Образование
#былое

Януш Корчак: кратко о его жизни, смерти и педагогических идеях

Легендарный педагог, прекрасный врач, знаменитый писатель и человек огромной самоотверженной души — какой след он оставил именно в педагогике?

Иллюстрация: Wikimedia Commons / Ольга Скворцова / Skillbox Media

Януш Корчак (1878–1942) родился и большую часть жизни прожил в Польше. По образованию был врачом-педиатром, но ещё студентом параллельно с учёбой стал много помогать детям бедняков. В конце концов он пришёл к мысли о том, что гораздо больше, чем в роли доктора, сможет сделать, если постарается привнести хотя бы немного света в жизнь сирот и детей из неблагополучных семей, удержать их от криминальной судьбы.

Так Корчак оставил первую профессию и ушёл работать в приют. В 1912 году он открыл на пожертвования первый собственный дом сирот для беспризорников (потом появился ещё один).

Гораздо раньше и шире, чем на педагогическом поприще, Януш Корчак при жизни прославился как писатель. Он писал романы, повести для детей и взрослых, а в юности и стихи. Пожалуй, самые знаменитые его художественные произведения — «Король Матиуш Первый» и «Когда я снова стану маленьким». Кстати, именно литературное творчество стало причиной появления на свет Януша Корчака — это был псевдоним. Настоящее его имя — Генрик Гольдшмит.

Дома сирот Корчака: чем они знамениты

Вместо традиционной для того времени, почти тюремной модели приюта Корчак построил настоящую детскую республику — со своим советом самоуправления, законодательным сеймом, товарищеским судом и обширным кодексом законов, большинство которых за нарушение правил предусматривали… прощение!

Несмотря на такие демократичные условия, поладить с колючими и трудными детьми, которые уже успели много бед хлебнуть в жизни, удалось не сразу — но постепенно это всё-таки получилось. В успех этого эксперимента очень многие люди не верили, считали Корчака чудаком. Зато потом в его доме сирот стажировались молодые педагоги.

Корчак старался донести свои идеи воспитания до как можно большего количества людей — он часто выступал на радио и писал статьи, был, как бы сейчас сказали, медийной персоной.

Последние два года жизни Януша Корчака прошли в тюрьме и еврейском гетто, в которое он попал вместе со своими воспитанниками, когда Польшу оккупировала фашистская Германия. Он до конца старался, насколько возможно, позаботиться о детях. В конце концов его вместе с подопечными отправили в концлагерь Треблинка. Есть сведения о том, что Корчаку дважды (по другим данным — трижды) выпадал шанс спастись. Но сделать это можно было только в одиночку. Конечно, Корчак, всю свою жизнь посвятивший детям, не мог согласиться на это. Он разделил с ними и смерть в газовой камере.

Памятник Янушу Корчаку в Варшаве
Фото: Wikimedia Commons

Собственной семьи у Корчака не было — воспитание чужих детей и забота о них стали для него не просто работой, а настоящим служением.

Главные книги Корчака: «Как любить ребёнка», «Право ребёнка на уважение», «Правила жизни», «Воспитательные моменты», «Шуточная педагогика».

Педагогические идеи Януша Корчака

Корчак первым в истории педагогики призвал смотреть на ребёнка как на полноценную личность и уважать его. Называл детей «малорослым народом», который обладает правами:

  • на любовь;
  • на признание важности их жизни сейчас, а не когда они станут взрослыми (детство не просто подготовительный этап к взрослой жизни, считал Корчак, а само по себе ценный период, и оно должно быть счастливым);
  • на индивидуальность — ребёнок может быть таким, каков он есть, это не материал, из которого воспитательными методами можно слепить «правильного» взрослого;
  • на уважение в любом возрасте, внимание к характеру, ценностям, эмоциям;
  • на ошибку и неудачу, потому что без ошибок невозможно получить опыт;
  • на смерть — то есть право на риск, возможные опасности и неудачи, без которых не получится исследовать мир. Тем самым он осуждал то, что мы сейчас называем гиперопекой: «Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребёнка, мы отнимаем ребёнка у жизни. Не желая, чтобы он умер, мы не даём ему жить».

Разделял понятия «хороший» и «удобный» ребёнок. Главными инструментами педагога Корчак считал наблюдение и опыт. Право на ошибку он признавал не только за детьми, но и за педагогами и родителями. Ошибки, по мысли Корчака, определяют границы опыта.

Был пионером нравственного воспитания: ввёл метод коллективного воспитания и самовоспитания детей на основе детского самоуправления. Его система работала настолько хорошо, что на 200 воспитанников приюта приходилось всего четверо взрослых, включая кухарку и сторожа. В основном дети обслуживали себя сами — Корчак организовал систему трудовых дежурств.

Цитаты Януша Корчака

«Детство — это не рай, это драма».

«Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают всю жизнь».

«Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Детей нет, есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».

«Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?»

«Не топтать, не помыкать, не отдавать в рабство завтрашнему дню, не остужать, не спешить и не гнать».

«Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадёжно».

«Ребёнок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы».

«Реформаторов ожидает плохой конец. Только после их смерти люди начинают видеть, что они были правы, и воздвигают им памятники».

Интересные факты

Когда Корчак учился в университете на врача, профессора говорили ему, что он слишком чувствителен к чужой боли и для доктора это плохо. А Корчак не понимал: как можно оставаться безучастным к страданиям другого?

Януш Корчак со своими воспитанниками организовал выпуск настоящей газеты — это было приложение к регулярной местной взрослой газете. Репортёрами, журналистами и редакторами в этом мини-издании были дети. Они сами выбирали темы и писали о том, что их волнует. Газета пользовалась успехом.

В молодости Корчаку пришлось повоевать, хотя и недолго, — сначала во время русско-японской войны (Польша тогда входила в состав Российской империи), потом — во время Первой мировой. Оказавшись во время русско-японской войны в Китае, он в одной местной школе увидел у учителя розги и выкупил их — чтобы тот больше никогда не бил детей.

Корчак всю жизнь глубоко интересовался религиозными вопросами: в разное время он участвовал в теософском и сионистском обществах и даже в масонской ложе.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована