ЮНЕСКО предупреждает об острой нехватке педагогов по всему миру в своём Всемирном докладе об учителях. Такой доклад с обзором статистических данных, исследований и практик публикуется впервые, и поводом для его создания стал именно кадровый дефицит.
Новые данные, собранные специально для этого доклада, свидетельствуют о том, что для обеспечения всеобщего начального и среднего образования к 2030 году потребуется дополнительно 44 миллиона учителей — при том, что в 2022-м в школах работало 73 миллиона педагогов.
Особо остро эта нехватка ощущается в Африке к югу от Сахары: в 2022 году странам в этом регионе не хватало около 15 миллионов педагогов, а на одного учителя начальной школы приходилось в среднем 38 учеников (в среднем по миру — 23). Но и в других частях света проблема усиливается. В докладе сообщается, к примеру, о дефиците учителей в 35 европейских странах по данным на 2021–2022 годы.
В докладе выделяют разные причины нехватки учителей — общие практически для всего мира и специфические для стран с высокими и низкими доходами населения.
Что с уровнем зарплат учителей
Одна из общих проблем — уровень зарплат педагогов. В докладе отмечают, что во многих странах мира зарплата учителя остаётся низкой по сравнению с другими профессиями, для которых требуется такой же уровень образования. Это характерно для большинства европейских стран, США, Израиля, Уругвая и Чили. Сравнительно низкие доходы педагогов снижают престиж и привлекательность работы, особенно для молодых специалистов.
В то же время в странах с низкими доходами населения, например во многих африканских и латиноамериканских государствах, зарплаты учителей и других специалистов такого же уровня квалификации сопоставимы. Иногда педагоги даже зарабатывают больше: например, в Того, Бенине и ЮАР учителя начальных школ могут рассчитывать на зарплату на 50% больше, чем у представителей других профессий.
Но более детальные исследования говорят о том, что таких доходов всё равно недостаточно, чтобы обеспечивать базовые потребности самих учителей и их семей. Педагоги в бедных странах могут зарабатывать чуть больше, чем другие специалисты, но покупательная способность населения в целом настолько низкая, что это не выводит их из-за черты бедности. То есть работа учителем и в странах Южнее Африки и в Латинской Америке, как правило, не даёт ощутимых экономических преимуществ.
Опросы учителей показывают, что низкие зарплаты не только снижают привлекательность профессии для будущих учителей, но и становятся причиной для увольнений опытных педагогов. Так, в ходе исследования в ЮАР, результаты которого приводят в докладе, 78% недавно уволившихся учителей указали в качестве причины ухода маленькие размеры зарплаты и пособий.
Чтобы подработать или приобрести больше опыта, педагоги по всему миру подрабатывают репетиторами. По мнению экспертов, это может привести к тому, что они будут уделять меньше внимания урокам в классе и больше — платной работе на стороне. В десяти странах, по данным ЮНЕСКО на 2021 год, подработки при помощи репетиторства из-за опасений такого рода запрещались.
Какие ещё есть причины нехватки учителей
Другие факторы, приводящие к дефициту педагогов, тоже не назовёшь новыми. Например, это стресс. Ещё в отчёте TALIS за 2018 год говорилось о том, что учителя, испытывающие стресс на работе, в два раза чаще увольняются в перспективе ближайших пяти лет. Причиной стресса могут быть непростые отношения в рабочем коллективе (особенно это характерно для систем, которые поддерживают конкуренцию между учителями за более высокие должности), а также постоянные проверки и инспекции различных ведомств.
Распространённый источник стресса — отсутствие здорового баланса между работой и личной жизнью, что может быть связано с чрезмерной административной нагрузкой. В опросе 2021 года среди представителей 128 профсоюзов учителей из 94 стран с этим согласились 60% респондентов. Административные задачи — главный источник стресса для учителей в странах ОЭСР, а также в некоторых частях Южной Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна.
Стресса прибавляют высокая нагрузка, связанная с педагогической работой (а эту проблему усугубляет нехватка учителей), и конфликты с самими учениками и их родителями. Например, в Южной Корее даже пришлось изменить законы, чтобы защитить права учителей. В ряде государств педагоги беспокоятся о собственной безопасности из-за угроз насилием. Причём это характерно и для стран, жители которых не вовлечены в политические или военные конфликты. Например, в США 14% опрошенных педагогов сообщили о физическом насилии со стороны учеников, а во Франции было несколько резонансных случаев убийств учителей.
Низкая заработная плата и высокий уровень стресса — не единственные факторы, которые способствуют оттоку учителей. Данные из относительно благополучных США и Норвегии показывают, что учителя увольняются, чтобы найти работу, которая соответствовала бы их интересам в большей степени и позволяла бы им быть более самостоятельными в принятии решений.
В ЮНЕСКО рекомендуют решать проблему, связанную с оттоком учителей, на нескольких уровнях. Во-первых, предлагается инвестировать в сферу образования и повышать заработную плату учителей, что поможет снизить отсев и решить проблему нехватки кадров. Во-вторых — вовлекать учителей в процесс принятия решений и развивать школьную культуру сотрудничества: это необходимо, чтобы удержать на работе квалифицированных преподавателей.
Ранее российские исследователи из МГПУ назвали причины, которые заставляют молодых педагогов увольняться из школ. Для молодых педагогов в Воронежской области, Бурятии и Красноярском крае основные трудности — это низкая зарплата и перегруженность бумажной бюрократической работой. А в Москве проблема зарплаты у начинающих специалистов стоит не так остро — на первый план выходят конфликты с учениками и их родителями.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!