Чат-бот компании OpenAI ChatGPT, способный генерировать связные тексты с помощью большой языковой модели искусственного интеллекта, стал доступен прошлой осенью. Сейчас завершается первый учебный год, в течение которого учащиеся могли использовать этот инструмент. Чтобы выяснить, как это повлияло на их учебные практики и привычки, издание Intelligent.com, посвящённое рейтингам учебных заведений и другим важным для учащихся темам, опросило более чем 3 тысячи старшеклассников и студентов колледжей США в возрасте 16–24 лет. Дополнительно на те же вопросы ответили более 3200 родителей, чьи дети ещё учатся в школах.
Что выяснилось в опросе
Составители опроса хотели понять, как ChatGPT повлиял на использование традиционных для студентов и старшеклассников способов обучения и на отношение к ним. Поэтому большую часть вопросов посвятили применению чат-бота как репетитора. Имеются в виду случаи, когда ИИ используют не для генерации готовых ответов на задания или для создания текстов письменных работ, а в собственном обучении — например, просят ChatGPT рассказать о теме, коротко пересказать суть длинного текста или составить к нему задания, объяснить ход решения задачи, проверить работу перед тем, как сдавать её учителю. Подробнее о вариантах применения ИИ в образовании мы рассказывали в этой статье.
В опросе Intelligent.com тех, кто одновременно обучался с помощью ChatGPT и участвовал в занятиях с настоящим репетиторами (то есть мог сравнить эти способы обучения), оказалось немного — 10% среди студентов и старшеклассников и 15% среди родителей школьников. Причём многие из них к концу учебного года уже полностью отказались от настоящих репетиторов — об этом сообщили 39% таких учащихся и 35% родителей школьников.
Почти все, кто учился как с репетитором-человеком, так и с ChatGPT, расценивают обучение с помощью ChatGPT исключительно позитивно:
- 85% таких респондентов считают обучение с чат-ботом более эффективным;
- 96% родителей школьников думают так же;
- 95% студентов и старшеклассников и такая же доля родителей школьников сообщили, что использование чат-бота улучшило оценки.
В подробных комментариях студенты и родители школьников упомянули, что в отличие от обычного репетитора чат-бот доступен круглосуточно: ему можно задать вопрос в любое время, мгновенно получить результат проверки задания и возвращаться к сложной теме столько раз, сколько понадобится. Чаще всего респонденты используют ChatGPT для изучения иностранных языков, математики, естественно-научных дисциплин вроде химии и биологии,
Те, кто, напротив, считает обучение с педагогом более эффективным, говорят о многообразии способов вовлечения, доступных преподавателю, но не чат-боту, а также о том, что хорошие отношения и взаимное доверие с учителем облегчают обучение.
Почему чат-бот пока не может по-настоящему заменить репетитора
Эксперты видят множество проблем с использованием ChatGPT как репетитора. Во-первых, есть риск, что привычка в любой непонятной ситуации искать помощи у чат-бота останется у школьников навсегда и будет мешать самостоятельному мышлению. Во-вторых, результаты обучения с ИИ-репетитором могут получиться не настолько впечатляющими, как это представляется сейчас учащимся и их родителям.
Например, настоящий репетитор заметит, если у подопечного систематически возникают трудности с какой-либо темой или методом решения задач, и поможет справиться с этим на следующих занятиях. Учёт индивидуальных пробелов в знаниях и умениях ученика — тонкость, пока недоступная ChatGPT. Остаются и проблемы с точностью ответов: как известно, чат-бот иногда даёт ложные объяснения и даже ссылается на несуществующие литературные источники.
Всё это делает ChatGPT, по словам консультанта по высшему образованию и профессора колледжа Итаки в США Дианы Гайески, лишь вехой на пути к по-настоящему умным автоматизированным обучающим системам. Планируется, что они будут персонализировать образовательный путь учащегося и учитывать в занятиях все его индивидуальные особенности и историю.
Это не значит, что существующие ИИ-инструменты использовать пока не нужно. Напротив, считает Гайески, учащихся нужно мотивировать это делать, ведь в будущем им так или иначе предстоит взаимодействовать с ИИ. Но стоит учитывать, что ни одна нейросеть, даже самая продвинутая, пока не стала полноценной обучающей системой.
Кстати, недавно в ОАЭ объявили о начале разработки умных ИИ-репетиторов на основе нейросетей, которые используются в ChatGPT и его аналогах. Предполагается, что эти инструменты помогут ученикам вникать в изучаемые темы, будут давать мгновенную обратную связь, обеспечивать индивидуальную поддержку и в целом делать обучение более интерактивным и вовлекающим.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!