Авторами концепции стали учёные из Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (СГУ). Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу вуза.
Зачем понадобилась концепция
Эксперты считают, что система подготовки педагога нуждается в переформатировании. Уточняется, что педагогическое образование — одно из приоритетных направлений подготовки в СГУ.
«Мы единственные из классических университетов России пошли на риск и, кроме очевидных научных проектов (по медицине, электронике, химии и новым материалам), заявили в рамках программы „Приоритет-2030“ пятый стратегический проект — „Учитель в образовательной парадигме“», — отметила руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Елена Елина.
Отмечается, что одна из важнейших задач сегодня — восполнить дефицит учителей. Например, по данным за прошлый год, в отдельных муниципальных образованиях Саратовской области не хватало около 25% учительского состава. Доля педагогов в возрасте до 39 лет была очень мала, в том числе из-за того, что многие специалисты уходили из профессии в первые два года работы. В частности, на решение этой проблемы и направлена концепция, предложенная исследователями СГУ.
Что собой представляет концепция
Авторы предлагают траекторию развития учителей, которая состоит из трёх элементов. Основной, конечно, — это высшее педагогическое образование. Второй компонент — это профильные классы, обучение в которых предшествует поступлению в вуз. А третий — это Центр поддержки молодых учителей для специалистов со стажем работы в школе не более трёх лет. Учёбу в этом центре авторы концепции прозвали «педагогической интернатурой».
Концепцию уже реализуют в Саратовской области. Осенью прошлого года СГУ открыл собственный педагогический класс. Отмечается, что в отличие от общепринятой программы психолого-педагогических классов, которую разработало Минпросвещения, педкласс вуза ориентирован на собственный образовательный контент.
Елена Елина пояснила, что педагогические классы, организованные вузами, — явление редкое. В случае СГУ класс и вовсе виртуальный — благодаря этому даже дети из отдалённых районов имеют возможность постоянно общаться с университетскими преподавателями. Она добавила, что 98 выпускников этого класса уже учатся на педагогических направлениях в СГУ.
Помимо этого, на базе саратовской гимназии №7 свои занятия ежемесячно проводит Центр поддержки молодых учителей. В этих встречах участвует до 100 педагогов из разных районов региона. Для них организуют лекции университетских профессоров и мастер-классы успешных педагогов.
Елина рассказала, что эти программы не предполагают предметной подготовки. Вместо этого они направлены на адаптацию недавних выпускников к работе в школе. В том числе они учатся решать конкретные задачи — например, по общению с родителями и руководством, по работе с одарёнными детьми, преодолению следов девиантного поведения и разрешению конфликтов в классе.
Как вообще обстоят дела с привлечением молодых учителей в школы
В начале года президент Российской академии образования Ольга Васильева заявила, что к 2029-му учителей моложе 30 лет будет не более 6%. И ещё в 2020-м она приводила тревожную статистику: тогда она говорила о нехватке около 150 тысяч учителей и о том, что среди 1,5 млн работающих педагогов треть людей из этой группы — пенсионного возраста.
По данным НИУ ВШЭ, собранным за 2020/2021 учебный год, основную часть учительского сообщества представляют педагоги со стажем более 20 лет. Доля таких учителей составляет 61,8–65,4% по всей России. Кроме того, это же исследование показало, что с выгоранием чаще всего сталкиваются именно молодые педагоги.
Очевидно, работа в школе не привлекает молодёжь прежде всего из-за низких зарплат и высокой нагрузки. И хотя количество желающих поступить на педагогическое направление обучения растёт (например, по сравнению с 2021-м число заявлений в этом году выросло в полтора раза), это не гарантирует приток выпускников педвузов в школы. По словам Ольги Васильевой, из поступающих на педагогические направления пойдут в школы и останутся там работать не более 30%. Ведь педагогическое образование позволяет работать и в других сферах.
Читайте также:
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее