17 декабря 2021 года в Steam вышел готический roguelite-экшен Vampire Survivors. Игру создал один человек — Лука Галанте. Его творение в Steam стоит всего 82 рубля (там тайтл вышел в ранний доступ), а на платформе itch.io проект можно опробовать бесплатно. За полтора месяца игра обрела статус инди-хита, который оброс преданной аудиторией фанатов и получил признание критиков и деятелей индустрии.
О том, как Vampire Survivors встретили геймеры и как она стала популярной
Пользователи отнеслись к Vampire Survivors крайне положительно, хотя в первые недели с момента релиза её пиковый онлайн достигал лишь 100 активных игроков. Но 6 января показатель дошёл до 1 тысячи и в последующие дни продолжил расти. Максимальный пик на момент написания этой новости — 61,773 пользователя.
В итоге проект стал одним из самых успешных в Steam. Сейчас он входит в топ-10 самых продаваемых тайтлов на площадке. А по данным SteamDB, Vampire Survivors заслуженно попала в топ-25 самых высоко оценённых игр за всё время. Тайтл собрал в Steam почти 30 тысяч крайне положительных отзывов.
Vampire Survivors — яркий пример хорошей работы сарафанного радио. Её помогли раскрутить стримеры и блогеры, которые начали играть в неё с подачи небольшой группы фанатов. Автор проекта считает, что на продвижение игры сильно повлиял ютубер SplatterCatGaming, — у блогера более 713 тысяч подписчиков. Именно он 6 января выпустил видео о Vampire Survivors. После этого игрой начали интересоваться другие популярные блогеры и стримеры.
«Я счастлив и до сих пор в недоумении от ошеломляющего количества положительных отзывов. Очень благодарен удивительному поддерживающему сообществу, которое в одночасье выросло вокруг этой игры», — заявил создатель Vampire Survivors Лука Галанте.
О том, что из себя представляет тайтл
Игрок перемещает персонажа по экрану, уворачиваясь и уходя от толп различных монстров, при этом он самостоятельно стреляет и использует разные заклинания и навыки. По мере повышения уровня, убивая врагов и собирая вещи, пользователь прокачивает оружие и приёмы, чтобы ещё эффективнее отбиваться от нежити — различных летучих мышей, скелетов, призраков и другой нечисти. В перерывах между забегами нужно тратить очки опыта на покупку новых персонажей (их в игре уже одиннадцать), у которых есть другие навыки и умения, — их можно пересобирать под свою манеру ведения боя. И уже потом можно идти уничтожать врагов дальше. Каждая вылазка ограничена по времени — игроку нужно продержаться против орд агрессивных монстров 30 минут. Жанр проекта можно охарактеризовать как смесь bullet hell и roguelite.
Игра привлекает многих зрителей на Twitch и других площадках, потому что геймеры играют в неё по-разному: каждый собирает и настраивает персонажей под себя, поэтому манера ведения боя каждого довольно сильно отличается.
Поначалу Vampire Survivors ощущается спокойной и даже медитативной, но когда экран начинают заполнять сотни врагов, которые атакуют со всех сторон, процесс становится хаотичным, сложным и при этом остаётся увлекательным.
О создателе Vampire Survivors
Лука Галанте более семи лет занимается веб-разработкой, а несколько лет назад он погрузился в геймдев. Он позиционирует себя как разработчик, дизайнер и программист, фанатеющий от ролевых и интеллектуальных игр.
Ранее Галанте много лет работал скриптером и администратором частного сервера Ultima Online, а разработку Vampire Survivors он начал потому, что ему не хватало сообщества, которое можно было бы курировать в свободное время.
«Всё, чего я хотел от этой игры, — это сделать небольшую платформу для нескольких игроков, которая позволила бы мне получать удовольствие от создания нового контента по выходным», — вспоминает он.
Создавая Vampire Survivors, Лука вдохновлялся мобильным экшеном Magic Survival, где геймеры перемещают по полю не охотника за нечистью, а волшебника, который тоже автоматически атакует врагов.
Из-за неожиданного успеха игры Галанте пришлось оставить прошлую работу, чтобы полностью сосредоточиться на своём творении.
«Vampire Survivors изменила всё. На прошлой неделе я устроился на новую работу, и мне пришлось уйти с неё вчера, потому что игра идёт очень хорошо и сейчас она требует очень много внимания», — сказал он в начале февраля.
По словам Луки, он всегда мечтал открыть студию.
«Сейчас моя цель — использовать эту волну удачи и попытаться превратить её во что-то конкретное — я бы хотел когда-нибудь иметь собственную студию!», — заявил он.
Сейчас Луке уже помогают несколько товарищей — они дорабатывают Vampire Survivors по вечерам, когда у них есть свободное время. Он сказал, что сейчас они переносят её на другой движок, благодаря чему проект будет легче портировать на другие платформы.
В будущем Галанте хочет выпустить версию для мобильных устройств и для консоли Nintendo Switch. Он отметил, что хотел бы издать Vampire Survivors и для платформы Steam Deck.
«Я хотел бы увидеть игру на большем количестве платформ. Возможно, сначала нужно будет выйти из раннего доступа, но пока мне сложно об этом говорить: я буквально только что попал в индустрию, и она огромна — я всё ещё пытаюсь найти выход!», — отметил Лука.
О будущем Vampire Survivors
Хотя Галанте очень нравится, как выглядит Vampire Survivors, в настоящее время он ищет художника, который разбирается в пиксель-арте, чтобы придать внешнему виду проекта больше целостности.
Кроме того, он рассказал, что у него есть секретная дорожная карта, где изложены планы по обновлению игры в будущем, но он не хочет пока делиться ею с аудиторией, чтобы их ожидания не давили на него. Ещё он заявил, что игроки скоро получат больше персонажей, оружия, эволюций и этапов. И добавил, что хотел бы в будущем создать и инструменты для моддеров.
Галанте отметил, что в будущем геймеров ждёт некий сюрприз, подробности о котором он раскроет в марте. Ещё разработчик пообещал добавить в игру сюжетный режим, хотя он и не видит в нём большого смысла.
О причинах популярности Vampire Survivors
Vampire Survivors — ещё один инди-хит, который стал популярным неожиданно даже для разработчика. Ранее примерно то же произошло с Among Us, с симулятором фермера Stardew Valley, с необычным пазлом Baba is You и рядом других недорогих проектов.
Недавно аналитики из VG Insights опубликовали отчёт, в котором сообщается, что игр стоимостью от 5 до 20 долларов с каждым годом выходит всё больше, а за последние пять лет огромный скачок сделали тайтлы стоимостью от 10 до 40 долларов. Несмотря на рост стоимости игр, популярностью продолжают пользоваться и дешёвые тайтлы, которые отличаются от конкурентов более высоким качеством.
До выхода Vampire Survivors относительно популярными стали и другие недорогие проекты. Например, SNKRX (82 рубля) и Bit Blaster XL (30 рублей) от разработчика Nickervision Studios, который довольно успешно продаёт игры стоимостью меньше 5 долларов.
У всех подобных тайтлов есть общие черты:
- простой и понятный основной игровой цикл;
- затягивающий и увлекательный геймплей, который при этом не требует погружения и долгого изучения его особенностей;
- отсутствие сюжета;
- понятный механизм метапрогрессии (после каждой смерти персонаж прокачивается, улучшает свои возможности и получает доступ к новым навыкам);
- простая двухмерная пиксельная графика;
- небольшая цена, не превышающая 5 долларов.
Подобные игровые проекты имеют много общего с мобильными гиперказуальными тайтлами, которых тоже выходит очень много. Причём те, что достигают популярности, быстро забываются. Vampire Survivors, как и многие гиперказуальные проекты, не требует сильного погружения, а увлекает сильнее, потому в ней нужно быть постоянно сконцентрированным, улучшать свой скилл и грамотно прокачивать героя.
«Vampire Survivors — идеальная игра. В ней нет размашистых просторов Death Stranding или нарративной мощи Disco Elysium, но когда речь заходит о чистом геймплее, этот странный проект может легко конкурировать с лучшими представителями жанра. Мне кажется, что я наконец-то нашёл игру, способную соперничать с The Binding of Isaac, — это то, к чему я буду возвращаться из года в год, чтобы получать заряд бодрости», — написал про Vampire Survivors журналист Kotaku Ян Уокер.
Vampire Survivors подкупает выверенной системой прогрессии, которая мотивирует не останавливаться и играть дальше. Ещё в ней нет огромного количества багов, но есть внимание к деталям в геймдизайне. Не каждый недорогой roguelite-тайтл может похвастаться подобными достоинствами.
Дизайн и темп Vampire Survivors на высоте. Плюс к этому автор, в отличие от других создателей недорогих проектов, постоянно обновляет игру. Лука выпустил первый патч 25 декабря, хотя на тот момент проект получил менее 10 отзывов. Он правит игру не реже одного раза в неделю с момента запуска. Последнее обновление он выкатил 6 февраля. Лука — разработчик, который заботится о своём творении.