С нового учебного года Кембриджский университет не будет сообщать студентам их экзаменационный рейтинг, сообщает The Times.
Рейтинг показывал студентам, какое место они занимают в своей группе по результатам тестирования. Теперь такую информацию передавать не будут: её можно будет узнать только в том случае, если студент специально обратится к преподавателю. Но за высокие оценки студентов по-прежнему будут поощрять — так что информация о личных баллах по-прежнему известна каждому студенту, просто без возможности сравнить себя с другими.
Такое решение было принято, чтобы нейтрализовать «культуру переутомления», которая негативно влияет на благополучие студентов. Чтобы создать «здоровый баланс между учёбой и личной жизнью», в университете пересматривают систему преподавания. Кроме рейтингов, отменяют занятия по выходным, а также раньше 8 часов утра и позднее 8 вечера.
У новых подходов немало противников среди сотрудников вуза: они считают, что университет должен поддерживать конкурентоспособность, а снижение конкуренции называют «инфантилизацией» образовательной программы — а она, в свою очередь, может привести к обесцениванию дипломов вуза.
У рейтингов в Кембридже долгая история, они были частью культуры знаменитого университета: их составляли с 1748 года (сначала для студентов-математиков, а потом и для остальных) и вывешивали на досках объявлений. Но с 2017 года сами студенты стали бороться против этой практики, и после этого стало возможным отказаться от участия в рейтингах. С 2021 года списки перестали публиковать открыто, но студенты по-прежнему автоматически получали информацию о своих позициях относительно друг друга после каждого теста или экзамена. Теперь же не будет и такой возможности сравнить свои результаты с результатами однокурсников.
Ранее сооснователь Telegram и «Вконтакте» Павел Дуров выступил с критикой подобной моды на запреты публиковать оценки и рейтинги учащихся. Он считает, что такие меры демотивируют лучших учеников. Так технологический предприниматель прокомментировал успех стартапа DeepSeek — его он считает свидетельством преимуществ китайского образования (построенного на конкуренции) перед западным.
Но аргументов против того, чтобы всячески мотивировать учащихся конкурировать друг с другом, тоже хватает. Например, результаты российского исследования российских первокурсников из 19 российских вузов показали, что у олимпиадников, которые нацелены на достижения и рейтинги, плохо с психологическим самочувствием. А в том же Китае каждый третий студент теряет интерес к учёбе сразу после поступления в вуз — из-за выгорания, которое наступает ещё во время конкурентной гонки за место в вузе.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее