Об этом директор образовательных проектов «Яндекса» Дарья Козлова говорила в выступлении на конференции YaC/e, прошедшей 15 ноября.
К каким изменениям ведёт применение ИИ в образовании
Дарья Козлова отметила, что применение искусственного интеллекта (ИИ) в сфере образования — новая норма. Говоря о практиках, от которых стоит отказаться из-за распространения таких технологий, она назвала копирование текстов — например, при написании рефератов, сочинений, дипломных работ, а также на традиционных лекциях. Как пояснила Дарья, сегодня недостатка в информации нет, а значит, нет и необходимости её переписывать из источника в источник. Однако есть необходимость проверять информацию, и на соответствующих навыках образованию стоит сосредоточиться.
Рассуждая о том, что нового появляется в сфере образования — прежде всего для взрослых — благодаря ИИ, она назвала три пункта:
- Оценка знаний в реальном времени. Поскольку существуют новые системы оценки знаний и трекинга образовательных результатов, уже нет необходимости проводить контрольные, чтобы выяснить, как учащиеся усвоили материал. Вместо этого нужно в режиме реального времени строить индивидуальные траектории обучения на основании имеющихся данных об успехах и трудностях учащихся.
- Обучение на реальных задачах и изменение роли преподавателя. Образование становится всё ближе к реальным задачам, и педагогу меньше приходится продумывать правила и контент для студентов. Вместо этого ему необходимо лучше понимать, какие знания, компетенции и примеры требуются учащимся, чтобы продвигаться по их траектории. Поэтому роль преподавателя смещается с классической в сторону роли тьютора, ментора или даже трекера для студенческой группы.
- Скорость. Благодаря увеличению скорости, с которой образовательные результаты учащегося становятся прозрачными и открытыми, дистанция между выпускником и потенциальным работодателем сокращается.
О каких новых проектах компании стало известно
Дарья Козлова поделилась и некоторыми планами «Яндекса» в сфере образования. Прежде всего, она отметила, что в течение трёх лет компания собирается подготовить 350 тысяч специалистов, владеющих IT-навыками. Это втрое больше, чем в предыдущие три года. Сделать это планируется за счёт увеличения охвата образовательных проектов «Яндекса», внедрения новых форматов обучения, создания новых программ подготовки, расширения партнёрства с вузами и широкого использования решений на основе нейросетей. Речь идёт не только о программах высшего образования, которые университеты реализуют вместе с компанией, и программах дополнительного образования, но также о проектах для школьников — «Яндекс Лицее» и «Яндекс Учебнике».
Не так давно «Яндекс Практикум» внедрил новые функции на основе YandexGPT. Теперь студенты могут получить от ИИ дополнительные объяснения и краткие пересказы уроков. А «Яндекс Учебник» запустил ИИ-тьютора для подготовки к ЕГЭ по информатике.
Также Дарья Козлова анонсировала скорый запуск ещё одной разработки — GPT-тьютора для изучения школьного курса информатики и для создания собственных IT-проектов на языке Python. По её мнению, такие помощники — способ влюбить школьников в информатику и заменить готовые домашние задания, которые, по приведённым спикером данным, скачивают до 120 млн раз в месяц. При этом Дарья подчеркнула, что эти разработки — не замена учителям и школам, а шанс сделать образование интересным и действительно персонализированным.
Кстати, недавно руководитель направления цифровых продуктов образовательной экосистемы «Самолётум» (входит в ГК «Самолёт») Андрей Комиссаров рассказал Skillbox Media о разработке цифрового инструмента для школ на основе искусственного интеллекта. Он будет называться «Цифровой тьютор» и должен облегчить выполнение домашних работ.
А на той же конференции YaC/e выступила Джолин Лян — сооснователь китайского EdTech-стартапа AI Squirrel Learning. Этому стартапу принадлежит платформа для адаптивного обучения школьным предметам по персонализированным траекториям. Сейчас на этой платформе обучается 24 млн школьников, и компания доказала эффективность своей разработки. Она провела несколько экспериментов, где детей делили на две группы: первая училась в традиционном формате, а вторая — на платформе с поддержкой посредством машинного обучения и с генерацией персональных заданий. По словам Джолин Лян, оказалось, что дети, учившиеся по индивидуальным траекториям, усваивают гораздо больше знаний.
Недавно стало известно, что все школы Сингапура в рамках госпрограммы внедряют адаптивное обучение на основе ИИ.
Словом, персонализация школьного обучения благодаря ИИ-технологиям, о которой так много говорилось в предыдущие годы как о будущем, похоже, становится реалиями.
Кстати, ранее американские исследователи изучили эффективность совмещения занятий с репетиторами и уроков на адаптивной EdTech-платформе. Благодаря ему детям удалось повысить средний балл по математике, причём это стоило меньше, чем столько же часов традиционных занятий с репетитором.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Как нейросеть ChatGPT поставила на уши гуманитарное образование
- В сфере образования продолжается гонка чат-ботов на основе ИИ
- Что ИИ-помощники научились делать в образовании
- Как применять ChatGPT и его аналоги в образовании: большой обзор от экспертов
- «Нейросети помогают разрабатывать и использовать принципиально новые форматы»