Что нужно для развития критического и креативного мышления у школьников
Дайджест подготовил «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». Это консорциум четырёх организаций — НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО МИД России и Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.
Центр создали год назад.
Как отмечают авторы дайджеста, два типа мышления — критическое и креативное — связаны между собой за счёт работы исполнительных функций (память и внимание). Например, чем выше уровень рабочей памяти, тем больше креативных идей сможет сгенерировать человек. Помимо этого, обладатели хорошей памяти могут одновременно удерживать в сознании несколько разных концепций и отвергать наиболее банальные из них, то есть подвергать их критической обработке.
Исполнительные функции — это база для развития критического и креативного мышления. Однако кроме них нужны новые знания и задания, которые тренируют метапредметные навыки.
Какая учебная среда развивает эти типы мышления
Креативность лучше всего формируется тогда, когда между учениками и учителями есть взаимоуважение, утверждают авторы дайджеста. Речь о среде, где педагоги могут вести открытый диалог со школьниками и делиться идеями, а образовательный процесс построен на сотрудничестве.
При таких условиях поощряется саморегулируемое обучение, а также соблюдается гибкий баланс между структурированностью занятий и свободой действий учеников. То есть что-то они делают исключительно по указаниям педагогов, а о чём-то могут самостоятельно принимать решения.
Для формирования критического мышления, в свою очередь, важны значимость материала для каждого конкретного учащегося, неопределённость («ученики осознают, что любая точка зрения чем-либо обусловлена») и скептицизм. Кроме того, в классе должны озвучиваться различные точки зрения и присутствовать стремление к горизонтальной коммуникации между учителем и учащимися. Это способствует полноценному обмену идеями и сомнениями по поводу чьей-то точки зрения.
Как именно нужно развивать эти навыки
Лучшей стратегией, согласно дайджесту, считается гибридный формат, когда учеников одновременно знакомят со способами развития и критического, и креативного мышления. Помимо этого, школьникам нужно показывать на материале конкретных учебных предметов, как можно применять эти способы мышления.
Наиболее эффективно навыки критического и креативного мышления развивает стратегия поэтапного решения проблем. Она подразумевает следующий алгоритм действий:
- определение проблемы/задачи;
- сбор необходимой информации;
- поиск и выбор основных понятий, которые нужны для решения проблемы;
- поиск общих свойств этих понятий;
- генерация идей;
- оценка идей;
- планирование внедрения идеи;
- отслеживание этого процесса.
Предполагается, что при создании всех перечисленных условий школа действительно способна научить мыслить.