Как шахтёр открыл студию звукозаписи и вывел музыкальную группу в чарты
Днём Евгений занят тяжёлой работой, ночью посвящает себя творчеству. Он записывает артистов, сводит треки и мечтает о лаврах Стивена Спилберга.
Фото: личный архив Евгения Подкурчеева
Евгений Подкурчеев
Россия, г. Шахты
Пройденные курсы
Достижения
Освоил программы, изучил теорию музыки и открыл с друзьями собственную студию. Сейчас принимает заказы и активно развивается в саунд-дизайне.
Евгений рассказал:
- каким подарком из шахты он удивил жену на Восьмое марта;
- как жалобы соседей побудили открыть свою студию,
- а потом его артисты стали попадать в чарты;
- что общего у саунд-дизайнера и психолога;
- на покорение каких профессиональных вершин его вдохновляет Стивен Спилберг.
Мой путь саунд-дизайнера начался ещё в детстве — я брал ложки, кастрюлю и отбивал ритм. Но, к сожалению, папа тогда не оценил мою игру и в музыкальную школу не отдал. Вместо этого он отправил меня в футбольную секцию.
В футболе я был неплох. Тренер отмечал мой прогресс, я стал вратарём, а потом даже в сборную города попал. Но с профессиональным футболом у меня не сложилось — я получил травму коленей и больше не мог им заниматься. Мне нужно было искать другое дело.
Так как я живу в городе Шахты, где самая популярная мужская профессия — шахтёр, долго выбирать не пришлось :) И я пошёл работать на шахту.
В шахте я обслуживаю конвейеры: меняю двигатели, слежу за чистотой оборудования. В целом мне нравится эта работа (хотя бывает небезопасно). У меня хороший коллектив, который всегда поднимает настроение, если у меня что-то не так в семье, например. Также мне нравится кататься на шахтёрских «каруселях» с коллегами: спускаться под землю на дизеле и потом на канатке, как у лыжников, подниматься обратно.
Шахта — это целый подземный мир. В нём ты взрослеешь, начинаешь мыслить философски. Помню, однажды во время перекура на нас со слесарем чуть не упала огромная каменная глыба с кровли, килограмм на 120. После этого я начал больше ценить свою жизнь, принимать обдуманные решения. Вдруг в следующий раз мне не избежать несчастного случая?
Кроме того, под землёй я иногда нахожу что-то интересное: пирит, разные окаменелости. Например, как-то я раскопал окаменевший древний цветок. На месте нашего города около 250 миллионов лет назад были болота, так что, думаю, этот цветок ещё застал те времена. Я решил подарить его жене на Восьмое марта. Сначала она не поняла, что за камни я принёс ей вместо подарка. А потом два часа не могла оторвать взгляд от этого цветка.
Шахта — это мой способ прожить, заработать денег, пока занимаюсь хобби. А моё хобби — саунд-дизайн.
Как мы открыли свою студию звукозаписи
Я обожаю звук. Мне нравится с ним экспериментировать, менять его, создавать композиции. Первой компьютерной программой, в которой я работал, стала FL Studio, я ещё подростком пытался в ней писать музыку. Но почему тогда я пошёл в шахтёры, а не в саунд-дизайнеры? Потому, что знал — стать востребованным на музыкальном рынке непросто. Для этого нужны знания, связи, клиенты и деньги.
Пока всего этого у меня не было, я не особо верил в то, что смогу добиться успеха в музыке. Занимался ею как хобби, думал, что моё увлечение — несерьёзное. Из-за этого несколько раз удалял все программы. Но каждый раз у меня будто случалась ломка и по непонятным для себя причинам я возвращался в музыку. Когда мне уже надоело бороться с собой, я задал себе вопрос: «Зачем мне бежать от дела, которое приносит радость?» И больше занятия музыкой не бросал.
Я работал по графику два через два: два дня проводил на шахте, а другие два — дома за компьютером, писал аранжировки и делал биты для разных групп. Со временем я понял, что моё вдохновение в домашних условиях нормально разгуляться не может. Иногда идеи для треков приходили мне посреди ночи. Как только я садился за работу и начинал сочинять, ко мне в дверь сразу стучались соседи с просьбами сделать музыку потише. Я рассказал об этом при встрече с друзьями, мы подумали и решили вместе открыть свою студию звукозаписи.
Арендовав небольшое помещение, мы оборудовали его, купили необходимую аппаратуру, заморочились с акустическим оформлением. Вышло круто :) Настолько, что, даже когда у меня высокая температура, я всё равно прихожу туда и работаю. Открылись мы в офисном здании, откуда каждый день в пять часов дня уходят уставшие от бумажной волокиты работники.
Я же в это время только захожу к себе в студию и радуюсь, что получаю удовольствие от того, чем занимаюсь.
«Звук — это красивая картинка, только не для глаз, а для ушей»
Несмотря на то, что я очень хорошо знал программу FL Studio, умел записывать, сводить и синтезировать звук, мне всё равно не хватало знаний о профессии, чтобы полноценно работать в студии. Тогда я начал читать интересные книги по моей теме. Большое впечатление на меня произвела «Настольная книга звукорежиссёра» Бобби Овсински. В ней автор говорит, что звук существует в пространстве. Что между левой и правой колонкой целый мир, которым ты можешь управлять. Что звук — это красивая картинка, только не для глаз, а для ушей. Эти мысли автора запали мне в душу.
Я прочитал также «Сведение разумом» Майкла Ставроу, «Звукозапись: акустика помещений» Филипа Ньюэлла и «Искусство сведения» Дэвида Гибсона, но после изучения этих книг я всё ещё ощущал нехватку знаний. Поэтому, когда я в очередной раз что-то загуглил о звуке и увидел рекламу курсов Skillbox, я решил восполнить пробелы в своём музыкальном образовании и купил курс по саунд-дизайну.
Так как я не ходил в музыкальную школу, на курсе мне было интересно узнать теорию музыки. Ещё я расширил свои знания о плагинах и синтезе. Кстати, по последнему у меня возникло много вопросов, и все их я задал своему преподавателю Валентину Фусту. Я интересовался у него, какие звуки лучше смешивать, чтобы получился желаемый результат, а он всегда мне советовал что-то креативное.
На курсе я познакомился с Ableton, и эта программа оказалась очень полезной при подготовке и сведении голоса на студии. Также во время обучения я понял, что мне удобнее решать свои задачи не в одной, а в разных программах. Например, в Cubase есть удобные горячие клавиши, в FL Studio — автотюн, а в Ableton Glue Compressor — очень сильные плагины.
«Некоторые придираются к своему записанному голосу, как к неудачной фотографии»
Сейчас ко мне в студию приходят самые разные клиенты. Например, местные шахтинские артисты: 8636 CREW, «ДоброеЗло» и «ЛЯМИНОР». Я пишу для них аранжировки. Кстати, группе 8636 CREW я помог написать музыку для трека «Куклы». Он даже попал в музыкальный хип-хоп-чарт «ВКонтакте».
Не все артисты, которые ко мне приходят, могут легко и быстро записать свой голос. Многим нужно подсказывать, как побороть стеснение перед микрофоном или полюбить свой вокал, а то некоторые люди придираются к нему, как к своей неудачной фотографии. Задача саунд-дизайнера в том, чтобы найти к каждому клиенту индивидуальный подход. Как психолог, я объясняю стеснительным людям, что они — короли.
Перед микрофоном им нужно вести себя так, как ведут себя все важные персоны на светских мероприятиях — уверенно и гордо. С моими клиентами этот совет работает :)
На студию приходят не только артисты, а также дикторы, рекламщики. Среди моих клиентов есть даже саунд-дизайнеры. Один из них пришёл недавно с интересным заказом — записать фоли-эффекты. Что только он с собой не принёс: стаканы, стёкла, вилки. Мы били ими по столу, имитировали разные звуки, например металлические. Получилось прикольно!
«Мы хотим доказать, что в России есть студии не хуже западных»
Музыка пока не основной мой заработок, но я уверен, что она скоро им станет. Сейчас я зарабатываю в студии почти столько же, сколько на шахте. Думаю, что в ближайшие несколько лет я закончу карьеру шахтёра (да, я говорил, что работа нравится, но это тяжёлый труд, портящий здоровье) и буду заниматься только саунд-дизайном.
За полгода, что существует студия, нас уже узнали многие шахтинские и ростовские музыканты. Останавливаться мы с друзьями не планируем :) Будем расширяться: нанимать новых людей, обновлять оборудование и двигаться всё дальше по рынку. В стране много говорят о зарубежных студиях, мол, они делают лучший звук для фильмов. А мы хотим доказать, что в России тоже есть классные студии, которые по качеству продукта могут превзойти многих зарубежных конкурентов.
Сам я планирую отходить от самостоятельного написания аранжировок в сторону профессионального сведения и мастеринга. Я хочу больше работать и с фоли-эффектами — восторгаюсь опытом записи фоновых звуков Стивена Спилберга в «Парке Юрского периода». При озвучке динозавра режиссёр совместил свой собственный рык с мычанием коровы. Моя цель — проявить свою креативность, как Спилберг, и записать фоновые звуки для какого-нибудь классного фильма.
В музыке нужно быть сильным и терпеливым. Понимать, что много денег сразу она тебе не принесёт. Необходимо пройти путь: работать над собой, искать своих людей, клиентов, больше экспериментировать. И тогда всё получится.