Сохранитесь и подпишитесь: наш Telegram-канал «Чекпоинт» — уютное место, где мы рассказываем об играх и о том, как они создаются.
18 января Microsoft объявила о покупке Activision Blizzard. Сумма сделки составит 68,7 млрд долларов. Когда её закроют, пока неизвестно, но она станет самой крупной за всю историю игровой индустрии в целом и Microsoft в частности.
В активе Activision Blizzard много культовых и популярных игровых франшиз. После завершения сделки под крыло Microsoft Gaming перейдут серии Call of Duty, Warcraft, Candy Crush, Tony Hawk, Diablo, Overwatch, Spyro, Hearthstone, Guitar Hero, Crash Bandicoot, StarCraft и другие.
Редакция «Геймдев» Skillbox Media попросила представителей игровой индустрии озвучить своё мнение и поделиться видением будущего Microsoft и Activision Blizzard.
«О сделке сложно сказать что-то, кроме „крупнейшая в истории индустрии“. Даже эффект от покупки Bethesda что для Microsoft, что для игроков пока не очень понятен. В случае с Activision Blizzard, возможно, не изменится и вовсе ничего: её сотрудники как раньше работали на большую корпорацию, так и сейчас будут работать на большую корпорацию. Разве что сексистские скандалы поутихнут (новые владельцы почти наверняка уволят всех, кто в них замешан, и наведут порядок в HR)», — говорит один из экспертов Константин Говорун.
«Microsoft уверенно и неотступно держится курса, заявленного ещё на премьере Xbox One в 2013 году. Тогда многие посмеялись над этим знаменитым „TV, TV, TV“, а теперь мы вместе считаем цыплят: самая мощная, универсальная и доступная консоль, абсолютно золотой сервис Game Pass, а также череда крупных сделок, которые вряд ли закончатся на покупке Activision Blizzard. Всё это уже в обозримом будущем сложится в ту самую картину, о которой уже годы ведутся разговоры с придыханием: Netflix про игры со всеми присущими ему чертами.
Эпоха платформосрачей уходит, а на замену ей приходит эра единого аккаунта на все случаи жизни. В самых радужных фантазиях следующий значительный рывок может выглядеть так: железки остаются железками с парой особенностей для ядра аудитории (хотя эксклюзивные игры уже тоже под огромным вопросом), а всё самое важное происходит через платный логин в одно окошко, за которым пользователю открывается всё, чего он пожелает. Конечно, эта экономика будет устроена гораздо тоньше, чем я описываю, но направление уже вполне очевидно. Вы же помните, что означает „One“ в названии нынешнего поколения Xbox?», — заявил Пётр Сальников, сооснователь проекта Disgusting Men, ведущий подкаста The House of The Dev.
«Это определённо одна из самых значимых сделок в истории игровой индустрии, которая может значительно изменить будущий баланс сил среди платформодержателей. Хочется верить, что всё это не выльется в очередной метаверс, где Иллидан и Мастер Чиф будут вместе играть в тетрис от „Краша Бандикута“, но вероятность появления такой химеры, учитывая современные тренды, довольно высока. Отдельно надеюсь, что Microsoft побафает „Хантеров“, потому что ну сколько можно на дне рейтинга DPS-то валяться, ну!», — заявил Максим Фомичёв, исполнительный продюсер в Owlcat Games.
«Мы не знаем стратегических целей Microsoft и судим по поступкам и покупкам. Судя по тому, что в сделку с Activision Blizzard вложили чуть ли не половину свободной наличности, — ставка на гейминг сделана огромная. Скорее всего, это связано с успехами игрового направления Microsoft, получившего буст за счёт выхода Xbox Series, облачного гейминга, Game Pass и т. п. В свою очередь, это дало Microsoft представление о выходе в лидеры рынка, и теперь, чтобы удержаться на этом невероятно конкурентном рынке, корпорация готова даже на такие жертвы.
Аналогичные процессы идут и у других мейджоров игрового рынка — мы уже видим рост стратегических технопокупок у Epic Games, рассовывание яиц даже по самым маленьким корзинкам у Tencent, непрекращающиеся слияния и поглощения на мобильном рынке, диверсификацию игрового бизнеса по платформам и направлениям вообще у всех — от VK до 2K.
Следующий шаг для Microsoft — очевидно, метаверс, но в этой истории не будет победителя по массе причин технологического характера. Сложно сказать, когда наступит раунд первых закрытий и перетасовок студий внутри огромной семьи Xbox Game Studios, но то, что он неизбежен, — это закон истории. Впрочем, к тому времени на рынке появятся новые игроки, и наше внимание переключится уже на них», — считает Святослав Торик, ведущий аналитик игрового рынка в Nexters Boost.
«После каждого анонса с участием Фила Спенсера в простонародье говорят: „Фил е***“.
Чтобы узкий смысл фразы не ускользал от широких масс, поясню: Фил Спенсер и его бизнес-стратеги, в частности M&A-отдел, совершают одну успешную сделку за другой.
Специфика моей работы позволяет видеть ситуацию на рынке изнутри и хочу твёрдо заявить: начало 2022 года пройдёт под эгидой M&A-сделок.
