Геймдев
#новости

«Ъ»: правительство хочет финансировать патриотические игры за счёт Steam и других площадок

Минцифры России уже опровергло эту информацию.

О возможном введении налога со Steam, Epic Games Store и других игровых площадок написал «Коммерсантъ». Журналисты говорят, что Минцифры сейчас дорабатывает бизнес-модель будущего фонда поддержки российских разработчиков видеоигр, которые будут популяризовать русскую историю и культуру.

Минцифры России опровергло информацию «Коммерсанта». Министерство заявило, что не планирует финансировать Фонд поддержки разработки игровых проектов за счёт каких-либо сборов с зарубежных площадок дистрибуции игр.

С чего всё началось

  • Журналисты «Коммерсанта» заявили, что правительство планирует пополнять фонд поддержки патриотических видеоигр за счёт налога на зарубежные площадки дистрибуции — Steam, PlayStation Store, Epic Games Store PS Store и другие. Их могут обязать перечислять в бюджет 5% от оборота на территории России — так новый налог обеспечит фонду дополнительные 10 млрд рублей в год.
  • По их словам, Минцифры уже передало правительству доклад с предложениями по созданию фонда. В аппарате профильного вице‑премьера Дмитрия Чернышенко уточнили, что предложения проходят межведомственное согласование и проработку.
  • Участники рынка утверждали, что это не станет существенной нагрузкой для зарубежных компаний. Но эксперты высказали опасение, что собранные с налога средства используют для создания игр с политической агитацией.
  • Valve, Microsoft и Sony предпочли не давать журналистам комментариев по этому вопросу.

Что сказало Минцифры в опровержении

  • Министерство заявило, что правительство не планирует брать налог с зарубежных игровых платформ.

«Введение каких-либо налогов или сборов на иностранные цифровые компании или услуги, включая дистрибуцию игр, не рассматривается с учётом продолжающейся работы на площадке ОЭСР по перестройке системы налогообложения глобальных международных компаний (так называемые Pillar 1, Pillar 2). Россия активно участвует в этой работе и не будет принимать каких-либо односторонних решений», — пояснил замглавы Минцифры России Максим Паршин.

  • В министерстве сейчас готовят ряд предложений по созданию Фонда поддержки разработки игровых проектов (компьютерные, мобильные и онлайн-игры), которые будут популяризировать русскую культуру и историю. Они предусмотрены вторым пакетом мер поддержки IT-отрасли.
  • Главная задача Минцифры — привлечь в российский геймдев-сегмент больше инвестиций.

Что думают о возможном введении этого налога представители индустрии

  • Эксперты SberGames уверены, что проект по созданию фонда только разрабатывается — возможные концепции пока не одобрили, сейчас их рассматривают. В My.Games (входит в VK) прокомментировать ситуацию отказались.
  • Один из создателей World of Tanks и креативный продюсер Wargaming.net Вячеслав Макаров отметил, что при желании правительство без проблем введёт этот налог. При этом Steam и другие площадки могут воспринять 5‑процентный сбор как неприятные, но не критичные потери.
  • По мнению Макарова, гораздо сложнее будет распорядиться этими средствами. Он считает, что приемлемый вариант — финансировать игры, где сеттинг связан с Россией и нет жёстких выпадов против государства. Макаров заявил, что будет хуже, если правительство потребует делать игры с явной политической агиткой, потому что эта составляющая может преобладать над качеством проработки того или иного тайтла.

Что о возможном введении налога думают эксперты

  • Глава комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлёв подчеркнул, что определение источников финансирования — ключевой вопрос разработки любых мер поддержки.
Александр Журавлёв
Фото: Runet

«Так, в Дании рассматривают спецсбор на поддержку производства кино. Налог на цифровые платформы действует во Франции, а в Великобритании Национальный фонд видеоигр поддерживает грантами локальных разработчиков», — отметил он.

  • Заместитель гендиректора по правовым вопросам Института развития интернета Борис Едидин считает, что введение сбора с иностранных платформ «сопряжено с определёнными сложностями». По его словам, компании могут начать оптимизировать выручку, меняя точки консолидации.

Сколько геймеров пользуется зарубежными игровыми сервисами

  • На принадлежащей Microsoft площадке Xbox Games Store, по данным на 2020 год, около 100 млн пользователей. По оценке проекта XBoxStat, учётные записи в Xbox Games есть у 403 тысяч российских геймеров.
  • На принадлежащей Valve площадке Steam, по данным на 2020 год, около 120 млн пользователей. Число пользователей в РФ неизвестно.
  • По данным Sony на декабрь 2021 года, общее количество активных пользователей PlayStation Network, в которую входит PlayStation Store, — 111 млн человек. Число пользователей в РФ неизвестно.

Как развивается игровой рынок в России

  • Компания My.Games оценивает рост российского рынка видеоигр по итогам 2021 года на 1% год к году. В прошлом году объём рынка составил 165,5 млрд рублей: из них 78,1 млрд рублей пришлось на игры для ПК, 73,8 млрд рублей — на мобильные, а 13,6 млрд рублей — на консольные. 47,2% россиян предпочитают компьютерные игры, 44,6% — мобильные и 8,2% — консольные. При анализе My.Games учитывала продажи игр на физических и цифровых носителях, а также внутриигровые покупки и подписки.

* * *

О планах властей создать отдельный фонд для поддержки разработчиков видеоигр стало известно в апреле 2021 года. «Коммерсантъ» сообщал, что эту идею активно продвигали Mail.ru Group и «Яндекс». При этом уже тогда эксперты и разработчики говорили, что господдержка в таком формате не требуется. По их словам, патриотические игры не станут популярными у глобальной аудитории, на которую они ориентируются. Некоторые эксперты считают, что правительство хочет использовать видеоигры в качестве нового инструмента пропаганды.

Недавно издание Znak со ссылкой на свои источники заявило, что правительство будет на конкурсной основе выделять гранты на разработку игр о Великой Отечественной войне, знаменитых разведчиках и специальных войсках.

На прошлой неделе глава рабочей группы Общественной палаты РФ по защите прав пользователей интернета Александр Малькевич предложил начать регулировать контент Steam, Origin, PlayStation и Xbox. По мнению чиновников, их необходимо приравнять к аудиовизуальным сервисам и — по новому закону — обязать создать представительства в России.

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована