Комитет Госдумы по просвещению обсудил претензии, которые возникают у родителей и общественности к цифровизации школ. Поводом послужило высказывание председателя Государственной думы Вячеслава Володина о проблемах, с которыми обращаются родители школьников.
«Какие проблемы люди на сегодняшний день нам транслируют? Цифровизация обучения, которая отдаляет родителя от учителя и учителя от ученика. Мы и дальше пойдём по пути цифровизации или будем исправлять ошибку?» — именно с таким вопросом обратился с трибуны спикер во время рассмотрения на должность главы Минпросвещения Сергея Кравцова. А позже Вячеслав Володин спросил читателей в своём телеграм-канале: «Считаете ли вы, что цифровизация в школах, использование форматов дистанционного обучения, сокращение личного общения учителей с учениками и их родителями, отказ от бумажных учебников и др. — чрезмерна?». Из 260 648 проголосовавших 58% ответили «да», 34% — «нет», а ещё 8% — «всё равно».
Начиная заседание комитета по просвещению, его глава Ольга Казакова ещё раз обозначила, что по теме цифровизации у родителей и учителей «накопилось напряжение», которое нужно снять. Она напомнила, что по действующим нормам родители могут отказаться от использования в образовании, которое получают их дети, тех или иных компонентов электронного обучения — в школах решения о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий можно принимать только «совместно со всеми участниками образовательных отношений».
О том, какие именно компоненты электронного обучения вызывают претензии родителей, рассказала первый заместитель председателя комитета Яна Лантратова. По её словам, особенно много запросов от избирателей касаются использования бумажного и электронного дневников. И, похоже, депутаты считают электронные дневники ненужными: так, Ольга Казакова сообщила, что лично выступает за бумажную версию, потому что «это момент воспитания».
Член комитета Анатолий Вассерман предложил обратить внимание на проблему общения родителей с учителем и между собой в мессенджерах. По его мнению, именно при такой форме взаимодействия конфликты семей с педагогами возникают особенно часто из-за невозможности воспринимать невербальные сигналы, которые считываются людьми при живом общении.
Проблему некоторые из депутатов видят в том, что цифровые инструменты вводят в образовательный процесс, не подтверждая их безопасность для детей. Яна Лантратова предложила Минпросвещения провести исследование, которое показало бы родителям, что «эти электронные доски» безопасны для детей. А Анатолий Вассерман отметил, что, скорее всего, после долгого изучения в используемых в школах технологиях не найдут ничего опасного.
Правда, на заседании прозвучали и другие мнения — что опасным может быть не только торопливо цифровизировать образование, но и полностью от цифровизации отказываться. Об этом заявил ещё один член комитета по просвещению Виктор Смирнов:
«Цифровизация — это не дань моде, это требование времени. Если мы в организации образовательного процесса не будем использовать цифровые образовательные технологии, то будем вредить социализации ребёнка. А это наша главная цель — возможность для комфортного личностностного развития и выстраивания своего успеха в жизни».
Депутаты комитета решили выделить в рамках большой темы цифровизации школьного образования отдельные вопросы и в дальнейшем обсуждать их с привлечением пользователей цифровых продуктов (в первую очередь родителей и педагогического сообщества), а также экспертов и представителей Минцифры. Одну из таких тем для будущего обсуждения предложила депутат Лариса Тутова: по её словам, учителя жалуются на то, что перевести общение с учениками и их родителями в один канал в «Сферуме» непросто. Кроме того, она сообщила, что педагоги отмечают недоработки в системе «Моя школа», и предложила обсудить развитие этих сервисов вместе с Минцифры.
В других странах также обсуждается пересмотр подходов к цифровизации и даже предпринимаются шаги по отказу от неё: например, власти Швеции в прошлом году решили вернуть в младшие классы бумажные книги и письмо от руки. Однако больше всё-таки примеров, когда в разных странах стремятся познакомить школьников с самыми современными технологиями. Например, в Гонконге изучение ИИ сделали частью школьной программы. А в США начинается процесс внедрения ИИ-помощников в массовый учебный процесс, причём эксперты прогнозируют, что в течение пяти лет цифровые тьюторы станут не просто обычным делом, но и обязательной частью любого учебника.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Что такое цифровизация образования и зачем она нужна
- Обновлённая стратегия цифровой трансформации школ: проверять домашки будет ИИ?
- Педагоги ждут от цифровизации экономии времени, а получают лишнюю нагрузку. Почему?
- Появились рекомендации Роспотребнадзора на тему того, как организовывать электронное обучение и дистант