Между апатией и манией: впечатления от демоверсии Pathologic 3: Quarantine
А также ответ на вопрос, зачем пинать мусорку.


Скриншот: Pathologic 3 / Ice-Pick Lodge
Однажды в интервью Николай Дыбовский сказал мне, что Ice-Pick Lodge «делает не аттракционы, а мучильни». Это высказывание справедливо для всех игр студии, но особенно для «Мора». Ремейк-переосмысление 2019-го — Pathologic 2 — серьёзно переработали, но не сделали легче. Напротив, во многом он даже сложнее игры 2005-го. Игра постоянно держит в стрессе, она давит на игрока и штрафует за смерть.
И вот, скоро — Pathologic 3, демоверсия которой вышла 17 марта. Наконец-то рут Бакалавра. Совсем-совсем другая игра и по механикам, и по настроению. В нашей недавней беседе нарративный директор Альфина (Александра Голубева) говорила, что Pathologic 3 станет хорошей точкой входа для новичков и порог входа в игре будет ниже.
Так ли это? Если судить по демоверсии — вряд ли. Это точно будет замечательная игра, которая подарит игроку незабываемый опыт, но порог входа тут, кажется, ещё выше, чем в Pathologic 2.

С одной стороны, Бакалавр действительно понятнее. Он столичный врач, человек рационального типа мышления, и в Городе-на-Горхоне его интересует в первую очередь борьба с болезнью. Гаруспик из Pathologic 2 же — мистик, он тут рос и знает, как устроена Степь. Бакалавра мистика не особо заботит, и постигать мир игры его глазами должно быть проще.
С другой стороны, мистика и Степь никуда не деваются и с ними придётся взаимодействовать. Город-на-Горхоне устроен своеобразно, этот мир нужно исследовать вдумчиво и постепенно. А в Pathologic 3 — прыжки во времени. Бакалавр беседует с инспектором (эта сюжетная прослойка хоть немного облегчает понимание сюжета) и рассказывает ему свою историю.
Можно возвращаться к событиям и менять их, а время здесь нелинейно. Демоверсия, например, посвящена пятому дню: чума уже буйствует, одонги и степные сёстры беспокоятся, один из пациентов рассказывает про Термитник, на улице можно встретить Самозванку, которая скажет о своей близняшке, потом и вовсе появляется Шабнак. Что вообще происходит и как в этом ориентироваться новичку?

Так что нет, начинать погружение в мир «Мора» всё-таки стоит с Pathologic 2. Тем более что для первого знакомства с миром игра подходит отлично. Гаруспик, конечно, играет наперегонки со временем, но события там происходят последовательно и информация выдаётся постепенно. Pathologic 3 же, судя по демоверсии, в подаче сюжета обрывочна, — но в этом и есть замысел. Даже на ключевом арте лицо Бакалавра — будто разбитое отражение. Сюжет предстоит собирать и пересобирать. А перед этим его лучше знать хотя бы в общих чертах.
Игры друг на друга непохожи. Pathologic 2 можно назвать сурвайвалом — Гаруспик добывает пропитание и вынужден спать, чтобы не умереть. Порой приходится выменивать еду и прочие ресурсы, подбирать их с трупов и даже «обносить» дома местных. В истории Бакалавра ничего этого нет: он важный учёный, и его заботят вещи совсем иного порядка.

Бакалавр руководит этаким центром по борьбе с эпидемией — даже подручный есть. Он принимает важные менеджерские решения вроде введения карантина (это не нравится жителям, и они могут начать бунтовать), но и сам руки замарать не боится. В демо показали процесс диагностики заболеваний, причём в случае с одним пациентом одного осмотра было мало — пришлось лично идти к нему домой и узнавать детали быта. Каждая такая мини-история по-своему интересна.
Пожалуй, диагностика — самое сильное место игры и, как мне видится, её ядро. Это то, чем должен был заниматься Бакалавр ещё в игре «Мор.Утопия» 2005-го. Сопоставлять симптомы, обследовать, ставить диагнозы в попытках изобрести вакцину.
Процесс устроен интересно. Сначала нужно опросить человека, потом осмотреть его и подметить визуальные симптомы. Затем на специальном планшете отметить симптомы. По совокупности факторов станет понятно, чем именно болен пациент. Ну, или не станет, и тогда придётся идти к больному домой. А ведь можно ещё и неправильный диагноз поставить.

Под «идти» я имею в виду «перемещаться по карте». Это, кажется, главный минус Pathologic 3. Может, это техническое решение такое, но открытого мира в игре нет. Погулять нельзя, а ведь в прогулках по осеннему мрачному, но такому уютному городу была соль.
Город разделён на небольшие районы. Выходишь из района через специальную арку с часами — и дальше попадаешь на карту, где выбираешь точку, в которую тебе надо добраться. По дороге, правда, можно влипнуть. В демо это случается гарантированно: почему-то Бакалавр не обходит заражённые и бунтующие районы, а идёт насквозь. И в них — скучная «труба». Можно, конечно, угрожать бандитам, которые там обитают, пистолетом (это их останавливает), но проще просто пробежать до следующей арки с часами. И никакого исследования.

Есть ещё эпизоды с чумой, но они в демо выглядят ещё зауряднее. У Бакалавра есть экспериментальный гаджет, который нужно время от времени включать, если на земле покажутся тёмные всполохи. В оригинальном «Море», конечно, уворачиваться от летающих тучек чумы тоже было не очень интересно, но здесь, судя по демке, и подавно. Остаётся надеяться, что в полной игре не придётся регулярно натыкаться на заражённые и бунтующие районы. Что, уж прям обойти никак нельзя?
Бакалавру не нужно есть, но от менеджмента ресурсов никуда не деться — есть апатия и мания, между которыми предстоит балансировать, принимая различные препараты. Авторы называют это душевным метаболизмом. У того и у другого состояния есть негативные эффекты. В апатии Бакалавр медленный, в мании — быстрый, но скоропостижно умирает. Причём апатия постоянно накапливается и делает это быстро. В любом случае пока неясно, как будет сбалансирован «душевный метаболизм» и как ещё проявляют себя апатия и мания.
Из странного: если пинать мусорные контейнеры, апатия понижается, а мания повышается. Причём никакого лимита на эти действия нет: пинать мусорку можно до тех пор, пока Бакалавр не станет маниакально быстрым. Затея понятна, таким образом Бакалавр себя как бы подстёгивает, но механика пока выглядит… необычно.

Скриншот: Pathologic 3: Quarantine / Ice-Pick Lodge
* * *
По демоверсии о полной версии игры, конечно, судить нельзя, но демо вышло насыщенным. Ключевые механики показали, заинтриговали множеством систем, и пока неясно, как они работают в связке. В Pathologic 2 тоже была куча разных систем, которые прекрасно уживались и дополняли друг друга, так что сомневаться в Ice-Pick Lodge не приходится.

Скриншот: Pathologic 3: Quarantine / Ice-Pick Lodge
Но вместе с тем демо вышло всё-таки сумбурным. В механиках получается разобраться далеко не сразу, а объясняет себя игра не очень хорошо. Так что прежде, чем она начнёт затягивать, придётся изрядно пострадать. Но в страдании состоит душа «Мора» — или как минимум её частичка. Очень важная частичка, ведь речь идёт о преодолении самой смерти.