Читали? 19 января «Яндекс» купил eLama. И это ещё не конец. В тот же день Гэри Уитта, бывший главный редактор британского и американского изданий PC Gamer, а также видеоигровой и киносценарист в настоящем, отреагировал на новость про Microsoft и Activision Blizzard сообщением в Twitter:
„Если вы думали, что слияние Xbox и Activision было самой большой игровой новостью дня/недели, то просто подождите“.
Поверьте, нас ещё потрясёт. В том числе и скорый анонс от наших компаний тоже», — заявил Константин Иванов, бренд-директор AdQuantum, AppQuantum, PlayQuantum.
«Прямо сейчас о сделке ещё что-то рано говорить, так как вчера Microsoft только объявила о своём намерении приобрести Activision, да и для её закрытия нужно ещё пройти антимонопольные регуляторы США и Европы. Кроме того, не до конца понятна дальнейшая политика в отношении компании: будет ли она такая же, как с недавно приобретённой Bethesda, то есть какие-то игры останутся мультиплатформенными, а какие-то — консольными эксклюзивами вроде того же Starfield и RedFall, сменится ли руководство и ключевые лица… посмотрим, но в любом случае вчерашние новости хорошенько встряхнули всю индустрию, и мне очень интересно посмотреть на какой-либо ответ от конкурентов Xbox в ближайшей перспективе. И да, мы ещё более быстрыми шагами идём к консолидации игрового бизнеса вокруг больших корпораций, а также к той самой метавселенной сервисов, о которой столько говорят в последнее время.
Не удивлюсь, если через лет десять на рынке останется всего несколько крупных игроков, которые будут продвигать свои лучшие подписки и устройства, в которых будет объединено всё — от игр, фильмов и сериалов до книг и социальных сетей. И направление Microsoft в данном случае выбрало верное», — сказал Илия Сванидзе, эксперт игровой индустрии.
«То, что произошло после покупки Activision Blizzard корпорацией Microsoft, — это, безусловно, сделка века. Во-первых, это просто безумная сумма даже по меркам сверхбогатой IT-индустрии (почти 70 млрд долларов — почти как два годовых бюджета страны вроде Армении). А во-вторых, это окончательная трансформация Microsoft в новый игровой Netflix. Пока Sony и Nintendo продолжают продавать игры по 60 баксов (а Sony за свою ежемесячную подписку предлагает бесплатно скачать два сомнительных хита трёхлетней давности), Microsoft вкладывает колоссальные деньги в развитие Game Pass.
Любому не упоротому, а обычному любителю игр того набора, что сейчас доступен по этой подписке, хватит на ближайшие пару лет. А ведь там ещё и эксклюзивы, которые появляются в день релиза (Halo: Infinite, последняя Forza — очень мощные игры). А в прошлом году Microsoft купила Bethesda, и теперь там ещё Doom и TeS, а скоро появятся Call of Duty и весь набор классических и с детства знакомых франшиз Blizzard!.. Короче, стратегически это всё настолько правильно для создания своей разнообразной игровой экосистемы, что очень здорово, что кто-то может себе позволить вот так вот взять — и шибануть в такую перспективу 70 миллиардов.
Тут, правда, есть куча нюансов — в своём официальном письме Сатья Наделла прикрывается модными словами вроде „мы тут не в игрушки вкладываемся, а в грядущий метаверс“, но все всё понимают, конечно, это он для совета директоров подбирает специальные слова. Ещё один момент: и Microsoft, и Activision Blizzard — американские компании, а в США существует такое замечательное министерство — Федеральная Торговая Комиссия, по сравнению с которой наш ФАС — это просто беззубые младенцы. Эти люди чуть ли не каждую неделю вызывают на ковёр для объяснений людей вроде Цукерберга или Брина с Пейджем и могут одним чиновничьим росчерком похерить многомиллиардные слияния и поглощения. На Microsoft у них огромный зуб ещё с девяностых, так что сделка века сейчас зависит даже не от совета директоров корпорации, а от того, что скажут американские чиновники», — считает Александр Кузьменко, независимый эксперт по видеоиграм.
В Twitter своим мнением о сделке также поделились зарубежные журналисты и эксперты.
Журналист и основатель премии The Game Awards Джефф Кили заявил, что это событие — ещё один стимул для Game Pass и показатель приверженности Microsoft играм.
Эксперт игровой индустрии и журналист издания Bloomberg Джейсон Шрайер отметил, что создание монополии — это всегда плохая новость для игровой индустрии.
«Эта сделка может оказать положительные эффекты на Blizzard и в культурном, и в стратегическом плане. При Activision каждая игра обязана быть мультимиллиардной франшизой. Под управлением Xbox это, скорее всего, изменится», — написал он.
Аналитик и журналист Даниэль Ахмад сказал, что на этой неделе стало известно о двух крупнейших сделках.
«Take-Two приобрела Zynga за 12,7 млрд долларов.
Microsoft приобрела Activision Blizzard за 68,7 млрд долларов.
Не терпится увидеть, что произойдёт на следующей неделе», — отметил эксперт.
А уважаемый инсайдер Том Хендерсон попросил Microsoft починить Call of Duty.
Подробнее о самой сделке и о том, какой эффект она произвела на всю игровую индустрию, читайте в нашем специальном материале.