Как запустить успешный онлайн-курс, когда сам ещё только учишься
Онлайн-курс, созданный Татьяной, прошли уже более 700 человек. Это помогло компании восстановить работу с партнёрами во время пандемии.
Татьяна Никитина
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Руководила запуском онлайн-курса «Как проводить онлайн-встречи», который уже прошли более 700 человек.
В интервью Татьяна рассказала:
- почему предзаписанные курсы лучше тренингов в прямом эфире;
- к каким трудностям стоит подготовиться начинающему продюсеру;
- где искать экспертов для будущего курса;
- что входит в обязанности продюсера.
— Татьяна, вас можно поздравить — вы недавно были студентом Skillbox, а теперь запустили свой собственный курс!
— Спасибо! Особенно я горжусь тем, что сделала это, ещё не закончив учёбу. Шаг за шагом я проходила темы, а параллельно отрабатывала их на своём проекте. Даже больше: на курсе мне разрешили делать все домашки, ориентируясь на него. То есть преподаватели буквально курировали мой рабочий проект.
Как студенту запустить собственный курс?
— Расскажите, что это был за проект? Кто-то его заказал?
— Не совсем. Я ведущий специалист по обучению в компании Amway, то есть наёмный сотрудник. Мы постоянно работаем над разными проектами: получаем новую задачу и думаем, как её подать, в каком формате. И потом обучаем партнёров, как правильно привлекать к нам новых клиентов.
Прошлый год выбил из колеи всех, кого только можно. Наши партнёры сильно пострадали, потому что выполнять их работу без тренингов и личных бесед — трудно. Так казалось в конце марта 2020 года. Тогда и пришла идея создать какую-нибудь обучающую программу на тему «Как работать онлайн».
— Не пугала ответственность? Вы же продюсер, в итоге вам за результат отвечать.
— На самом деле это кайф. Особенно когда только приходишь в проект. Сейчас у меня как раз на начальной стадии курс для следующих уровней. Мне нравится планировать, составлять большой mindmap, представлять, как проект будет развиваться, какие у него компоненты, к чему он придёт, кому поможет.
— Программа «Как работать онлайн» изначально задумывалась как курс? Почему не вебинар?
— Мы обсуждали разные варианты, например тренинги в прямом эфире на несколько дней. Но поняли, что у нас слишком много предпринимателей: у каждого свой план дня — всех в одно время не соберёшь. А нам нужна именно массовость, чтобы поддержать всех. Поэтому мы решили, что это будет онлайн-курс.
И это подтвердила практика: после запуска курс «Как проводить встречи онлайн» прошли уже более 700 человек. А 96% из них готовы рекомендовать его своим коллегам и партнёрам.
— Цифры впечатляют. Это первый такой опыт в Amway?
— Курсы раньше были, но в основном в офлайн-режиме. Естественно, мы другая команда, поэтому внесли что-то своё. Из очевидного — это чек-листы и домашние задания. От нас не требовали именно онлайн-курс, ведь все понимали, что это сложный и дорогой формат. Но я взяла инициативу в свои руки. Так просто совпало, что я начала учиться в Skillbox и как раз в это время пришёл проект. Я подумала, что будет здорово попробовать.
— То есть вы по своей воле пошли на курс? Я думала, что появилась нестандартная задача и руководство отправило вас учиться.
— Это было моё решение. Я в принципе хочу руководить разработкой онлайн-проектов, вне зависимости от организации. В курсе, который мы запустили, я была скорее продюсером, но моя цель — расти дальше. Абсолютно уверена, что онлайн-обучение будет в тренде ещё минимум пять лет, а то и больше.
Я вижу это на собственном примере. Когда я работала в HR-отделе KFC, то мы одними из первых внедрили в корпоративное обучение онлайн-формат, и благодаря этому курс прошли более десяти тысяч сотрудников. Второй момент: я и сама давно учусь онлайн в Skyeng и Skillbox. Меня учат применять навыки на практике, а не просто «послушал и пошёл». И третье: я регулярно читаю издания вроде РБК, и они называют онлайн-образование одной из самых перспективных сфер.
— Вы соприкасались с онлайн-обучением в KFC и Skyeng, и у вас наверняка было представление о том, как это всё устроено. Почему пошли учиться на продюсера, а не попробовали запускать курсы самостоятельно?
— У меня, конечно, было представление, но очень общее. Все знают, как проходит учёба в школе и университете, но нельзя это просто повторить — везде свои нюансы. Я примерно понимала, как это должно выглядеть, но что для этого делать — нет. Как работать со съёмочной группой, какие этапы разработки существуют, о чём надо поговорить с экспертом, что от него можно требовать, а что нет. Такого опыта у меня не было. Я никогда не вела обучающие проекты с нуля до выпуска.
— Скажите, а руководство как-то вознаградило вас за запуск курса?
— Какую-то специальную премию не давали, потому что я получаю зарплату, но, скорее всего, это повлияет на мою годовую оценку успеваемости сотрудника, а вот это уже дополнительный гонорар.
— Поняла, мне ещё интересно, стали ли вас как-то иначе воспринимать на работе. Может, повысили в должности или добавили новые обязанности?
— Должность не изменилась, я по-прежнему ведущий специалист, но теперь, думаю, мне дадут доступ к более интересным задачам. Например, на 2021 год запланирован проект по обучению лидеров, у которых уже есть небольшая команда. Опять же, это будут онлайн-курсы — возможно, с личными встречами. У меня будет шанс поработать от самого составления плана проекта, выбора экспертов, разработки программы и до курирования постпродакшна большого курса.
Продюсер курса: кто он и за что отвечает
— В каждой работе свои трудности. Расскажите, какие бывают у вас?
— В прошлом проекте у нас появлялись моменты, где лёд был совсем тонкий. Первое — это эксперты. Мы выбрали специалиста, сделали на него ставку, а он в последний момент выдвинул нереальные ожидания по гонорару. Соответственно, нам пришлось экстренно искать другого. А у нас всё-таки специфический проект, корпоративная культура.
Пока мы нашли того, кто нам нужен, полетели сроки. Это второй момент. Любая ошибка на старте сдвинет сроки — а это сразу суета и нервотрёпка.
Третья проблема — бюджет, который пришлось увеличить, чтобы нанять аутсорс-специалиста и уложиться в срок.
— Как вообще выбирают экспертов?
— Есть люди, с которыми компания работает давно. Если они подходят по теме, то их рассматривают в первую очередь. Второй вариант — связи, бывшие коллеги, знакомые. Я, например, обратилась к знакомым бизнес-тренерам, и они посоветовали некоторых кандидатов. Я связалась с людьми, попросила составить программу, и из четверых мы выбрали одного.
— То есть если нет полезных знакомств, то и шансов найти эксперта тоже нет?
— Мне всё равно кажется, что это не очень трудно. В любом случае кто-то кого-то может знать. Ещё есть тематические группы в социальных сетях. Например, в Facebook* одного специалиста мне порекомендовал коллега из тренерской группы.
Я думаю, что сейчас, когда есть интернет и соцсети, ничего невозможного нет.
— Что самое интересное для вас в работе продюсера?
— Пожалуй, первый этап, когда ещё не ясно, как это всё будет выглядеть и работать. Можно накидывать идеи, строить каркас будущего курса. Конечно, ещё люблю момент, когда курс уже готов и ты выпускаешь его в свободное плавание: «Иди, живи!» Ты отдал ему столько сил и времени и наконец-то можешь выдохнуть. А если курс оказался невостребован, то это самая большая неудача для меня. Всё было зря… А я не люблю проекты ради проектов.
— Я так понимаю, что экспертов помогают найти коллеги, сценарий пишет методист, съёмки проводят команды на аутсорсе. А что делает продюсер?
— Исследует рынок, определяет потребности аудитории, договаривается с экспертами и со съёмочной группой. На нас также финальная проверка всех материалов (вплоть до выпуска на платформу, доработки) и запуск. Но повторюсь, это задачи продюсера, я не планирую на них останавливаться. Моя цель — руководить всем процессом, в том числе работой продюсера.
— Представьте, что у вас есть неограниченные ресурсы и вы можете сделать курс мечты от «а» до «я». Какой бы он был? На какую тему?
— Это был бы курс по профайлингу, очень уж интересна мне эта тема. Много про него читаю и смотрю — и с удовольствием сделала бы курс.