Образование
#новости

Жителей Великобритании приглашают на бесплатную педподготовку без отрыва от работы

Это способ привлечь в профессию больше людей и справиться с острой нехваткой учителей (да, там тоже есть эта проблема).

Правительство Великобритании пытается привлечь на педагогическую работу людей, не имеющих стандартного профильного образования. Для этого запускают программу оплачиваемого и частично поддерживаемого стипендиями обучения по специальности «Учитель».

Таким способом пытаются решить проблему нехватки педагогических кадров. Последний опрос, проведённый Министерством образования Великобритании, показал, что в 2022 году из государственных школ уволились 40 тысяч учителей — почти 9% преподавательского состава, и это самый высокий показатель с момента начала публикации данных в 2011-м. Ещё 4 тысячи вышли на пенсию. Число незаполненных преподавательских вакансий по данным 2023-го оказалось рекордно высоким — более 2300 (десятью годами ранее их было 530).

Дефицит связан с тем, что британские учителя очень недовольны условиями работы. В 2023 году в Англии прошли массовые учительские забастовки, которые даже привели к временному закрытию школ. Учителям в итоге повысили зарплаты на 6,5%, но это не помогло закрыть вакансии к началу учебного года.

Что это будет за учебная программа

Получить педагогическую подготовку в новом формате смогут представители разных профессий, которые хотели бы стать учителями, но не могут выделить время для очного обучения в вузе. В первую очередь нововведение ориентировано на тех, кто уже работает в школах, — например, это касается ассистентов преподавателей (в британских школах кроме учительской есть и такая функция) и так далее. Обучение будет бесплатным. Подразумевается, что оно займёт у будущих педагогов около 40% времени. В остальное время они продолжат работать.

Обучение займёт четыре года, и впоследствии подготовленные таким образом учителя должны будут работать в начальных или средних школах в течение определённого срока.

Таким образом, профессия учителя войдёт в число тех, в которых применяется профессиональное обучение в формате стажировок или ученичества (apprenticeship). Этот формат предполагает фокус на обучении непосредственно на рабочем месте и некоторые сопутствующие занятия в аудиториях или дистанционно, и это предполагает возможность получить лицензию на занятие регулируемой профессией. Традиционно такой формат применялся в ремесленных и рабочих профессиях, но сейчас это способ начать карьеру даже врача или инженера. С 2010 года, по официальным данным, соответствующими программами воспользовались более 5,7 млн человек.

Где ещё ищут способы обучать учителей по-новому

Великобритания — не единственная страна, где из-за нехватки учителей рассматривают другие способы вовлечения в профессию. В Австралии, например, действует программа привлечения на педагогическую работу специалистов с иными бакалаврскими степенями и в отдельных штатах — это ряд схожих с британской программ обучения параллельно с работой. Правда, последние ориентированы на студентов педагогических направлений: для них открывают позиции помощников преподавателей на время обучения.

Интерес к тому, чтобы расширить возможности для старта педагогической карьеры, проявляют и в США. Так, ранее издание The Hechinger Report сообщило о небольшой программе переподготовки, запущенной в нескольких штатах для обучения педагогической профессии сотрудников школ — ассистентов учителей и даже водителей автобусов.

Такие программы подстегнула пандемия COVID-19. До неё почти каждый штат в США требовал, чтобы учителя сдали хотя бы один экзамен для получения лицензии на преподавание в конкретном штате. Например, в штате Массачусетс требовалось, чтобы будущие учителя имели как минимум степень бакалавра и проходной балл по местному тесту на получение лицензии (MTELs). Однако в июне 2020 года штат предоставил возможность лицам, не прошедшим эти тесты, получать лицензии на экстренное преподавание. Кандидаты, получившие такие лицензии, могли использовать их до июня 2023-го и продлить ещё на год.

В дальнейшем оказалось, что эта практика вполне эффективна. Исследователи из Центра образовательной политики Бостонского университета Уилок совместно с Массачусетским департаментом начального и среднего образования выяснили, что учителя, получившие во время пандемии лицензию на экстренное преподавание в обход традиционных процедур, работают не менее успешно, чем другие педагоги-новички. Они стремятся остаться в профессии, и исследователи рекомендуют властям штатов начать пересмотр строгих процедур лицензирования с тем, чтобы у желающих стать учителями было больше возможностей.

Как привлекают учителей в России

Одна из целей концепции подготовки педагогических кадров в России до 2030 года — привлечение в педагогическую профессию студентов и специалистов из разных сфер, то есть тех, кто учится или уже имеет диплом по другой специальности. Меры для этого предлагаются разные — от включения педагогических дисциплин в программы по другим направлениям до разработки особых механизмов получения педагогического образования студентами и специалистами с иной изначальной подготовкой.

Одним из таких механизмов могла бы стать педагогическая магистратура для выпускников других программ высшего образования, однако неизвестно, сохранится ли в новой системе высшего образования возможность поступать на непрофильные магистерские программы. В ходе дискуссий об отказе от Болонской системы такой подход, напомним, активно критиковали. Ожидается, что в целом количество магистерских программ — они будут отнесены к специализированному высшему образованию — в ближайшие годы сократят.

На данный момент в России уже применяются различные механизмы по привлечению в учителя людей без педагогического диплома. Во-первых, в школах могут официально работать старшекурсники профильных программ — по словам министра просвещения Сергея Кравцова, учителями уже работают свыше 50 тысяч студентов. Во-вторых, для выпускников непедагогических специальностей действует программа фонда «Новый учитель». Это проект по привлечению педагогов в отдалённые регионы: людям, имеющим высшее образование или заканчивающим вуз в этом году, предлагают одновременно учиться на программе профпереподготовки и работать в одной из школ Ямала с 1 сентября 2024 года. Участие в программе рассчитано на два года, в течение которых начинающий учитель будет получать дополнительно к зарплате (по информации фонда, от 50 тысяч рублей) стипендию от региона.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована