«Для прогресса людям нужен психоаналитик, а компаниям — бизнес-аналитик»
Антон Антипин рассказал, чем занимается бизнес-аналитик, сколько ему платят, каким компаниям нужна его помощь и в чём он напоминает психоаналитика.
Фото: предоставлено Антоном Антипиным
Краткая справка:
Антон Антипин — бизнес-аналитик с 15-летним стажем, эксперт в области организационного развития. Основатель и генеральный директор консалтинговой компании Business Set. Преподаватель ВШЭ и курса Skillbox «Профессия Бизнес-аналитик».
Из интервью вы узнаете:
- чем занимается бизнес-аналитик;
- о своей методике описания процессов за три дня;
- в каких случаях аналитик не сможет помочь бизнесу;
- какое образование нужно аналитику;
- как развиваться в профессии и сколько можно зарабатывать;
- чему стоит учиться у психоаналитика.
— Антон, как бы вы описали свои рабочие задачи?
— Бизнес-аналитик — это проводник организационных изменений бизнеса. Аналитик помогает выработать эффективные решения, которые улучшат работу компании. Это, например, оптимизация организационной структуры, автоматизация бизнес-процессов, внедрение системы менеджмента качества.
К типовым задачам бизнес-аналитика относятся:
- диагностика текущего состояния организации;
- разработка рекомендаций по улучшению работы бизнеса, описание возможных организационных изменений;
- помощь во внедрении преобразований;
- оценка практической пользы от внедрённых изменений для компании;
- разработка дополнительных изменений — в случае, если первые не принесли пользу бизнесу.
— А какие организации, по вашим наблюдениям, больше всего нуждаются в изменениях?
— По сути, бизнес-анализ очень похож на психоанализ. Думаю, что иногда каждому из нас не помешало бы поговорить с психоаналитиком для повышения качества жизни: определить свои проблемы и найти их решения, открыть в себе скрытые способности и выявить способы их применения.
Так же и любому бизнесу — неважно, крупному или малому, государственному или негосударственному, — для прогресса, повышения качества своей работы нужен бизнес-аналитик.
Кстати, спрос на качественный бизнес-анализ сейчас особенно растёт, ведь из-за санкционного прессинга все коммерческие компании вынуждены перестраивать свою стратегию и внутренние процессы.
Три рабочих дня бизнес-аналитика
— Представим, что к вам обратился заказчик с просьбой наладить бизнес-процессы его компании. Как вы будете строить свою работу?
— Я бы предложил заказчику воспользоваться моей авторской методикой «Описание процесса за три дня». Покажу её действие на примере — допустим, заказчик попросил бизнес-аналитика описать процесс закупок компании.
Первый день: аналитик собирает и изучает информацию по бизнес-процессу
Для этого он запрашивает у организации всю документацию по закупкам: распоряжения, приказы, инструкции, стандарты — и изучает её. В дополнение к этому бизнес-аналитик исследует требования законодательства к процессу закупок, а также просматривает лучшие практики закупок других компаний.
На основе полученной информации аналитик строит идеальную картину процесса — того, как в нормальных условиях должно выглядеть его выполнение.
Второй день: бизнес-аналитик проводит моделирующую сессию
Моделирующая сессия — это управляемое совещание, на котором бизнес-аналитик обсуждает процесс с его участниками:
- владельцем процесса — в нашем случае это директор по закупкам;
- потребителями результатов — представителями производства, если компания закупает, например, сырьё;
- исполнителями процесса — сотрудниками отдела закупок;
- представителями поставщиков ресурсов.
Все эти люди сначала отвечают на вопросы бизнес-аналитика, дают понять цели процесса, результаты и требования. А после участники согласовывают собранную информацию по процессу.
Чтобы при обсуждении не упустить ничего важного, я сделал простой чек-лист «Паучок» и инструкцию по работе с ним:
Чтобы аналитику было легче управлять сессией, на старте команда оговаривает правила:
- участники не могут перебивать и критиковать друг друга;
- каждому для высказывания своего мнения выделяется достаточное специально отведённое время;
- участники высказываются в порядке очереди, которую задаёт бизнес-аналитик.
Моделирующая сессия позволяет аналитику обсуждать и согласовывать процесс «здесь и сейчас» сразу со всеми участниками, а не по отдельности.
Третий день: оформление согласованного бизнес-процесса
В первой половине дня бизнес-аналитик оформляет описанный процесс в виде документа, который требует организация (например, регламент), а владелец процесса — в виде презентации.
Позже на презентацию приходят все участники процесса и моделирующей сессии. Владелец процесса рассказывает коллегам, как теперь будет строиться их работа, и даёт слово своему руководителю. Тот либо просто утверждает процесс, либо утверждает с некоторыми замечаниями.
— А у процесса есть «испытательный срок», за который компания понимает на практике, нужно ли внедрять изменения или нет?
— Да, это называется «опытная эксплуатация». После утверждения процесса важно обратиться к участникам процесса с просьбой рассказывать обо всех трудностях, с которыми исполнители столкнутся при выполнении работы.
В ходе опытной эксплуатации бизнес-аналитик и владелец процесса собираются раз в неделю и обсуждают проблемы. Встречи проходят до тех пор, пока работа с процессом вызывает вопросы. Обычно опытная эксплуатация длится три месяца.
— Опытная эксплуатация — это обязательный этап внедрения процесса?
— Я рекомендую, чтобы это был обязательный этап. Без него регламент бизнес-процесса часто откладывают в стол. А нам нужно, чтобы процесс всё-таки внедрили и он работал.
Через регулярные встречи команды, обсуждения показателей, целей, обратной связи, процесс встраивается в работу компании и начинает приносить практическую пользу. Для этого и нужна опытная эксплуатация.
Так выглядит вся работа по моей методике — мы описали, согласовали и утвердили процесс всего за три дня. При этом в других местах на описание одного бизнес-процесса может уходить от 45 до 60 рабочих дней.
«Бизнес-аналитик всё-таки не супермен»: о сложностях в работе с бизнесом
— Бывает ли такое, что аналитик не может помочь бизнесу?
— Да, иногда такое случается. Происходит это, как правило, из-за того, что у заказчика по отношению к бизнес-аналитику завышенные ожидания. Будто аналитик — интеллектуальный супермен, эксперт во всех областях: маркетинге, продажах, логистике, производстве.
В жизни всё иначе. Задача бизнес-аналитика — помочь клиенту самостоятельно прийти к решению.
Бизнес-аналитик сам может и не быть экспертом в какой-либо предметной области, но, задавая правильные вопросы профессионалам, он вытягивает нужную информацию и представляет её так, чтобы эксперты пришли к правильному решению.
— Давайте поговорим о ситуациях, которые могут усложнить работу бизнес-аналитика, и разберёмся, как найти из них выход.
Что, если заказчик не может дать экспертную информацию по бизнес-процессам компании?
— Аналитики по всему миру с 1970-х годов прошлого века накопили огромную базу знаний по процессам из самых разных отраслей экономики: стройка, ретейл, машиностроение. Эти структурированные знания называются референтными моделями.
Они базируются на лучших практиках работы компаний, содержат богатый опыт консультантов. Поэтому их можно использовать как альтернативу экспертной информации.
Алгоритм работы с референтными моделями прост:
- Сначала выберите референтную модель. Например, если вы описываете процессы для розничной сети, воспользуйтесь референтной моделью для ретейла. Узнайте, как организуют свой бизнес «Пятёрочка», «Перекрёсток», «О’КЕЙ».
- На основе референтной модели составьте перечень бизнес-процессов для компании, с которой работаете.
- Для каждого процесса определите цели, показатели, ключевые результаты и выберите ответственного человека.
- Проанализируйте полученный перечень процессов с точки зрения значимости каждого процесса для бизнеса.
- Составьте план описания процессов.
Что, если заказчик не согласится с вашими советами по оптимизации бизнеса?
Как правило, каждую свою рекомендацию бизнес-аналитик подкрепляет прогнозными расчётами, которые показывают, что будет, если внедрить проработанные изменения и что случится, если этого не делать.
Например, если компания внедрит процесс, который описал аналитик, её выручка увеличится примерно на 30%. Или, если она опробует на практике другое решение, то не получит такой-то объём чистой прибыли. Мы даём рекомендации и расчёты, а дальше решение за заказчиком.
«Каждый проект — это шанс научиться новому»: о бэкграунде бизнес-аналитика и карьерном росте
— Какие нужны образование и опыт, чтобы стать бизнес-аналитиком?
— Бизнес-аналитику, конечно, полезно иметь профильное образование. Сейчас есть вузы, которые обучают таких специалистов. Но даже если этой базы нет, то подойдёт и высшее техническое образование. Вообще, в бизнес-анализе важно иметь инженерное мышление. А всё остальное зависит от того, насколько человек хочет учиться и развиваться.
Бизнес-аналитик — это замечательная профессия, благодаря которой человек постоянно прокачивает свои навыки в разных областях: ретейле, строительстве, закупках и даже производстве двигателей.
— Поэтому вы решили выбрать профессию бизнес-аналитика?
— Да, во многом поэтому :) А привела меня в эту профессию судьба. По первому образованию я инженер-технолог. Когда я устроился на работу, руководитель предприятия решил внедрить систему менеджмента качества по ISO 9001. Одно из требований этого стандарта — в организации должен быть процессный подход к управлению.
Генеральный директор решил направить на описание процессов меня, молодого специалиста. И у меня получилось: я описал и внедрил процессы, а система менеджмента качества прошла сертификацию. Тогда мне очень понравилось этим заниматься. Я понял, что, работая с бизнес-процессами и дальше, буду постоянно развиваться, потому что каждый проект — это отличный шанс научиться новому.
— Какие перспективы есть в профессии и сколько можно зарабатывать на разных этапах карьеры?
— Первый этап — аналитик-стажёр. Это человек, который большую часть времени собирает информацию по процессам, документирует моделирующие сессии, оформляет промежуточные презентации. Зарплата у стажёров может быть до 45 тысяч рублей.
Пройдя уровень стажёра, специалист может самостоятельно собирать информацию о процессе, документировать её, проводить моделирующие сессии, разрабатывать регламентирующие документы, сопровождать опытную эксплуатацию. Такой бизнес-аналитик зарабатывает от 70 до 110 тысяч рублей.
Следующий этап развития — ведущий бизнес-аналитик. Такой специалист не только моделирует процессы, но и владеет инструментами глубокого анализа бизнес-процессов: статистический анализ, функционально-стоимостной. Его зарплата достигает 120–180 тысяч рублей.
Вершина развития — это руководитель отдела организационного развития. Он управляет стажёрами, аналитиками и ведущими бизнес-аналитиками, работая не с отдельными бизнес-процессами, а со всей системой управления. Зарплата в этой должности имеет очень большую вилку, поэтому конкретную сумму я назвать не смогу.
«Подвергать бизнес-анализу всё, что окружает»: как бизнес-аналитику развить свои навыки
— Вы упоминали схожесть бизнес- и психоанализа. Чему, на ваш взгляд, бизнес-аналитики могут научиться у психоаналитиков?
— Бизнес-аналитики могут применять в своей работе некоторые приёмы из психоанализа. Например, это метод активного слушания, то есть абсолютная заинтересованность в том, что говорит собеседник. Так респондент, с которым общается бизнес-аналитик, почувствует свою значимость и будет более расположенным в разговоре.
Также аналитику важно уметь разговорить человека, если он слишком закрыт или застенчив. И, наоборот, аккуратно охладить пыл самого активного оратора на моделирующей сессии, чтобы дать возможность высказаться другим.
О себе бизнес-аналитик тоже забывать не должен. Бывает, что в день проходит несколько моделирующих сессий, и организовывать их все очень тяжело. Здесь хорошо помогают медитативные практики, сеансы психоанализа, простой отдых. Так бизнес-аналитик очистит свой разум и снова сможет продуктивно работать.
— А где бизнес-аналитику набираться умений и знаний?
— Начинающий специалист может пройти обучающие курсы по бизнес-анализу. Но вместе с этим он обязательно должен читать книги по управлению бизнес-процессами:
- «BPM CBOK 3.0. Свод знаний по управлению бизнес-процессами» — базовая книга, обязательна к прочтению.
- «BABOK. Руководство к своду знаний по бизнес-анализу» — ещё одна фундаментальная книга для бизнес-аналитика.
- «Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении современной инфокоммуникационной компанией» Константина Самуйлова — книга-дополнение к первым двум.
- «Бизнес-процессы. Регламентация и управление» и «Процессный подход к управлению» Владимира Репина и Виталия Елиферова — пошаговые инструкции к внедрению процессного подхода в организации.
- «Менеджмент, ориентированный на рынок» Жан-Жака Ламбена — хорошая база знаний о том, как должен быть настроен бизнес.
— Спасибо за рекомендации! И последний вопрос: какой совет вы дадите начинающим бизнес-аналитикам?
— Постоянно практиковаться. Например, если вы сейчас изучаете работу с «Паучком», берите этот чек-лист и в течение недели организовывайте и проводите по нему все встречи.
Для каждой встречи определите:
- цель — зачем она вам нужна;
- показатели достижения цели — как вы поймёте, что цель встречи достигнута;
- ожидаемый результат встречи — что вы получите по её итогам;
- кому этот результат нужен;
- какие ресурсы нужны для организации и качественного проведения встречи;
- с какими рисками вы можете столкнуться при организации и проведении встречи.
За счёт таких маленьких практик вырабатывается мышление бизнес-аналитика, а навыки планирования прокачиваются и доводятся до автоматизма. Потом всё это можно применять на практике.
И ещё один совет — никогда не останавливайтесь в саморазвитии. Следуйте словам поэта Райнера Марии Рильке: «Имей терпение ко всему неразрешимому и старайся любить сами вопросы».
Хороший аналитик учится всегда, потому что знает, что в своей профессии нельзя достигнуть потолка.