Спам-звонки: почему спамеры звонят людям и можно ли их наказать
Большой гайд по теме для маркетологов и для тех, кто хочет защититься от спамеров.
Кадр: фильм «Козы» / Red Crown Productions
Каждый седьмой звонок в России совершают спамеры — это данные исследования «Тинькофф» от 2022 года. 51% россиян несколько раз в месяц и чаще беспокоят спамеры, подсчитали в агентстве TelecomDaily.
Если вы хотите разобраться в том, как устроены спам-звонки, прочитайте этот материал Skillbox Media. Также статья будет полезна тем, кто работает с данными клиентов и не хочет случайно стать спамером. Чтобы написать статью, мы поговорили с основателем компании по защите персональных данных Максимом Лагутиным. Он рассказал:
- что такое спам-звонки и кто их совершает;
- как защищаются от нежелательных звонков;
- что о спаме говорит закон;
- какая ответственность предусмотрена за нарушение законов;
- куда жалуются на спам;
- где спамеры берут номера телефонов;
- как компании не стать спамером.
Что такое спам-звонки и кто их совершает
Спам — это массовая рассылка рекламных сообщений без согласия получателей. Спам-звонки — это массовые звонки, на которые абоненты не давали согласия. Их совершают мошенники, роботы и операторы колл-центров.
Вот зачем они звонят.
- Мошенники. Их цель — украсть деньги или конфиденциальные данные. Для этого они могут, например, представляться сотрудниками «Сбера» и просить данные банковской карты.
- Роботы. Это программы для массового обзвона: они воспроизводят заранее записанные фразы. Роботы могут собирать информацию об абонентах — например, чтобы сформировать базу данных для прозвона. Ещё они могут рекламировать товары и услуги.
- Операторы колл-центров. Это наёмные сотрудники, которые предлагают людям товары и услуги компании. Например, они могут предлагать записаться на приём к врачу или купить подписку на сервис.
Компании используют спам-звонки, чтобы привлечь внимание к товару или услуге. Они рассчитывают, что часть абонентов ответит на звонок, заинтересуется продуктом и купит его.
Чтобы обзвонить людей, компания обращается в агентство. Агентство настраивает роботов или передаёт заказ операторам колл-центра. Роботы или операторы прозванивают абонентов и предлагают товары или услуги.
Обычно операторы не могут первыми положить трубку. Их задача — получить как можно больше целевых действий, поэтому они отрабатывают все возражения клиента. Единственный способ закончить диалог с оператором-спамером — завершить звонок самостоятельно.
Как защищаются от спам-звонков
Два эффективных способа защиты от спам-звонков — защита на уровне операционной системы и защита с помощью специальных приложений для смартфона.
Сначала расскажем о защите на уровне операционной системы iOS и Android.
В iOS есть функция «Не беспокоить». Она блокирует все входящие звонки и сообщения от номеров, которых нет в списке контактов.
Включить её можно так: «Настройки» → «Телефон» → «Заглушение неизвестных». Вызовы неизвестных номеров будут заглушены, отправлены на автоответчик и отображены в списке «Недавние».
На Android функцию можно включить так: «Настройки» → «Блокировка и фильтры» → «Задать правила». Доступна блокировка всех вызовов, сброшенных после первого гудка, вызовов со скрытых номеров и всех вызовов с номеров, которых нет в контактах.
У встроенных функций смартфонов есть недостаток: велик риск заблокировать не спамера и пропустить важный звонок. Поэтому люди используют их реже, чем приложения.
Приложения для защиты от спам-звонков работают по другому принципу. Они собирают данные о номерах и определяют, разрешать вызов или нет. Например, если много пользователей приложения жалуется на какой-то номер, приложение блокирует звонки с него.
Ещё есть приложения, которые используют машинное обучение, чтобы определять потенциально вредоносные номера. Они анализируют данные и находят общие характеристики спам-звонков — поэтому блокируют даже новые номера спамеров.
Вот несколько специальных приложений:
- «Черный список». Приложение блокирует спам-звонки без звукового оповещения и вибрации. В нём можно задать расписание — например, блокировать звонки только ночью. Приложение доступно только на Android и может конфликтовать с другими программами.
- «Truecaller Определитель номера». Приложение предоставляет пользователю информацию о входящем номере. Но работает оно только с включённым интернетом, так как не сохраняет базу данных на телефон. Приложение можно установить на iOS и Android.
- Call Blocker — Blacklist. Позволяет создавать чёрные и белые списки контактов, присылает сведения о заблокированных номерах. Эффективно вычисляет вероятных мошенников, но показывает слишком много рекламы. Работает на Android.
- «REKK — Блокировка звонков». Работает исключительно на iOS не ниже версии 13.0. Зато эффективно блокирует звонки и СМС. Если номер, с которого поступает звонок, есть в базе данных приложения, оно показывает информацию о нём — например, название компании, которой принадлежит номер.
- Sync.ME. Приложение синхронизируется с «Фейсбуком»*, «Инстаграмом»* и X. Пользоваться им могут те, у кого есть аккаунты в этих соцсетях. Работает на iOS и Android.
Есть и другие способы защиты. Некоторые банки и сервисы предлагают отдельные функции для борьбы со спамом. В приложении «Яндекса» есть функция «Определитель номера», а «Тинькофф» предлагает услуги телефонного секретаря Олега — робота, который отвечает на звонки.
Законны ли спам-звонки
Спам-звонки запрещены: закон «О рекламе» запрещает спамить, а закон «О персональных данных» — обрабатывать персональные данные без разрешения человека.
Федеральный закон №38-ФЗ «О рекламе» запрещает рекламировать что-то без согласия потребителя, звонить ночью и в нерабочее время.
Кроме того, в ФЗ «О рекламе» сказано, что у человека должна быть возможность отозвать согласие на получение рекламы в любой момент.
Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных» определяет требования к обработке и защите персональных данных граждан. По мнению «Б-152», номер телефона относится к персональным данным сам по себе. Суды и Роскомнадзор считают, что номер телефона без дополнительной информации — например, имени — это не персональные данные.
Кроме того, в 2022 году правительство РФ разработало проект постановления о новых правилах оказания услуг телефонной связи. Согласно проекту, операторы смогут уведомлять пользователей о том, кто совершает вызов, и сами будут блокировать спам-звонки. Программное обеспечение для этого в России уже есть.
Какая ответственность предусмотрена за спам-звонки
За спам-звонки предусмотрена административная, уголовная и гражданская ответственность.
Административная ответственность наступает согласно статье 14.3 КоАП РФ. Штраф по ней для юридических лиц — до 500 000 рублей, для физических лиц — до 20 000 рублей.
К административной ответственности спамеров привлекают чаще всего. Прецедентов много — например, в июне 2022 года за рассылку СМС оштрафовали «Экспобанк» на 100 000 рублей. В августе 2022 года за то же нарушение «Хоум кредит банк» оштрафовали на 350 000 рублей.
Уголовная ответственность наступает согласно статье 272 УК РФ. К ней привлекают за незаконный доступ к личным данным, их модификацию, уничтожение, блокирование и копирование. Максимальное наказание за телефонный спам — лишение свободы на срок до шести лет.
Гражданская ответственность может наступить согласно части 2 статьи 38 №38-ФЗ. Гражданская ответственность наступает по суду: пострадавший идёт в суд с иском, судья удовлетворяет его и назначает компенсацию морального вреда. Подобные случаи очень редки.
Куда жалуются на спам
Исполнение законов в сфере коммуникаций контролируют Роскомнадзор и ФАС. Люди, которым поступают спам-звонки, могут пожаловаться на спам в эти организации.
На сайте Роскомнадзора есть форма для обращений. Пострадавший от спама заполняет её и может приложить доказательства — например, запись разговора со спамером.
Роскомнадзор обработает обращение и может выдать спамеру предупреждение или обратиться в суд, чтобы спамера оштрафовали.
В ФАС подают обращение с жалобой на спамеров. Для этого пишут на почту delo@fas.gov.ru или отправляют письмо по почте либо курьером. Подробнее о том, как заполняют заявление, можно прочитать здесь. ФАС рассматривает обращение и может оштрафовать спамера.
Ещё на сайте ФАС есть ссылки для подачи жалоб операторам мобильной связи. По ним можно пожаловаться на спамера напрямую оператору. Тот может заблокировать номер, с которого совершают звонки.
Где спамеры берут номера телефонов
Спамеры могут получать номера телефонов из купленных или украденных баз данных, с помощью вредоносных программ, программ для сканирования сайтов или роботов, которые звонят на случайные номера и фиксируют, отвечает ли человек на звонок. В базы спамеров попадают, например, номера телефонов, указанные на досках объявлений.
Что можно сделать, чтобы снизить риск попасть в базу спамеров? Некоторые не выкладывают номер телефона в открытый доступ. Например, не размещают его на своих страницах в соцсетях и на досках объявлений. А ещё стараются как можно реже использовать его для регистрации в разных сервисах.
Также есть люди, которые заводят отдельную SIM-карту для регистрации в разных сервисах. Всё время её держат выключенной: даже если случится утечка данных из сервисов, спамеры не смогут дозвониться. Есть и те, кто использует СМС-активаторы — это сервисы, которые сдают номера телефонов в аренду на короткий срок. Человек арендует номер и указывает его на площадке, а в самом СМС-активаторе смотрит сообщения, поступившие на него.
Что делать компаниям, чтобы не спамить
Если вы работаете в компании, скорее всего, вам или вашим коллегам приходится звонить клиентам. Например, чтобы рассказать об акции или новом продукте. Звонить людям просто так нельзя — это спам. Сначала нужно разработать документы и взять у пользователей согласие.
Основной документ — политика конфиденциальности и работы с персональными данными. В ней нужно описать, как вы будете хранить, обрабатывать и использовать персональные данные. Её нужно разместить на сайте, чтобы пользователи смогли её найти и прочитать. Кроме того, нужно разработать внутренние документы, регламентирующие обработку персональных данных, и уведомить Роскомнадзор о том, что вы будете обрабатывать их.
Чтобы звонить людям, нужно взять у них согласие на получение рекламы и согласие на обработку персональных данных. Есть разные способы сделать это. Самый распространённый — добавить в формы обратной связи чекбоксы, пункты, в которых пользователь должен нажать галочку. Когда он нажмёт её, согласия будут получены.
В Skillbox Media уже рассказывали о том, как правильно звонить и писать клиентам. Прочитайте разбор закона о рекламе и гайд по работе с персональными данными — в последнем есть шаблоны необходимых документов.
Если вы хотите получить доступ к базе контактов бизнес-партнёров, нужно убедиться, что передача контактов прописана в документах партнёра и договорах, которые он заключает с людьми. Также нужно сравнить цели обработки персональных данных: ваша цель и цель партнёра должны совпадать. Иначе использовать персональные данные будет незаконно.
Главное о спам-звонках в 5 пунктах
- Спам — это массовая рассылка информационных сообщений без согласия получателей. Спам-звонки — это массовые звонки, на которые абоненты не давали согласия. Спамить могут мошенники, роботы и операторы колл-центров.
- Есть два способа предотвратить нежелательные звонки: поставить защиту на уровне операционной системы и установить специальное приложение на телефон. Приложения собирают данные о номерах и определяют, разрешать вызов или нет. Вот несколько приложений: «Чёрный список», «Truecaller Определитель номера», Call Blocker — Blacklist.
- На спамеров можно пожаловаться в ФАС, оператору связи или в Роскомнадзор.
- Спамеры могут получать номера телефонов из купленных или украденных баз данных, с помощью вредоносных программ, программ для сканирования сайтов или роботов. Чтобы снизить риск попасть в базу спамеров, люди не афишируют свои контакты — например, не используют их на досках объявлений.
- Если вы работаете в компании, скорее всего, вам или вашим коллегам приходится звонить клиентам. Чтобы не стать спамером, сначала нужно разработать документы, определяющие порядок работы с персональными данными, и взять с клиентов согласие на получение звонков и обработку персональных данных.
Больше материалов Skillbox Media для тех, кто хочет безопасно работать в Сети
- Что такое файлы cookie, как мошенники могут их использовать и что делать с «куками»
- Не только лишь фишинг: как воруют в Сети и как себя обезопасить
- Что такое антивирусная программа, как она борется с угрозами и какой антивирус выбрать
- Что такое браузер, какие бывают браузеры и что они умеют
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».