Образование
#новости

Выход из Болонской системы: представители властей озвучили, чем она нехороша

Эту тему обсудили на том же заседании в Совете Федерации, где наметили общие цели реформы высшего образования в России.

6 июня состоялось расширенное заседание комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Кроме планов по развитию собственной системы высшего образования в России, его участники конкретизировали претензии к Болонской системе, перечислив ключевые причины отказа от неё. А также коснулись вопроса, как будет выглядеть процесс выхода из неё.

Ключевые недостатки Болонской системы перечислил замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев, а остальные участники обсуждения с ним в целом согласились и лишь дополнили собственными аргументами.

Подготовка как в бакалавриате, так и в магистратуре менее качественная

По ряду направлений подготовки четырёхлетний срок бакалавриата оказался недостаточным для формирования знаний, умений и компетенций выпускника, объяснил Афанасьев. Именно поэтому в России после перехода на двухуровневую систему «Бакалавриат и магистратура» не только сохранили специалитет на некоторых направлениях, но и постепенно расширяли список таких направлений. Прежде всего это касалось инженерной сферы.

Причём проблема качества связана не только с коротким сроком, но и с тем, что программы бакалавриата в принципе лишены фундаментальности, убеждён первый зампредседателя комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин.

«Программа бакалавра как тарелка мелкая, программа специалиста — она как кувшин, высокая и более глубокая», — сравнил он.

Правда, для подтверждения этого довода Смолин сослался на мнение других экспертов: «За что купил, за то продаю». Если специалист, по его словам, готовился как будущий конструктор, то бакалавр готовится как вероятный будущий пользователь чужими конструкторскими разработками. Поэтому технари в основном выступают за программы специалитета.

К качеству образования в магистратуре при этом тоже есть вопросы. В магистерских программах, объяснил Дмитрий Афанасьев, как правило, не получилось сделать углубленную подготовку, потому что часто они открывались там, где не было ни кадровой, ни методологической, ни учебно-лабораторной базы. Кроме того, из-за того, что большинство магистрантов работают во время учёбы, магистратура, по его словам, стала фактически вечерней и поэтому не могла обеспечить качество.

Заметим, к слову, что в НИУ ВШЭ недавно провели исследование, которое показало, что работа во время учёбы в вузе не мешает хорошей успеваемости. Более того: те, кто начинает работать ещё студентом, после выпуска получает более высокую зарплату — об этом тоже говорит исследование. Причём больше половины студентов трудоустраивается ещё в бакалавриате или специалитете. Типичный мотив для работы — нехватка денег. Так что вряд ли совмещение учёбы с работой — ситуация, типичная лишь магистратуры, и уж тем более странно ожидать, что эту ситуацию изменит отказ от Болонской системы.

Отсутствие привязки профиля магистратуры к профилю бакалавриата

Все высказавшиеся на заседании считают недостатком то, что сейчас по закону право на поступление в магистратуру не привязано к профилю бакалавриата, а значит, в магистратуре можно сменить направление. Это, по их мнению, тоже сказывается на качестве образования. Олег Смолин привёл примеры, когда выпускник бакалавриата по ветеринарии поступил в магистратуру по истории, а выпускник маркетинга — в магистратуру по дефектологии.

«Невозможно подготовить качественно специалиста без профильного базового образования за два года!», — сказал Дмитрий Афанасьев и привёл ещё один пример: бакалавр-журналист может поступить в юридическую магистратуру и за два года стать юристом.

По закону, объясняет он, судьёй можно стать, имея юридическое образование не ниже уровня «Специалист». И получается, что бакалавр без степени магистра, отучившись четыре года, не может претендовать на судейский статус, а перепрофилированный магистр, получивший юридическое образование лишь за два года, — может.

«Такие недостатки ведут к профанации магистерского образования и поступлению в магистратуру только ради диплома», — заключает он.

Заметим, однако, что возможность допуска в судьи людей без базового юридического образования исключил в федеральный закон «О статусе судей» ещё в 2015 году. Согласно действующей редакции, стать судьёй магистр юриспруденции всё-таки может, если и бакалавриат у него был тоже юридический.

Европейские ценности и «выкачивание» талантливых студентов за рубеж

Болонская система включает в себя не только формат «Бакалавриат и магистратура», но и академическую мобильность и нацеленность на единые стандарты образования у всех стран Болонского процесса. Проще говоря, цель её в том, чтобы бакалавры из одной страны легко поступали в магистратуру и докторантуру другой и чтобы преподаватели тоже могли бы переходить из университета в университет.

«Болонская система — это не только двухуровневость, бакалавриат и магистратура, это много чего ещё: введение единых зачётных единиц, так называемых образовательных кредитов, введение обязательных форм фиксации присуждаемой квалификации (европейское приложение к диплому), это взаимное признание университетами академических квалификаций друг друга. Ну и предполагалось, что это станет основой широкой академической мобильности между университетами и странами», — пояснил Дмитрий Афанасьев.

