20 киберпанк-игр, в которые стоит поиграть после Cyberpunk 2077
Окунаемся в мрачный техносюрреализм с толикой ретро.


Что делать, если вы облазили всю Cyberpunk 2077, не желаете сейчас в неё возвращаться, но и не хотите отпускать эту атмосферу панков с кибернетическими руками? Специально для таких людей я составил подборку игр с high tech и low life, криптоанархией, кибергосударствами, пиратскими утопиями и прочими обязательными атрибутами жанра.
Содержание
- Серия Deus Ex
- Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty
- E.Y.E.: Divine Cybermancy
- Cruelty Squad
- System Shock 2
- Watch Dogs 2
- Серия Ghostrunner
- Ruiner
- Binary Domain
- Remember Me
- Invisible, Inc.
- Серия Shadowrun от Harebrained Schemes
- Umurangi Generation
- VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action
- The Red Strings Club
- DreamWeb
- Citizen Sleeper
- Technobabylon
- Norco
- Exapunks
Серия Deus Ex
Cyberpunk 2077 порой называют «Deus Ex в открытом мире», да и вообще параллели между этими играми напрашиваются сами собой.
Разработчики обращались к одному и тому же набору образов неуютного скорого будущего. Катастрофа даже в самых благополучных государствах. Бизнесмены, получившие большую власть, чем государства. Тотальная слежка и глобальные заговоры элит. Чудовищное неравенство. Компьютеризированные трущобы. Борьба хакеров-отморозков с монструозной системой. Бюджетные киборги-убийцы. Расцвет преступности всех видов. Развитый ИИ, задающий неудобные вопросы. Залитые неоновым светом притоны. В общем, декорации «Нейроманта», «Бегущего по лезвию», «Робокопа» и прочей классики фантастики 1980-х и 1990-х.
Геймплейно у игр тоже полно схожих моментов. Действия преимущественно от первого лица с ветвистыми диалогами в сюжете, шутерные механики, стелс и мини-игры по взлому компьютеров. С помощью прокачки можно превратить вашего героя хоть в сорвиголову с миниганом, хоть в скрытного хакера. На локациях достаточно альтернативных путей: не хочешь переть в лоб — лазай по вентиляционным тоннелям. Небольшой отрывок из Cyberpunk 2077 вполне мог бы показаться геймплеем продолжения последних частей Deus Ex.

Самая большая разница — в структуре. В каждой Deus Ex игрока закидывают на небольшой набор локаций, каждая из которых не крупнее крохотной улочки. Однако простор для импровизации игрока впечатляет: дают богатый арсенал возможностей и обычно не выставляют каких-то определённых условий для достижения поставленных целей.
В Cyberpunk 2077 всё гораздо проще. Да, мир открытый, но локации, на которых предстоит выполнять миссии, — в основном небольшие. Их можно посещать практически в любом порядке, их многие и многие десятки. Из-за этого левел-дизайн часто одинаковый, мало «системности», враги обычно расставлены без особой задумки — и в таких условиях часто действуешь по шаблону. И несмотря на схожий антураж, фантастические элементы используются совсем иначе.
Авторы Deus Ex пытались как-то осмыслить свою эпоху — конец 1990-х. Они вытащили в свою версию будущего все самые популярные конспирологические теории. Попытались представить, что будет с миром, если продолжатся все самые худшие современные тенденции.
В Cyberpunk 2077 — полный ретрофутуризм. Игра вышла в 2020-м, но в ней показаны затянувшиеся 1980-е. Найт-Сити походит на Нью-Йорк 1981 года с его разгулом банд и безумно популярным телевидением, а не на современный мегаполис.

Контраст между протагонистами ещё более очевиден. Главные герои Deus Ex схожи с супершпионами вроде Джеймса Бонда: они пользуются особыми гаджетами, влияют на судьбы мира.
Протагонист Cyberpunk 2077 ближе к Даниле Багрову из «Брата 2»: крутой бандит, который может приструнить крупного бизнесмена, но глобально ничего изменить не может — да и не хочет, ему больше интересны свои личные проблемы.
Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty
Раз уж я упомянул Deus Ex как хорошую игру для тех, кто интересуется темой киберпанка в видеоиграх, стоит упомянуть и вторую часть Metal Gear Solid. Её как-то не принято относить к киберпанку — но тут дело, скорее, в визуальной эстетике и некоторой отдалённости места действия от остальной цивилизации. А в остальном первая Deus Ex с Metal Gear Solid 2 — игры-«побратимы», авторы которых обращались к схожему набору образов, чтобы попытаться представить, что будет в новом тысячелетии.
События Metal Gear Solid 2 начинаются в 2007 году — всего через шесть лет после релиза самой игры. Но это альтернативная реальность, где технический прогресс идёт не так, как у нас: там ещё во время холодной войны мастерили крутые кибернетические руки. Поэтому во вселенной Кодзимы ко второй половине 2000-х появились киборги, повсеместные наномашины, огромные роботы с ядерным оружием, армии клонов и, что самое главное, ИИ, который вознамерился управлять человечеством, манипулируя информацией.

Есть даже заметное геймплейное сходство обоих проектов. Например, в них большая ставка на стелс-прохождение с кучей гаджетов и возможность пройти игру без каких-либо убийств. А что особенно иронично — в приквелах к Deus Ex эти механики реализовали с оглядкой именно на Metal Gear Solid, а не на оригинальную игру.
E.Y.E.: Divine Cybermancy
Посмотрите на то, что я писал про Deus Ex, — и умножьте всё это на два. Но держите в голове, что игру делали неопытные разработчики с небольшим бюджетом. Примерно так и будет выглядеть E.Y.E.: Divine Cybermancy.
Очень далёкое будущее, люди уже колонизировали другие планеты. Мир походит на горящую помойку: коррумпированная федерация построила мрачный антиутопичный режим, в который вторглись демоны, а потом началась гражданская война. Визуально мир игры напоминает помесь Warhammer 40,000 с «Бегущим по лезвию». В мегакорпорации монахов-воинов, противостоящих демонам, раскол и такой уровень интриг, что больше напоминает шизофреничный сон иллюминатов на базе с пришельцами.

Даже личная история главного героя этой игры куда трагичней судьбы Ви из Cyperpunk 2077. Разлагающаяся вселенная E.Y.E.: Divine Cybermancy не просто подчёркивает не самый праведный образ жизни главного героя — это самые настоящие круги ада, на которые он сам себя обрёк.
Cruelty Squad
Если вы ищете киберпанк именно с акцентом на панковость, то Cruelty Squad идеально подойдёт. Игру делал один человек, который даже не указан в титрах — их попросту нет. Небрежная кислотная графика, а также специфический звукоряд из похлюпываний отпугивают.
Саундтрек бьёт по ушам резкими звуками, что делает происходящее ещё более неуютным. Геймплей — immersive sim, в котором вы вольны ломать игру так, как вам захочется: можно даже летать, прицепившись к дротику, которым вы выстрелили, при помощи крюка-кошки из вашего собственного аппендикса, — это не испортит местную атмосферу.
Главный герой — неудачник, который умеет только убивать. Технологии настолько высокие, что люди победили окончательную смерть, а жизнь настолько паршивая, что сама реальность трещит по швам и гниёт, но всем на это плевать. Игра переполнена издевательством над гиг-экономикой, корпорациями, капитализмом и вообще человеческой природой.

Для пущего погружения можно сыграть в Cruelty Squad в VR-шлеме с помощью фанатского мода. Это повысит вероятность того, что во время прохождения вас стошнит.
System Shock 2
Издавна повелось делать в RPG открытый мир как сборник условных городов и данжей. Несмотря на такое обозначение, они могут выглядеть и не как поселения и подземелья — а как торговые комплексы и аванпосты, например. Первые — места, где можно продать лут, закупиться всем необходимым и получить пачку квестов. Во вторых же происходит практически всё самое интересное: от столкновений с врагами до преодоления ловушек.
По этим древним схемам работает и Cyberpunk 2077, где оба пространства мало смешиваются. Один из минусов такого подхода в том, что вы вряд ли увидите какой-то действительно огромный и замысловатый данж со своим характером, потому что нужно прорабатывать многие десятки боевых зон.
Звездолёт «Фон Браун» и пристыкованный к нему крейсер «Рикенбакер» из System Shock 2 — это сейчас, по сути, самый главный данж на тему киберпанка. По мрачным коридорам бродят взбесившиеся роботы и безумные мутанты.
Могущественный искусственный интеллект и созданный им коллективный разум убили всех и рьяно меняют интерьеры под себя. Каждая полезная вещь — на вес золота. Нигде нельзя ощутить себя в безопасности: вам тут никто не рад, а монстры ходят по случайным маршрутам и пугают до чёртиков, даже когда их лишь слышно.

Вам постоянно напоминают, что вы всего лишь человек — несмотря на множество киберимплантов. А в мире будущего не так уж здорово, раз люди породили такой кошмарный ИИ, который жаждет уничтожить своих создателей и сотворить из их плоти жутких тварей.
Watch Dogs 2
С первого взгляда может показаться, что Watch Dogs 2 совсем не похож на Cyberpunk 2077. Солнечный Сан-Франциско визуально куда больше походит на Лос-Сантос из GTA, чем на Найт-Сити. Никаких бомжей с убийственными киберпротезами, говорящего коанами ИИ в уж очень реальной виртуальной реальности или схваток с японскими боевиками с лазерными нитями. Самое фантастическое в игре, помимо дронов-пауков, — это то, что в большом городе кто-то смог заставить все службы перейти на единую информационную систему.
Но если смириться с отсутствием футуризма, то замечаешь, что на месте вообще-то всё то, что мы привыкли видеть в киберпанке. Главные герои — отщепенцы-хакеры, которые борются против государства и могущественной корпорации. Люди постоянно онлайн. Техника автоматизирована. А социальные проблемы всё такие же, что и раньше. Богачи и политики постоянно норовят использовать технологии, чтобы ещё сильнее возвыситься над обычными гражданами. Прогресс меняет людей и нередко их перемалывает.

Ещё одна черта, которая роднит обе игры, — это шутеры со стелсом в открытом мире. Правда, в Watch Dogs 2 опенворлд реализован интересней. Дело в том, что там нет чёткого разделения на точки интереса и пустые декорации.
В разных местах города раскиданы полезные ресурсы — и ещё нужно догадаться, как до них добираться. С городом нужно постоянно взаимодействовать: взламывать смартфоны прохожих ради денег, взрывать электрощитки, манипулировать машинами с автопилотом.
Можно даже устроить глобальное ДТП с помощью взлома светофоров, чтобы максимально эффектно и громко уйти от погони после случайно начавшейся перестрелки. И в любой момент есть возможность достать дрона, чтобы самому не лезть на рожон.
Серия Ghostrunner
Движение киберпанка возникло во времена безумного роста японской экономики и её бешеной культурной экспансии. Гибсон и прочие были очарованы экзотическими образами высокотехнологичной страны, чтящей свои странные для иностранцев традиции. Многие верили, что Япония продолжит в том же духе.
В оригинальной настольной ролевой игре и в Cyberpunk 2077 собрали самые громкие элементы киберпанковской эстетики. Потому туда не могли не добавить хай-тек-катаны, корпоратов в кимоно и телохранителей, чтущих самурайскую честь. Ghostrunner же целиком посвящена ниндзя в мире мрачного будущего — а потому в ней куда глубже отражена эта смесь поп-культурных представлений об Азии и неоптимистичной фантастики.

В качестве локаций — трущобы и технические помещения в циклопической башне: вечная ночь, неоновая реклама и бесконечные километры проводов. Расслоение такое, что низы живут буквально ниже богачей.
Главный герой — киберниндзя, которому просто необходимо постоянно бегать по стенам. Он умирает буквально от пары пуль, но благодаря сверхчеловеческой скорости (которую визуально можно показать только при помощи слоу-мо), он уворачивается от всех атак и с лёгкостью рубит врагов.
Из-за такой одновременно хрупкости, смертоносности и нечеловеческой ловкости протагониста, которую ощущаешь очень хорошо, и рисуется образ футуристического синоби.
Ruiner
Что вы представите, если попросить вас описать киберпанковские освещение и музыку? Скорее всего, один из двух вариантов. В одном — холодный синти-поп и белые люминесцентные лампы, которые будто высасывают душу, если на них долго смотреть. В другом — разноцветные неоновые огни и агрессивная музыка для рейвов.
Второй вариант — это как раз про Ruiner. Если, например, в Cyberpunk 2077 главного героя регулярно вытаскивают на калифорнийское солнышко и показывают квартиры, где пытались построить хоть какой-то уют, то в Ruiner — бескомпромиссный грязный злой киберпанк. Никакого естественного освещения. Декорации напоминают ночной клуб, устроенный внутри старого завода.
Вы сносите металлической трубой голову очередному бандиту, пол утопает в крови — а на фоне жёсткая танцевальная музыка. Игра часто выглядит как лазерное шоу с акцентом на оттенки красного. После каждой смерти звучат подбадривания от хакерши, будто голос диджея между треками. Даже то, что главного героя преследуют видения после того, как его голову взломали, выглядит как часть часть шоу на концерте.

Особенно хардкорной эту «вечеринку» делает управление. По жанру игра — битемап с видом сверху. Главный герой, хоть и может замедлять время и передвигаться рывками, ощущается очень грузным. Да и бегает он достаточно неспешно. Каждый удар выглядит не как мгновенный взмах катаной киберниндзя, а больше походит на что-то из беспощадной уличной драки.
Binary Domain
В фантастике давно думали, как могут появиться и восстать мыслящие машины. А для киберпанка это вообще одна из магистральных тем: от «Нейроманта», где весь сюжет крутился вокруг ИИ, пытающегося освободиться от всяческих ограничений, до Cyberpunk 2077, где осознавший себя машинный разум пытается сбежать подальше.
Binary Domain раскрывает тему восставшего ИИ без особых изысков. Необходимость в цифровом разуме появилась из-за потопа, случившегося из-за глобального потепления, — чтобы построить новые города прямо поверх старых, где остались жить бедняки. Роботов создают корпорации, занимающиеся неэтичными экспериментами. И в итоге появляются неотличимые от людей андроиды, которые сходят с ума, когда узнают, кто они такие. И вот теперь группе крутых бойцов спецназа нужно отправиться в подземелья Токио, чтобы арестовать создателя новых опасных роботов.

Игра по моде своей эпохи — шутер с укрытиями в духе Gears of War. Всё прохождение — это стрельба по роботам разных форм и размеров. В сочетании с местным довольно прямолинейным сюжетом получается нечто, напоминающее фантастические боевики 1980-х — как раз времена появления киберпанка, сюжеты которого далеко не всегда были замысловатыми.
Remember Me
По заветам Гибсона и Стерлинга в киберпанке люди массово превращаются в лабораторных крыс, над которыми проводят эксперименты. То, что раньше представляли больными фантазиями технократов, — обыденность. Кибернетические импланты и результаты генной инженерии можно увидеть не только у каких-то особенных людей, но даже у обычных бездомных. Правда, обычно влияние технологий наиболее заметно либо у богачей, либо у совсем бедных маргиналов, а остальные живут почти так же, как современные люди.
Майкл Пондсмит, автор настольной ролевой игры Cyberpunk 2020, зацепился за идею того, как доступность серьёзных модификаций тела может сказаться на психике. В его мире, если слишком часто ставить себе киберпротезы на замену здоровых органов, может развиться киберпсихоз. Это полный уход от реальности: страдающие им видят всех людей лишь как наборы деталей, с которыми можно делать что угодно — даже самые жуткие вещи. Правда, такая опасность грозит только тем, у кого уже были серьёзные проблемы с психологическим здоровьем.
Поэтому в Cyberpunk 2077, сделанной по этой настолке, главный герой, который считается заведомо психологически стойким, спокойно нагружает себя набором каких угодно искусственных улучшений. Он смотрит на людей с киберпсихозом со стороны как на диковинку. Точно так же в видеоигре подошли к теме модификаций воспоминаний. Нам показывают только один такой случай — переписывание воспоминаний семьи политика, претендующего на пост мэра города.
Подход разработчиков Remember Me к вопросу «Что может изменить природу человека?» куда ближе к изначальным заявленным постулатам киберпанка. В футуристическом Париже 2084 года люди массово устанавливают импланты, позволяющие манипулировать воспоминаниями: расшаривать их друзьям и знакомым в интернете, удалять из памяти неприятные моменты. И речь не о тоталитарном государстве: люди добровольно себя изменяют, потому что так удобней и проще жить.

Хотя парижское правительство может заниматься слежкой, стирать личность преступников и манипулировать воспоминаниями как ему вздумается — жители только рады тому, что научились закрывать глаза на нарастающие проблемы вокруг себя. Не всё равно только небольшой кучке повстанцев-«эрорристов». Но их борьба с системой приводит только к разрушительному хаосу, который ломает жизни кучи людей.
Invisible, Inc.
Собрать команду, чтобы куда-нибудь вломиться, а затем что-нибудь взломать, украсть, взорвать — это классика киберпанка. Этим промышляют все, от самых бедных преступников до шпионов на государственной службе. Самую типичную схему подобной операции можно увидеть в самом начале Cyberpunk 2077, когда Ви выкрадывает чип с личностью Сильверхенда: двое наёмников тайком прибывают на объект, их прикрывает хакер, а потом они вместе стараются провернуть дельце, не привлекая лишнего внимания.
Invisible, Inc. — пошаговая тактика, которая целиком посвящена таким операциям. Вы управляете небольшой группой агентов, выживших после разгрома частного разведывательного агентства, и у вас есть всего 72 внутриигровых часа, чтобы разобраться с вражеской корпорацией. Каждая миссия должна лучше подготовить вас к финальному делу, после которого все соперники будут уничтожены. Агенты — хорошие хакеры и воры, но не супергерои, а потому приходится действовать тихо и аккуратно. Тем более что время ограничено, а у вас огромный дефицит вообще всех возможных ресурсов.

Правда, визуальный стиль в игре не совсем классический для киберпанка. На месте все характерные для жанра образы — но выглядят они так, будто их придумали в 1960-х и 1970-х. Графика напоминает минималистичные рисунки на плакатах тех времён. Вся техника — ещё более громоздкая, чем в «Бегущем по лезвию». Персонажам привычны строгие костюмы, а не панковские балахоны. В интерьерах встречается то модный тогда футуризм, то помпезный ар-деко, эпоха которого закончилась к концу 1960-х.
Серия Shadowrun от Harebrained Schemes
Первая редакция настольной ролёвки Shadowrun вышла всего через год после оригинальной Cyberpunk 2020 и тоже эксплуатировала эстетику нового популярного жанра с хакерами и роборуками. Только с одним нюансом: в мире Shadowrun внезапно вернулась магия. Люди массово мутировали в орков, эльфов, гномов. Вылезли драконы и прочие мифические твари. Шаманы обрели могущество и образовали ряд независимых государств.
Shadowrun Returns, Shadowrun: Dragonfall и Shadowrun: Hong Kong — лучшие видеоигровые воплощения этой настолки. В них совместили пошаговые сражения с укрытиями в духе перезапуска XCOM и разветвлённые диалоги, напоминающие старые части Fallout, — и это просто идеальное сочетание для тех, кто хочет погрузиться в классическую RPG.

Сыграть в трилогию стоит хотя бы для того, чтобы посмотреть, что так бесило Уильяма Гибсона, главного классика киберпанка. Ему претила сама мысль, что литературное течение, которое он так бережно помогал развивать, скрестили с чёртовыми эльфами. Но на самом деле он не разглядел, что в подобных жанровых смешениях гораздо больше «танцев на столах», о которых любили рассуждать Гибсон со Стерлингом, чем в попытках просто повторить всё то, что было в «Нейроманте».
Umurangi Generation
Киберпанк изначально задумывали остросоциальным жанром. В 1980-х в нём проходились по всем актуальным вопросам десятилетия: от последствий массовой компьютеризации до тревог из-за могущества транснациональных корпораций. А потом произведения, которые относили к жанру, всё чаще использовали лишь его внешние атрибуты, чтобы рассказать очередную беззубую историю про то, как простые гопники с железными глазами и безлимитным выходом в киберпространство борются с погаными корпоратами.
Инди-разработчику Нафтали Фолкнеру не нравился такой уход в пустую эстетику в киберпанке. Но он верил, что этот стиль всё ещё способен помочь подсветить актуальные проблемы. Поэтому Фолкнер создал Umurangi Generation — симулятор фотографа, в котором нужно бродить по типичному киберпанковскому мегаполису, где вовсю цветут контркультуры, всюду неоновая реклама и граффити.
Чем дальше продвигаешься по городу в игре, тем отчётливей через объектив камеры видна правда, которую правительство считает неудобной: общество коллапсирует полным ходом, а человечество находится на грани апокалипсиса. И если вам при этом будет неуютно из-за внезапно всплывающих воспоминаний про разгар пандемии COVID-19 — значит, автору всё-таки удалась его задумка.

VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action
Весь киберпанк вертится вокруг баров. «Нейромант» начался с похода в бар с барменом-киборгом. Персонажи из произведений жанра постоянно ходят в бары, чтобы выведать какой-нибудь секрет, тайком убить заказанную цель в толпе, отпраздновать удачное дело, да и просто потешить одну из своих вредных привычек — а то и всё сразу.
VA-11 Hall-A позволяет взглянуть на киберпанковские сюжеты с другой стороны барной стойки. Главная героиня этой визуальной новеллы — барменша, работающая в ночную смену, а на дворе 2070-е. Ей приходится выслушивать истории целого парада фриков, пытающихся жить в полную силу, пока вокруг безнадёга. К примеру, вам придётся готовить коктейли для стримерши, транслирующую в сети свою жизнь 24/7 без каких-либо перерывов, и секс-работницы, чья модифицированная рука может стрелять пулями прямо из пальцев.

The Red Strings Club
Это ещё одна игра, которая крутится вокруг бара в киберпанковском городе. Только в этот раз, помимо бармена, есть ещё двое главных героев: хакер и андроид, работа которого — делать людей счастливыми. И у разговоров с посетителями за барной стойкой появляется новая цель — не только заработать, но и выведать сведения о мегакорпорации, решившей изменить весь мир. Так что игра проходит более напряжённо, чем VA-11 Hall-A: нужно постоянно анализировать действия собеседника, подстраиваться под него, усыплять бдительность, подсыпать в напитки препараты, чтобы сильнее развязывать язык.
При этом в сюжете полно этических дилемм. Нет однозначных героев и злодеев. Корпорация не так уж сильно отличается в своих методах от главных героев. Робот вопреки всем штампам превосходит людей не только в холодной логике, но и своим эмоциональным интеллектом. Людей тревожит, что человечество настолько сильно развилось, что вот-вот избавится от всех своих проблем, из-за чего жизнь может оказаться пресной.

DreamWeb
Настало время показать самую тёмную сторону жизни в развитом киберпанке — проблемы с определением того, что реально. Картина мира и сейчас трещит, а в будущем неминуемо станет ещё сложнее. Может, даже не из-за научно-технического прогресса: тревог всё больше, появляются новые причины объявить, что близится конец света.
В DreamWeb к обычному бармену Райану, живущему в неком мрачном футуристическом городе, во сне начали являться мистические «кураторы». Они рассказали парню про могущественную Сеть Снов и про то, что появилось семеро людей, жаждущих подчинить её, чтобы захватить мир. А потому от них надо как можно скорее избавиться, чем Райан в итоге и будет заниматься всю игру.

Что любопытно — хотя это адвенчура 1994 года, уж очень она напоминает Hotline Miami. Тот же вид сверху. Схожий уровень жестокости убийств. Да и тема галлюцинаций поднимается в обоих проектах. Может даже показаться, что разработчики Hotline Miami во многом вдохновлялись именно DreamWeb.
Citizen Sleeper
В киберпанке превозносится образ маргинала, отщепенца, отброса общества. Правда, в видеоиграх, которые причисляют к жанру, эта тема не слишком хорошо раскрыта. Мы обычно либо играем за члена какой-то элитной организации либо за крутого спеца, которому комфортно работать одному. Лишь изредка появляются главные герои, у которых нет ни дома, ни друзей, которые бегут от чего-то, прячутся в бессилии противиться внутренним демонам или всесильной системе.
Главная героиня Citizen Sleeper — Спящая, робот, в которого закачали копию сознания реального человека, но без воспоминаний. Она сбежала от корпорации, владеющей ею, и в итоге оказалась на богом забытой космической станции, владельцы которой обанкротились, отчего власть там поделили несколько группировок. Вдобавок к постоянному страху быть пойманной роботизированное тело Спящей страдает от запланированного устаревания: если она не будет регулярно принимать особое лекарство, то в конце концов попросту развалится на части. А на препарат нужны деньги, которых у неё нет.

Вся игра превращается в пошаговый симулятор страданий из-за гиперкапитализма. Каждый новый цикл (местный аналог дня) нужно бегать по станции, любыми способами зарабатывать деньги, который всегда не хватает, чинить свою перманентно рассыпающуюся оболочку и напряжённо смотреть на броски кубиков, определяющие успехи ваших действий.
Technobabylon
Киберпанк появился под огромным влиянием нуара и «крутых детективов». Во многом именно оттуда в них столько чернухи, цинизма и ночных сцен. Поэтому в список киберпанковских видеоигр просто обязана была попасть игра, целиком построенная на детективной истории. И роль такого проекта выпала традиционной point-and-click-адвенчуре Technobabylon.
По сюжету игры двое детективов расследуют дело о маньяке. Один из них — ретроград, другая — открыта всему новому. А параллельно их сюжетной линии третья героиня бежит из своего дома, потому что за ней кто-то гонится. Всё это — классические нуарные клише, но тут они играют новыми красками: действие происходит в 2087 году посреди независимого африканского мегаполиса.

Детективы — никакие не полицейские. В мире игры вообще нет полиции, её функции выполняют сотрудники Централизованной Экстренной Логистики, которую контролирует искусственный интеллект, управляющий городом. Одна героиня постоянно на связи с ИИ при помощи мозгового импланта, что бесит её напарника. Маньяк — хакер, который выкачивает воспоминания из жертв и делает из людей «овощи». А третья героиня — хакерша, страдающая от агорафобии, отчего всё время проводит у в киберпространстве.
Norco
Традиционные места действия типичной киберпанковской истории — мегаполисы, военные базы, лаборатории, космические станции. Иногда могут показать пригород, откуда всё равно отчётливо видны небоскрёбы и рекламные огни на них. Мысль поместить произведение жанра в деревушку для многих звучит слишком странно.
Norco ломает эти стереотипы и смешивает киберпанк с американской южной готикой. С одной стороны, у нас будущее со всемогущими корпорациями, потрёпанными роботами и бродягами, для которых сверхвысокие технологии — обыденность, в отличие от денег. С другой, пейзажи из первого сезона «Настоящего детектива», депрессивная одноэтажная Америка и луизианская мистика. Получается интересный микс двух стилей.

Скриншот: игра Norco / Raw Fury
Exapunks
Традиционно одни из главных героев киберпанковских историй — хакеры. А в видеоиграх их профессию обычно показывают очень упрощённо. Повезёт, если взлом компьютера покажут в виде мини-игры — часто этот процесс автоматизирован: просто нажал одну кнопку и обошёл любую защиту. Абсурд какой-то: хакеры почти всё время занимаются чем угодно, кроме хакинга.
Exapunks — самая честная игра про киберпанковских хакеров. Ради лекарства от смертельной болезни вам придётся взламывать самые разные системы: банк, университет, телекомпанию, дорожный знак — и даже ваше собственное тело. Каждый хак — головоломка. Но для её решения нужно по-настоящему писать код. В игре собственный язык программирования, напоминающий «Ассемблер», с помощью которого нужно давать команды крошечным паукообразным роботам.

Интерфейс стилизован под ретро, а фоном идёт расслабляющий синтвейв. И пока вручную вбиваешь каждый символ в очередной программе, которая, скорее всего, с первого раза вообще не будет работать, ощущаешь, что персонажи Watch Dogs — те ещё читеры с их универсальными инструментами для решения любой проблемы.