11 советов SMMщику — про работу, креатив и эффективность
Правила и советы по ведению соцсетей для начинающих и опытных SMMщиков: как выстраивать работу, больше зарабатывать и не выгорать.
Анастасия Телесницкая для Skillbox Media
В SMM легко выйти на поток «комфортной рутины», когда начинаешь забывать, зачем вообще ведёшь соцсети клиенту. В этой статье мы собрали советы, как делать работу лучше и не выгорать, на основе своего опыта и опыта коллег.
Совет №1
Не вестись на хорошие показатели и думать о продукте
Хорошо, когда аудитория растёт и среднее количество лайков увеличивается с каждой неделей. Виден прогресс, и его можно зафиксировать — значит, работа делается. Но кто стоит за этими цифрами? Живые люди. Про них легко забыть — соцсети устроены так, что мы видим только реакцию в виде лайков, сохранений и комментариев. И начинаем думать про метрики, а не про эффективность.
Пример: мемы собирают хорошее число лайков, а из-за репостов аудитория растёт. Начинаем постить больше мемов, и лента со временем превращается в развлекательный канал с шутками. Аудитория растёт, но она пришла только за шутками. Постим рекламу — начинаются отписки. Хотим сделать полезный контент — ноль реакции.
Совет №2
Не забывать про возможности инструментов
Инструменты в соцсетях постоянно обновляются: новые стикеры, эмодзи. Могут измениться требования к видео или правила размещения рекламы. Если не следить за такими вещами, то можно до сих пор думать, что Instagram* «режет охваты» репостам постов в сторис, хотя недавно соцсеть перестала так делать.
Пример: пообещали клиенту, что рекламу в Instagram* для нового аккаунта можно запустить сразу, а аккаунт заблокировали — оказывается, Facebook** не любит «резкие всплески активности». Надо было подождать пару месяцев и сначала наполнить страницу контентом, но теперь придётся создавать новый аккаунт.
Совет №3
Позволять делать «спонтанный SMM»
Мир — динамичная штука, а соцсети движутся ещё быстрее. Вчера мем был классным и в тренде, а сегодня — баян. Поэтому иногда можно отступать от контент-плана и оперативно запостить контент, который попадает в повестку дня.
Пример: согласовали контент-план и весь месяц пишем про преимущества электросамокатов. В Москве вступает закон об ограничениях и штрафах за превышения скорости и выезд на проезжую часть. Вместо поста-реакции или полезной сторис с объяснением мы продолжаем писать про то, что электросамокаты — это круто. В это время часть аудитории находится в раздумьях: «А брать ли мне его сейчас, а меня не оштрафуют?»
Совет №4
Планировать работу
Блокнот с планом на день или файл в гугл-доках с расписанием работы — это не плохо. Можно до последнего надеяться на то, что «голова сама всё запомнит», но мозг не работает как компьютер и не хранит всё по полочкам. Лучше записать. При планировании есть момент: можно неверно рассчитать объём работы. Поначалу казалось, что задача на пару часов, но когда начал выполнять, то работа растянулась на день. Такое тоже бывает.
Пример: есть задача — найти блогеров для рекламы аккаунта. Если задачу не записать (и не разбить на этапы), то в какой-то момент заказчик может напомнить о ней, и тогда придётся экстренно искать блогеров, двигать свои дела и с ужасом обнаружить, что согласовать рекламу нереально за один день. Хотя можно было разбить работу на этапы (разобраться в продукте, найти блогеров, составить список по группам, узнать цены) и постепенно выполнять в течение недели.
Совет №5
Не тратить слишком много времени на контент
А если потратили, то спросите себя честно: «А не фигня ли у меня получилась?» Вы поймёте, что это фигня (или нет), если взглянете на пост или сторис со стороны подписчика: это было интересно или полезно? Контент закрыл проблемы или развлёк читателя? Если нет — фигня, а вы потратили на неё слишком много времени.
Работа ради работы — это коварное состояние, в которое легко впасть как новичку, так и профи. Иногда себя нужно останавливать, если вы понимаете, что уже целый час подбираете шрифт.
Пример: подбирали иллюстрацию несколько часов, а пост собрал меньше лайков, чем хотелось. Если бы вовремя остановились и увидели, что текст и посыл получились слабыми, то такого бы не случилось.
Совет №6
Не тратить время на рутину
Отложенный постинг — ваш друг. Лучше написать десять постов и сторис заранее и выставить дату выхода, чем каждый день заходить в телефон и залипать в экран. Используйте SMMplanner и аналоги.
Пример: SММщик делает посты по шаблону — это товарные карточки для магазина. Вместо того чтобы каждый день писать новые, он может за пару дней сделать товарные посты в редакторе на компьютере, а потом кинуть их в отложку.
Совет №7
Помнить, что хорошие идеи могут закончиться
Поэтому переупаковка — наше всё. Следить за конкурентами и тырить идеи — естественный процесс. Черпать вдохновение в смежных сферах — это способ развить креативность.
Пример: за год написали всё что можно про ремонт телефонов. Идей нет. Решение: находим популярные старые посты, обновляем информацию и постим заново. Другой вариант — переделываем посты в сторис и добавляем стикеры и анимацию. Ещё вариант — объединяем посты в карточки и иллюстрируем рисунками.
Совет №8
Отчёты — не зло
Писать отчёт — это муторная и механическая работа, которая нравится не всем. Но если внедрить сбор статистики и минимальный анализ в качестве ежедневного правила, то в конце месяца станет легче. Если всё равно лень — используйте автоматизаторы, которые сами собирают статистику в интерактивные дашборды. Например, DataFan.
Пример: к концу месяца выделяем день, чтобы собрать статистику и отследить показатели. Видим, что данные просели и это придётся презентовать клиенту. Если бы мы каждый день (или раз в неделю) собирали мини-отчёты от себя, то давно бы заметили, что рубрика «Интервью с помидором» не зашла аудитории и её следует заменить на что-то другое. Например, «Мысли от помидора».
Совет №9
Не бояться просить больше денег
Мы работаем ради денег. Хватит убеждать себя, что работа — это радость и «самореализация». Счета из ЖКХ не оплатишь и новый телефон не купишь на «ощущения счастья» от хорошо проделанной работы. При этом не стоит стремиться завышать ценник просто так: если чувствуете, что приносите пользу, которая не равноценна вашим усилиям и таланту, есть смысл просить повысить гонорар или искать нового клиента.
Пример: клиент попросил начать делать больше сторис. Рабочее время увеличилось в два раза, а зарплата сохранилась. Хорошая причина, чтобы обсудить увеличение зарплаты.
Совет №10
Выгорание — это нормально
Как психологическое состояние выгорание — это плохо. Но его появление — это нормально, мы все устаём и выдыхаемся. Заметили признаки усталости от работы, пилить контент больше не в радость — нужно срочно отдохнуть. И лучше выбрать отдых без соцсетей.
Пример: «выгорание» реально спланировать и подготовиться к нему. Можно откладывать деньги с зарплаты в личный фонд «спокойной жизни» или накопить подушку безопасности, которой хватит на полгода.
Совет №11
В заключение: вы на своём месте
Синдром самозванца может возникнуть в момент, когда специалист покидает зону комфорта. Вчера он делал SMM для барбершопа, а сегодня его назначили директором по соцсетям всей сети цирюлен. Неуверенность, страх и косяки в работе могут развиться в «синдром самозванца»: человек ощущает, что находится не на своём месте, а коллеги «знают», что он плохой специалист. Помните, что вас наняли не глупые люди, вы сейчас находитесь на своём месте.
Пример: SММщик загоняется и думает, что его назначили по ошибке и он не тянет. Вместо этого можно посмотреть на свою работу со стороны — оценить то, что уже проделано, а при хороших отношениях с коллегами можно узнать их мнение. Если обесценивать свой труд, проект действительно может загнуться — лучше гордиться сделанными шагами и уверенно смотреть на следующие. Вы справитесь!