Однако эту цель, по его оценке, подменили «выкачиванием российских студентов, прежде всего талантливых, из страны для их обучения с последующей интеграцией в экономику и науку западных стран».

Олег Смолин этот аргумент поддержал, сославшись на исследование ВШЭ о том, что «половина молодых ребят, которые рано проявляет свои способности, уезжают за рубеж». «То есть мы работаем в значительной степени на человеческий потенциал там», — заключил он. «Я понимаю, что не Болонская система тому причина, но она тому способствует, это совершенно очевидно», — считает Смолин.

Алексей Благинин, директор департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения, на примере 33-х педагогических вузов отметил, что академическая мобильность студентов и преподавателей «действительно была какое-то время активна, но она работала в одну сторону — в сторону откачки технологий, важного контента и специалистов туда, на Запад».

«Мы стали смотреть, почему, — продолжил Благинин. — И нашли коммюнике конференции министров европейского пространства. Они ещё десять лет назад, в апреле 2012 года, в Бухаресте, в качестве ключевой задачи для себя поставили повышение возможности трудоустройства для удовлетворения потребностей Европы. Собственно говоря, они десять лет назад ничего не скрывали!».

Сенатор Айрат Гибатдинов высказался на этот счёт без обиняков: «Когда в 2003 году это принимали, все говорили инициаторы, что основная причина была [в том], чтобы признавались наши дипломы на Западе. Вот такая формулировка. Ну и зачем она нам нужна? И побежали у нас сейчас айтишники. Мы их, простите, в нашей стране для кого готовим, эти кадры? Эти кадры должны развивать нашу страну».

Таким образом, сторонники реформы не скрывают, что один из аргументов в пользу отказа от Болонской системы — прикрыть выпускникам дорогу на Запад.

Ещё одна причина — желание уйти от влияния европейских ценностей в образовании. Обозначенная в документах Болонского процесса цель повышения качества образования в результате приводит к насаждению собственных стандартов в социально-гуманитарном образования, в сфере формирования у студентов ценностей, а также исследовательских приоритетов (опять же, социально-гуманитарных), объяснил Дмитрий Афанасьев. «При этом развивалась система внешнего контроля под видом мониторинга национальной российской системы высшего образования. А результаты использовались не для объективной фиксации каких-то зон развития, а для указания на отступление якобы России от европейских ценностей и подходов», — сказал он.

Политические причины

Заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев призвал не фокусироваться на политической составляющей, но и не отворачиваться от неё. «Нас не ждут во многих странах, где применяется Болонская система», — напомнил он.

А Дмитрий Афанасьев констатировал: «Я бы сказал, Болонская система из нас вышла, а не мы из неё». Потому что, как он пояснил, 11 апреля Болонская группа объявила решение прекратить представительство России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса.

«В этом смысле Россия уже не находится в Болонском процессе, поскольку одна из целей, которые когда-то ставились перед Болонской системой, — это синхронизация национальной системы образования. Это процедура двусторонняя. Если с нами не хочет никто синхронизироваться (в данном случае группа европейских стран), соответственно, этот вопрос [отпал] сам собой», — сказал он.

Каким будет процесс выхода России из Болонской системы

Дмитрий Афанасьев разъяснил, что Россия никогда и не внедряла в полной мере инструменты Болонской системы.

Во-первых, сохранился специалитет — в обороне, медицине, инженерном деле, искусстве и ряде других направлений образования. Программы специалитета, по словам Дмитрия Афанасьева, и так охватывали от 40 до 95% программ таких направлений.

Во-вторых, российская система сохранила степень кандидата наук, напомнил он. Дело в том, что в Болонской системе нет такого понятия, там после магистратуры идёт докторантура. Ряд российских вузов открыл программы PhD, но это, как сказал Афанасьев, не стало повсеместной практикой.

Система зачётных единиц у нас используется в ограниченном смысле — для планирования трудоёмкости образовательных программ, а европейское приложение к диплому так и не стало общеобязательным документом, объяснил спикер.

По словам Афанасьева, официального расторжения каких-либо соглашений для прекращения Болонского процесса в России вообще не требуется:

«То, что Россия присоединилась в 2003 году к Болонской декларации, — на самом деле Россия не взяла на себя никаких международных обязательств. Наше согласие с декларацией — это не договор, нам не надо разрывать какой-то договор».

Олег Смолин на это ответил, что в таком случае не понимает, что было или не было подписано на совещании в Берлине в 2003 году. Кроме того, он напомнил, что в 2005-м министр Андрей Фурсенко издал приказ №40 с дорожной картой реализации Болонской декларации.

Заметим также, что 10 мая 2005 года президент РФ тоже утвердил Дорожную карту по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты. В целом основные вехи на пути России в Болонском процессе можно посмотреть в исторической справке МГУ, а основополагающие международные документы — на сайте Национального информационного Центра по академическому признанию и мобильности.

Так или иначе, вне зависимости от необходимых для выхода формальностей, решение по факту уже принято и уже обсуждаются законопроекты, посвящённые новой уникальной российской системе высшего образования.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована