Правительство Великобритании пытается привлечь на педагогическую работу людей, не имеющих стандартного профильного образования. Для этого запускают программу оплачиваемого и частично поддерживаемого стипендиями обучения по специальности «Учитель».
Таким способом пытаются решить проблему нехватки педагогических кадров. Последний опрос, проведённый Министерством образования Великобритании, показал, что в 2022 году из государственных школ уволились 40 тысяч учителей — почти 9% преподавательского состава, и это самый высокий показатель с момента начала публикации данных в 2011-м. Ещё 4 тысячи вышли на пенсию. Число незаполненных преподавательских вакансий по данным 2023-го оказалось рекордно высоким — более 2300 (десятью годами ранее их было 530).
Дефицит связан с тем, что британские учителя очень недовольны условиями работы. В 2023 году в Англии прошли массовые учительские забастовки, которые даже привели к временному закрытию школ. Учителям в итоге повысили зарплаты на 6,5%, но это не помогло закрыть вакансии к началу учебного года.
Что это будет за учебная программа
Получить педагогическую подготовку в новом формате смогут представители разных профессий, которые хотели бы стать учителями, но не могут выделить время для очного обучения в вузе. В первую очередь нововведение ориентировано на тех, кто уже работает в школах, — например, это касается ассистентов преподавателей (в британских школах кроме учительской есть и такая функция) и так далее. Обучение будет бесплатным. Подразумевается, что оно займёт у будущих педагогов около 40% времени. В остальное время они продолжат работать.
Обучение займёт четыре года, и впоследствии подготовленные таким образом учителя должны будут работать в начальных или средних школах в течение определённого срока.
Таким образом, профессия учителя войдёт в число тех, в которых применяется профессиональное обучение в формате стажировок или ученичества (apprenticeship). Этот формат предполагает фокус на обучении непосредственно на рабочем месте и некоторые сопутствующие занятия в аудиториях или дистанционно, и это предполагает возможность получить лицензию на занятие регулируемой профессией. Традиционно такой формат применялся в ремесленных и рабочих профессиях, но сейчас это способ начать карьеру даже врача или инженера. С 2010 года, по официальным данным, соответствующими программами воспользовались более 5,7 млн человек.
Где ещё ищут способы обучать учителей по-новому
Великобритания — не единственная страна, где из-за нехватки учителей рассматривают другие способы вовлечения в профессию. В Австралии, например, действует программа привлечения на педагогическую работу специалистов с иными бакалаврскими степенями и в отдельных штатах — это ряд схожих с британской программ обучения параллельно с работой. Правда, последние ориентированы на студентов педагогических направлений: для них открывают позиции помощников преподавателей на время обучения.
Интерес к тому, чтобы расширить возможности для старта педагогической карьеры, проявляют и в США. Так, ранее издание The Hechinger Report сообщило о небольшой программе переподготовки, запущенной в нескольких штатах для обучения педагогической профессии сотрудников школ — ассистентов учителей и даже водителей автобусов.
Такие программы подстегнула пандемия COVID-19. До неё почти каждый штат в США требовал, чтобы учителя сдали хотя бы один экзамен для получения лицензии на преподавание в конкретном штате. Например, в штате Массачусетс требовалось, чтобы будущие учителя имели как минимум степень бакалавра и проходной балл по местному тесту на получение лицензии (MTELs). Однако в июне 2020 года штат предоставил возможность лицам, не прошедшим эти тесты, получать лицензии на экстренное преподавание. Кандидаты, получившие такие лицензии, могли использовать их до июня 2023-го и продлить ещё на год.
В дальнейшем оказалось, что эта практика вполне эффективна. Исследователи из Центра образовательной политики Бостонского университета Уилок совместно с Массачусетским департаментом начального и среднего образования выяснили, что учителя, получившие во время пандемии лицензию на экстренное преподавание в обход традиционных процедур, работают не менее успешно, чем другие педагоги-новички. Они стремятся остаться в профессии, и исследователи рекомендуют властям штатов начать пересмотр строгих процедур лицензирования с тем, чтобы у желающих стать учителями было больше возможностей.
Как привлекают учителей в России
Одна из целей концепции подготовки педагогических кадров в России до 2030 года — привлечение в педагогическую профессию студентов и специалистов из разных сфер, то есть тех, кто учится или уже имеет диплом по другой специальности. Меры для этого предлагаются разные — от включения педагогических дисциплин в программы по другим направлениям до разработки особых механизмов получения педагогического образования студентами и специалистами с иной изначальной подготовкой.
Одним из таких механизмов могла бы стать педагогическая магистратура для выпускников других программ высшего образования, однако неизвестно, сохранится ли в новой системе высшего образования возможность поступать на непрофильные магистерские программы. В ходе дискуссий об отказе от Болонской системы такой подход, напомним, активно критиковали. Ожидается, что в целом количество магистерских программ — они будут отнесены к специализированному высшему образованию — в ближайшие годы сократят.
На данный момент в России уже применяются различные механизмы по привлечению в учителя людей без педагогического диплома. Во-первых, в школах могут официально работать старшекурсники профильных программ — по словам министра просвещения Сергея Кравцова, учителями уже работают свыше 50 тысяч студентов. Во-вторых, для выпускников непедагогических специальностей действует программа фонда «Новый учитель». Это проект по привлечению педагогов в отдалённые регионы: людям, имеющим высшее образование или заканчивающим вуз в этом году, предлагают одновременно учиться на программе профпереподготовки и работать в одной из школ Ямала с 1 сентября 2024 года. Участие в программе рассчитано на два года, в течение которых начинающий учитель будет получать дополнительно к зарплате (по информации фонда, от 50 тысяч рублей) стипендию от региона.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее 
                     Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                         
                                     
                                     
                                     
                                    