Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Образование
#новости

Выянилось, как склонность избегать рисков влияет на учёбу

Исследование показало, что такая психологическая особенность проявляется у подростков из семей с низким доходом и коррелирует с их оценками.

Американские учёные выяснили, что разрыв в успеваемости между подростками из семей с разным социально-экономическим статусом (СЭС) может быть связан с их разными стратегиями принятия решений. Исследование, опубликованное в журнале Nature Communications, показывает: дети из менее обеспеченных семей склонны меньше исследовать и выбирать во всём более осторожные подходы (проще говоря, предпочитают журавлю в небе синицу в руках).

В исследовании приняли участие 124 подростка в возрасте от 12 до 14 лет. В ходе опроса перед экспериментом у них выяснили уровень дохода и образования родителей, а у их родителей собрали данные о школьных оценках детей. Кроме того, все подростки прошли тест на базовые навыки чтения и счёта.

Затем участникам предложили игровое задание Balloon Emotional Learning Task (BELT). По условиям игры нужно было надувать виртуальный шар: каждый нажим насосом приносил одно очко, но если переусердствовать, то шар лопался, а все накопленные за раунд очки сгорали. В любой момент можно было закончить игру и получить заработанные очки. То есть игра ставила участников перед выбором: рисковать ради большего выигрыша (то есть выбирать исследовательскую стратегию) или довольствоваться малым, но гарантированным результатом.

Анализ результатов показал, что подростки из семей с более низким социально-экономическим статусом вели себя осторожнее. С помощью компьютерного моделирования учёные определили причину такого поведения — повышенное неприятие потери (loss aversion). У участников из более бедных семей страх от возможной потери был сильнее, чем радость от потенциального выигрыша. Такая осторожная стратегия оказалась проигрышной, когда по условиям игры для максимального результата нужно было рисковать и исследовать. В результате подростки с низким СЭС зарабатывали в среднем меньше очков.

Самое важное, по мнению авторов, в том, что эта модель поведения прослеживалась и в реальной жизни. Данные об успеваемости участников показали, что у подростков с низким социально-экономическим статусом чаще были невысокие оценки и результаты тестов. Статистический анализ подтвердил, что склонность избегать риска частично объясняет разницу в успеваемости. Проще говоря, во многих случаях у ребят с низким СЭС бывает слабая успеваемость именно за счёт неприятия потерь, а не других факторов.

Авторы исследования подчёркивают, что стратегия с меньшим количеством риска может быть полезной в условиях нехватки ресурсов, помогая обеспечить базовые потребности. Однако школы стремятся создать для детей безопасную среду обучения, и в ней такой подход ограничивает получение новых знаний и навыков.

Исследование предлагает и возможное решение. Учёные заметили, что когда участники получали больше очков, они становились более склонны к риску, независимо от их СЭС. Учёные считают, что образовательная среда, в которой поощряют любознательность, а цена ошибки невысока (проще говоря, не приведёт к серьёзным негативным последствиям), может помочь ученикам стать более открытыми к исследованиям и, как следствие, улучшить свои оценки.

Ранее исследование выявило, что для школьников высокий социально-экономический статус связан с более высоким уровнем социальных и эмоциональных навыков.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована