Несмотря на усилия по привлечению молодых кадров в школы, более 40% выпускников педагогических вузов и колледжей так и не начинают работать по специальности. А среди тех, кто приходит в систему образования, уже в первые годы работы заметен отток в другие сферы. К таким выводам пришли эксперты НИУ ВШЭ в аналитическом докладе «Учитель на перекрёстках российского рынка труда — 2025».
В основе выводов — данные Мониторинга трудоустройства выпускников. Это система, в которой Минтруда связывает сведения о всех выданных в России с 2016 года дипломах об образовании с информацией по официальному трудоустройству на территории страны. По Мониторингу можно проследить, образование какого уровня (среднее профессиональное или высшее) и по какой специальности получил выпускник, в какой форме (очно, заочно, на вечернем), а также в какой сфере деятельности нашёл работу и какую зарплату получает. Ранее по этим данным в Минтруда составили рейтинги российских вузов и колледжей.
Куда идут работать выпускники педагогических колледжей и вузов
Анализ данных за 2016–2024 годы показал, что в среднем в сфере образования работают только 51,3% занятых выпускников бакалавриата и специалитета педагогических направлений. Подчеркнём: это доля не от всех выпускников, а от тех, кто официально трудоустроился в России — таких среди всех выпускников 83,8%. При этом непосредственно в школах трудятся лишь 30,3% занятых выпускников 2016–2024 годов. У магистров показатели немного выше: 61,4% заняты в образовании, в том числе 34,8% — в школах.
Ключевая проблема, наличие которой подтверждает доклад, — отток молодых учителей из школ в первые годы работы. На декабрь 2024-го из выпускников бакалавриата и специалитета этого года в школах работали 36,7%, а среди тех, кто окончил вузы в 2016 году, школьными учителями оставались лишь 25,8%.
По конкретным направлениям педагогической подготовки разрыв ещё заметнее. Так, практически половина (49,4%) выпускников-бакалавров 2024 года по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» пришли работать в школы. Однако среди тех, кто получил диплом по этому направлению в 2016-м, через восемь лет в школах остались только 30,5% выпускников. По словам авторов доклада, это говорит о том, что общеобразовательная школа не только с трудом привлекает, но и не удерживает молодые кадры.
Куда же идут работать выпускники-педагоги? Самыми популярными, кроме образования, сферами работы выпускников педагогического бакалавриата оказались:
- торговля;
- обрабатывающие производства;
- здравоохранение и социальные услуги;
- информация и связь;
- государственное управление.
Кроме того, известно, что по состоянию на декабрь 2024 года, 22% выпускников-педагогов обладали статусом ИП или самозанятого. Для 9,8% этот статус являлся единственной занятостью, то есть они не совмещали его с работой по трудовому договору или договору ГПХ. Можно предположить, что многие молодые педагоги из этой категории зарабатывают репетиторством.
Какие выпускники чаще остаются в школах
Как ни странно, выпускники, обучающиеся на платной основе, закрепляются в профессии лучше, чем бюджетники. Доля занятых в образовании в целом (не обязательно именно в школах) среди бакалавров-платников почти не снижается со временем: такая сфера деятельности была на декабрь 2024 года у 55,2% выпускников 2024-го и у 52,1% 2016-го. В то же время среди бюджетников этот показатель снизился за восемь лет с 58,7 до 44%. Что касается именно школ, то отток у платников тоже есть, но чуть медленнее, чем у бюджетников: из выпускников платного бакалавриата 2024 года в общем образовании на момент сбора данных работали 32,3%, из выпускников 2016-го — 26%.
Наиболее стабильно в системе образования работают выпускники заочной формы обучения. Среди них доля работающих в образовании составляет около 55% и практически не меняется с годами, отмечают эксперты, — то есть общий отток происходит в основном за счёт выпускников-очников. Авторы доклада связывают это с тем, что заочники, как правило, старше и на момент поступления в вузы нередко уже работают в образовании. То есть для них поступление на педагогическую программу — более осознанный профессиональный выбор.
Выпускники педагогических колледжей чаще начинают карьеру в образовании, чем выпускники вузов (65% от выпуска 2024 года), но отток из школ у них сопоставим с выпускниками вузов. Если сразу после выпуска в школы идут работать 34% молодых специалистов, то через 8 лет их доля сокращается до 20,5%. При этом многие педагоги с дипломами СПО переходят в систему дошкольного образования, где их занятость, наоборот, растёт (с 26,9% до 30,6%).
Почему молодые педагоги уходят из школ
В аналитическом докладе рассматриваются несколько причин оттока учителей из школ. Первая и самая очевидная гипотеза — низкая зарплата. Можно предположить, что выпускники предпочитают более доходную работу не по педагогической специальности. Но данные Мониторинга трудоустройства выпускников показывают, что это не так — выпускники с педагогическим образованием в других сферах экономики в среднем зарабатывают не намного больше, чем в образовании. И более того, работа по профилю именно в школе оплачивается даже лучше, чем в других сферах. Так, средние зарплаты у выпускников педагогического бакалавриата и специалитета 2016–2023 годов, по данным доклада, в 2024 году были такими:
- у работающих в образовании — 60,2 тысячи рублей;
- у работающих в других сферах — 62,3 тысячи;
- у работающих в школе — 66,1 тысячи;
- у работающих в дошкольном образовании — 50,7 тысячи.
У выпускников магистратуры:
- у работающих в образовании — 75,2 тысячи рублей;
- у работающих в других сферах — 77,6 тысячи;
- у работающих в школе — 79,9 тысячи.
- у работающих в дошкольном образовании — 57,9 тысячи.
По мнению авторов доклада, раз большой разницы в доходах нет, то основной проблемой становится нагрузка учителей. Эксперты отмечают, что в последние годы у педагогов существенно прибавилось рабочих задач — выросли требования к индивидуализации школьного обучения, к воспитательной работе, к наставничеству, а также бюрократические обязанности. Но адекватным изменением заработной платы это не сопровождалось, подчёркивают эксперты. Именно из-за «разбалансировки» между возросшей нагрузкой и оплатой труда педагоги, особенно молодые, уходят из профессии.
Доклад также зафиксировал, что в среднем российские учителя в 2024 году работали на 1,44 ставки. Однако за этим показателем скрывается большой разброс, и в некоторых регионах и дисциплинах (как правило, по математике и физике) средняя нагрузка близка к двум ставкам. Педагоги совмещают несколько ставок как из-за нехватки учителей, так и потому, что зарплаты за одну ставку не хватает на жизнь. Если оценивать дефицит учителей по незанятым ставкам, то за период с 2016-го по 2024 год, по подсчётам НИУ ВШЭ, доля свободных вакансий в школах России оставалась в пределах от 2,8 до 3,4%.
Однако многие ставки заняты внешними совместителями и учителями, работающими по договорам ГПХ: если учитывать только штатных сотрудников, то доля незанятых ставок школьных педагогов увеличивается в среднем по стране до 7,4%, а среди учителей химии превышает 9%. Среди наиболее дефицитных учительских специальностей участники различных опросов отмечают также математику, русский язык и литературу, а также начальные классы и иностранные языки.
В Минпросвещения, как заявил ранее министр Сергей Кравцов, планируют ограничить учительскую нагрузку 1,4 ставки — это 5–6 уроков в день. Чтобы частично решить вопрос дефицита педагогических кадров, в России студентам непедагогических специальностей разрешили преподавать в школах, начиная с четвёртого курса. Соответствующий закон принят Госдумой и находится на рассмотрении в Совете Федерации.
Заметим также, что другое исследование (его провели два года назад в МГПУ) показало, что даже высокая нагрузка не на первом, а лишь на втором месте топа причин оттока молодых учителей из школ. На первом же месте оказались конфликтные ситуации с учениками и родителями, то есть токсичная атмосфера в целом. А на третьем (после высокой нагрузки) — отсутствие свободы, то есть большая зарегулированность образовательного процесса и школьной жизни в целом. Низкие зарплаты в этом перечне причин оказались лишь на последнем месте.
Проблема нежелания молодёжи работать в школах свойственна не только России. В Великобритании, например, связывают это с тем, что «особенности профессии учителя не соответствуют тому, к чему молодое поколение стремится в карьере и что находит в других профессиональных сферах». То есть работа педагогом в школе попросту не может предложить таких же комфортных и гибких условий труда, как многие другие современные профессиональные области.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- «В школах ждут молодых учителей, но встречают, как будто не ждут»
- Целевые квоты приёма на педагогические специальности заполняются лишь на треть
- Цитата недели: «Остро стоит вопрос, как привести молодого педагога в школу»
- Исследование: с выгоранием чаще сталкиваются молодые учителя
- 10 современных профессий в сфере образования
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее 
                     Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                         
                                     
                                     
                                     
                                    