтобы тема не менялась, встреча не затянулась, а каждый участник смог высказаться.

Модератор готовит сценарий встречи, собирает участников и помогает им сформулировать запросы. Ещё он отвечает за атмосферу в группе, модерирует онлайн-чаты с участниками, конспектирует встречи, фиксирует обязательства, которые принимают на себя участники группы, и результаты, которых они достигли.

Модератором может быть один из участников обсуждения.

Для неподготовленного человека вести мероприятие может оказаться сложным. Поэтому иногда для модерации приглашают профессиональных фасилитаторов.

«На мастермайнды приходят разные люди — предприниматели, мамы в декрете, студенты. У них могут быть разные запросы. Моя задача — создать в группе доверительную атмосферу, дать каждому слово, следить, чтобы все успели высказаться и чтобы запрос каждого обсудили.

На мой взгляд, в первую очередь модератор должен обладать эмпатией. Во вторую — уметь быть беспристрастным и нейтральным. Всё своё внимание модератор направляет на участников, а сам следит, чтобы общение было экологичным, а правила мастермайнда не нарушались.

Основное образование не имеет значения — получить специальность фасилитатора может любой человек, есть специальные курсы по фасилитации процессов. Но будет легче людям с педагогическим или психологическим образованием и тем, кто работал ведущим мероприятий».

Маргарита Тихонова,
фаундер диджитал-бюро «Контора», коуч ICF, ментор, спикер и автор мастермайндов

О чём стоит знать, если вы хотите участвовать в мастермайнде

Мастермайнд — это не дружеские разговоры. У каждой встречи есть регламент и правила, которые должны соблюдать участники. Правила для каждой группы устанавливает модератор. Утверждая их, он ориентируется на тему, продолжительность сессии, количество участников и их вопросы.

Есть принципы, которым следует большинство мастермайнд-групп:

  • В группе все равны, правила одинаковы для всех.
  • Встречи нельзя пропускать без уважительной причины. За пропуск модератор может назначить штраф — например, попросить оплатить коворкинг для следующего мероприятия.
  • Участники должны выступать — рассказывать о своих задачах и давать советы другим.

На мастермайнде рекомендуется делать заметки — записывать мысли, советы или идеи, которые приходят в голову. Если ничего не записывать, то после встречи часть информации забудется — так можно потерять важный инсайт.

Ещё нужно быть готовым к тому, что на некоторых мастермайндах просят подписать обязательство о неразглашении информации.

«В начале встречи я рассказываю о правилах, чтобы все участники понимали, как будет проходить сессия. В моих правилах обязательно указано, что нельзя перебивать, нельзя критиковать, нельзя выносить информацию за пределы группы: „То, что происходит на мастермайнде, там и остаётся“. Можно поддерживать, давать советы, хвалить — то есть разрешены любые позитивные эмоции и действия.

Если участник хочет сделать фото, он должен получить разрешение от всех остальных участников. То же касается и записи встречи — я могу сделать запись, только если все согласятся. Если хоть один человек против — записи не будет. Конфиденциальность — важное правило на мастермайндах».

Маргарита Тихонова,
фаундер диджитал-бюро «Контора», коуч ICF, ментор, спикер и автор мастермайндов

Как организовать мастермайнд

Мы спросили у людей, которые организуют мастермайнды, что нужно знать о проведении таких мероприятий. На основе их ответов мы составили список шагов, пройдя которые можно организовать свой мастермайнд.

Определите цели мастермайнда. Ответьте на вопрос, зачем вы хотите собрать группу, чего вы хотите достичь с её помощью. Вот примеры целей: вывести компанию на международный рынок, обменяться опытом в отрасли, собрать группу поддержки.

Поймите, кто будет участвовать в сессиях. Опишите портреты участников. Какие навыки у них должны быть? Какой опыт? В какой сфере они работают? Какие у них ценности? Определитесь, сколько участников должно быть в группе.

«У меня есть специальная анкета, с помощью которой я подбираю участников для мастермайнд-группы. Исходя из ответов участников, я формирую группы, стараясь, чтобы в в неё попали люди с похожим мировоззрением, опытом или навыками. Тогда атмосферу в группе будет гораздо проще наладить с самого начала, а сами участники будут меньше стесняться и нервничать», — рассказывает фаундер диджитал-бюро «Контора» Маргарита Тихонова.

Кадр: фильм «Властелин колец: Братство кольца» / New Line Cinema

Найдите участников. Их можно приглашать с помощью рекламы, например, в телеграм-каналах, с помощью звонков, писем или даже лично. Участников можно искать в соцсетях, в группах по интересам, среди коллег.

Стоит искать людей с разными компетенциями и опытом, но с интересом к общей теме. Такой совет даёт создатель мастермайнда в индустрии мобильных приложений и игр, модератор мастермайндов Рената Равилова.

По её словам, главное, чтобы опыт и запросы участников подходили друг другу. Тогда обмен опытом будет полезен. Она предпочитает объединять людей из одной индустрии с близким уровнем профессионального развития — это приносит максимальную пользу.

Выберите место проведения мастермайнда. Если вы будете проводить мероприятие в офлайне, нужно найти помещение и договориться об аренде. Если в онлайне — выбрать программу для видеоконференций, заранее оплатить тариф, чтобы встреча неожиданно не прервалась.

Составьте структуру. Как будет проходить встреча? В какой последовательности будут выступать участники? Сколько времени нужно каждому участнику на выступление? Сколько времени стоит заложить на случай, если возникнут непредвиденные обстоятельства?

Обязательно заранее отработайте тайминг — проведите «встречу» сами с собой по задуманной структуре, чтобы понять, отличается ли план от реальности. Скорректируйте план, если нужно.

Пиарщик и организатор мастермайндов Алина Бабаева рассказывает, что при регистрации участников она спрашивает у каждого, в чём заключается его запрос. После этого она изучает его ресурсы: сайт, соцсети — и заранее выписывает свои идеи.

«Считаю такой формат продуктивным и для участников, которые сразу же получают ответы на свои вопросы, и для меня как эксперта — ведь я собираю „боли“ экспертов и предпринимателей из разных ниш. Это позволяет мне глубже прорабатывать свои продукты», — рассказывает Алина Бабаева.

Разработайте правила мастермайнда. Если вы пригласите фасилитатора, то правила разработает он. Если модератором будете вы, то разрабатывать их придётся самостоятельно.

Указывайте в правилах все нюансы — например, запрет перебивать друг друга, использовать ненормативную лексику; лимит времени на выступление. Можно предусмотреть договор о неразглашении информации — тогда в правилах мастермайнда стоит закрепить, что такой договор обязаны подписать все участники.

Правила можно менять. Например, если в правилах вы прописали, что сессии проходят раз в две недели, но после двух встреч поняли, что встречаться надо чаще, то можно внести изменения и проводить сессии раз в неделю.

«Я организую и провожу мастермайнды как эксперт по продвижению в диджитале. На мои мастермайнды приходят предприниматели. Они увлечены своим продуктом, но испытывают сложности с привлечением клиентов.

В начале я, как организатор и эксперт встречи, по очереди даю каждому участнику свои рекомендации как по PR, так и по работе с соцсетями — и по контенту, и по рекламе.

После этого участники в режиме диалога предлагают идеи друг другу, опираясь на личный опыт. В результате встреча получается активной и насыщенной. Участники уходят с идеями, которые можно реализовать.

По моему опыту, для продуктивной работы нужна малая группа. Когда участников 3–5, удаётся максимально проработать запрос каждого, уделить время всем. Идеи получаются конкретными. Многие участники реализуют их сразу же».

Алина Бабаева,
пиарщик, организатор мастермайндов

Выберите каналы коммуникации. Где вы будете общаться с участниками? В каком мессенджере или соцсети? Заранее создайте канал или группу, в которую будете добавлять участников.

После мастермайнда оцените, насколько эффективен он был. Эффективность мастермайнд-встреч оценивают после каждой сессии. Вот как можно это сделать:

  • Собрать отзывы участников о том, что им понравилось в работе группы, а что — нет.
  • Узнать у участников, достигают ли они своих целей. Допустим, цель группы — решить, как можно привлечь новых клиентов без дополнительного бюджета. Если участники после сессий смогли внедрить и опробовать новые идеи и это принесло результат — сессия была полезной.
  • Проанализировать, насколько активно общались участники, предлагали ли они решения или, напротив, старались не выступать.

Можно сравнить ожидания и реальность: каких результатов вы ожидали от сессии и что вышло в итоге. По итогам цикла сессий обязательно нужно оценить долгосрочные результаты: какие новые навыки получили участники, научились ли они решать похожие задачи, как изменилось их настроение, появилась ли мотивация.

«Эффективность оценивают по обратной связи от участников. Обратную связь можно получить, задав вопросы напрямую в Zoom или в чате; можно провести анкетирование после встречи.

Такие опросы нужно проводить через некоторое время — например, через месяц после мастермайнда. Так можно узнать, что смогли внедрить участники из рекомендаций и как они это сделали.

Если проводить опрос в ходе мастермайнда, это повысит эффективность мероприятия. Если один из участников скажет, что его вопрос не решили, модератор может исправить ситуацию: проблему можно обсудить ещё раз, и спрашивающий получит рекомендации».

Алёна Шпак,
методолог онлайн-обучения

Другие статьи Skillbox Media об управлении командами

Научитесь: Медиация и конфликтология (партнёр МГМУ им. И.М. Сеченова) Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована