Несмотря на усилия по привлечению молодых кадров в школы, более 40% выпускников педагогических вузов и колледжей так и не начинают работать по специальности. А среди тех, кто приходит в систему образования, уже в первые годы работы заметен отток в другие сферы. К таким выводам пришли эксперты НИУ ВШЭ в аналитическом докладе «Учитель на перекрёстках российского рынка труда — 2025».
В основе выводов — данные Мониторинга трудоустройства выпускников. Это система, в которой Минтруда связывает сведения о всех выданных в России с 2016 года дипломах об образовании с информацией по официальному трудоустройству на территории страны. По Мониторингу можно проследить, образование какого уровня (среднее профессиональное или высшее) и по какой специальности получил выпускник, в какой форме (очно, заочно, на вечернем), а также в какой сфере деятельности нашёл работу и какую зарплату получает. Ранее по этим данным в Минтруда составили рейтинги российских вузов и колледжей.
Куда идут работать выпускники педагогических колледжей и вузов
Анализ данных за 2016–2024 годы показал, что в среднем в сфере образования работают только 51,3% занятых выпускников бакалавриата и специалитета педагогических направлений. Подчеркнём: это доля не от всех выпускников, а от тех, кто официально трудоустроился в России — таких среди всех выпускников 83,8%. При этом непосредственно в школах трудятся лишь 30,3% занятых выпускников 2016–2024 годов. У магистров показатели немного выше: 61,4% заняты в образовании, в том числе 34,8% — в школах.
Ключевая проблема, наличие которой подтверждает доклад, — отток молодых учителей из школ в первые годы работы. На декабрь 2024-го из выпускников бакалавриата и специалитета этого года в школах работали 36,7%, а среди тех, кто окончил вузы в 2016 году, школьными учителями оставались лишь 25,8%.
По конкретным направлениям педагогической подготовки разрыв ещё заметнее. Так, практически половина (49,4%) выпускников-бакалавров 2024 года по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» пришли работать в школы. Однако среди тех, кто получил диплом по этому направлению в 2016-м, через восемь лет в школах остались только 30,5% выпускников. По словам авторов доклада, это говорит о том, что общеобразовательная школа не только с трудом привлекает, но и не удерживает молодые кадры.
Куда же идут работать выпускники-педагоги? Самыми популярными, кроме образования, сферами работы выпускников педагогического бакалавриата оказались:
- торговля;
- обрабатывающие производства;
- здравоохранение и социальные услуги;
- информация и связь;
- государственное управление.
Кроме того, известно, что по состоянию на декабрь 2024 года, 22% выпускников-педагогов обладали статусом ИП или самозанятого. Для 9,8% этот статус являлся единственной занятостью, то есть они не совмещали его с работой по трудовому договору или договору ГПХ. Можно предположить, что многие молодые педагоги из этой категории зарабатывают репетиторством.
Какие выпускники чаще остаются в школах
Как ни странно, выпускники, обучающиеся на платной основе, закрепляются в профессии лучше, чем бюджетники. Доля занятых в образовании в целом (не обязательно именно в школах) среди бакалавров-платников почти не снижается со временем: такая сфера деятельности была на декабрь 2024 года у 55,2% выпускников 2024-го и у 52,1% 2016-го. В то же время среди бюджетников этот показатель снизился за восемь лет с 58,7 до 44%. Что касается именно школ, то отток у платников тоже есть, но чуть медленнее, чем у бюджетников: из выпускников платного бакалавриата 2024 года в общем образовании на момент сбора данных работали 32,3%, из выпускников 2016-го — 26%.
Наиболее стабильно в системе образования работают выпускники заочной формы обучения. Среди них доля работающих в образовании составляет около 55% и практически не меняется с годами, отмечают эксперты, — то есть общий отток происходит в основном за счёт выпускников-очников. Авторы доклада связывают это с тем, что заочники, как правило, старше и на момент поступления в вузы нередко уже работают в образовании. То есть для них поступление на педагогическую программу — более осознанный профессиональный выбор.
Выпускники педагогических колледжей чаще начинают карьеру в образовании, чем выпускники вузов (65% от выпуска 2024 года), но отток из школ у них сопоставим с выпускниками вузов. Если сразу после выпуска в школы идут работать 34% молодых специалистов, то через 8 лет их доля сокращается до 20,5%. При этом многие педагоги с дипломами СПО переходят в систему дошкольного образования, где их занятость, наоборот, растёт (с 26,9% до 30,6%).
Почему молодые педагоги уходят из школ
В аналитическом докладе рассматриваются несколько причин оттока учителей из школ. Первая и самая очевидная гипотеза — низкая зарплата. Можно предположить, что выпускники предпочитают более доходную работу не по педагогической специальности. Но данные Мониторинга трудоустройства выпускников показывают, что это не так — выпускники с педагогическим образованием в других сферах экономики в среднем зарабатывают не намного больше, чем в образовании. И более того, работа по профилю именно в школе оплачивается даже лучше, чем в других сферах. Так, средние зарплаты у выпускников педагогического бакалавриата и специалитета 2016–2023 годов, по данным доклада, в 2024 году были такими:
- у работающих в образовании — 60,2 тысячи рублей;
- у работающих в других сферах — 62,3 тысячи;
- у работающих в школе — 66,1 тысячи;
- у работающих в дошкольном образовании — 50,7 тысячи.
У выпускников магистратуры:
- у работающих в образовании — 75,2 тысячи рублей;
- у работающих в других сферах — 77,6 тысячи;
- у работающих в школе — 79,9 тысячи.
- у работающих в дошкольном образовании — 57,9 тысячи.
По мнению авторов доклада, раз большой разницы в доходах нет, то основной проблемой становится нагрузка учителей. Эксперты отмечают, что в последние годы у педагогов существенно прибавилось рабочих задач — выросли требования к индивидуализации школьного обучения, к воспитательной работе, к наставничеству, а также бюрократические обязанности. Но адекватным изменением заработной платы это не сопровождалось, подчёркивают эксперты. Именно из-за «разбалансировки» между возросшей нагрузкой и оплатой труда педагоги, особенно молодые, уходят из профессии.
Доклад также зафиксировал, что в среднем российские учителя в 2024 году работали на 1,44 ставки. Однако за этим показателем скрывается большой разброс, и в некоторых регионах и дисциплинах (как правило, по математике и физике) средняя нагрузка близка к двум ставкам. Педагоги совмещают несколько ставок как из-за нехватки учителей, так и потому, что зарплаты за одну ставку не хватает на жизнь. Если оценивать дефицит учителей по незанятым ставкам, то за период с 2016-го по 2024 год, по подсчётам НИУ ВШЭ, доля свободных вакансий в школах России оставалась в пределах от 2,8 до 3,4%.
Однако многие ставки заняты внешними совместителями и учителями, работающими по договорам ГПХ: если учитывать только штатных сотрудников, то доля незанятых ставок школьных педагогов увеличивается в среднем по стране до 7,4%, а среди учителей химии превышает 9%. Среди наиболее дефицитных учительских специальностей участники различных опросов отмечают также математику, русский язык и литературу, а также начальные классы и иностранные языки.
В Минпросвещения, как заявил ранее министр Сергей Кравцов, планируют ограничить учительскую нагрузку 1,4 ставки — это 5–6 уроков в день. Чтобы частично решить вопрос дефицита педагогических кадров, в России студентам непедагогических специальностей разрешили преподавать в школах, начиная с четвёртого курса. Соответствующий закон принят Госдумой и находится на рассмотрении в Совете Федерации.
Заметим также, что другое исследование (его провели два года назад в МГПУ) показало, что даже высокая нагрузка не на первом, а лишь на втором месте топа причин оттока молодых учителей из школ. На первом же месте оказались конфликтные ситуации с учениками и родителями, то есть токсичная атмосфера в целом. А на третьем (после высокой нагрузки) — отсутствие свободы, то есть большая зарегулированность образовательного процесса и школьной жизни в целом. Низкие зарплаты в этом перечне причин оказались лишь на последнем месте.
Проблема нежелания молодёжи работать в школах свойственна не только России. В Великобритании, например, связывают это с тем, что «особенности профессии учителя не соответствуют тому, к чему молодое поколение стремится в карьере и что находит в других профессиональных сферах». То есть работа педагогом в школе попросту не может предложить таких же комфортных и гибких условий труда, как многие другие современные профессиональные области.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- «В школах ждут молодых учителей, но встречают, как будто не ждут»
- Целевые квоты приёма на педагогические специальности заполняются лишь на треть
- Цитата недели: «Остро стоит вопрос, как привести молодого педагога в школу»
- Исследование: с выгоранием чаще сталкиваются молодые учителя
- 10 современных профессий в сфере образования
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее