«В ADDIE не хватает ещё одного компонента на букву D — destroy, то есть „уничтожить“»
Мнение эксперта: дорабатывая курсы и прочие учебные программы, важно убрать всё лишнее.


Кадр: фильм «Головоломка 2» / Walt Disney Pictures / Pixar Animation Studios
Педагогический дизайн — творческая сфера, тесно связанная с созданием нового. Этот фокус на создании прослеживается с самого начала, когда методист или педдизайнер только знакомится с проектированием учебных программ по модели ADDIE — алгоритму тщательной проработки, оценки и улучшения каждого компонента образовательного опыта. Под улучшениями в рамках этой модели часто понимают добавление нового контента — дополнительных объяснений, более подробных инструкций, новых заданий. Но всегда ли в контексте обучения больше — значит, лучше?
Однозначно не всегда, считает Люк Хобсон, заместитель директора по педагогическому дизайну программ MIT xPRO и преподаватель в Институте образования и развития Университета Майами. Он полагает: в модели ADDIE не хватает ещё одного компонента на букву D — destroy, то есть «уничтожить». Мнением, как курсу может навредить лишний контент и как разумнее подходить к его доработке, Хобсон поделился в своём блоге.
Как педдизайнеры обычно дорабатывают курсы по ADDIE
В общепринятой версии модели процесс разработки заканчивается этапом оценки. Педдизайнер вместе с заказчиком программы анализируют метрики курса и обратную связь от студентов, чтобы определить, что следует улучшить. Возможно, инструкция к одному из заданий недостаточно чёткая, и нужно уточнить формулировки. Или одна из тем для студентов остаётся слишком сложной, поэтому стоит добавить дополнительное видео или лонгрид с объяснением.
Именно так, по опыту Хобсона, это обычно и происходит — на этапе оценки определяют, как улучшить программу, добавив в неё что-то новое, а не удалив лишнее. Как отметил автор, особенно часто этот подход встречается в высшем образовании. Сам Хобсон не раз сталкивался с тем, что для решения любой проблемы с вузовским курсом в него просто закидывали дополнительные материалы. В результате такие курсы превращаются в свалку контента, который может как способствовать обучению, так и быть совершенно бесполезным.
Почему недостатки программы не всегда можно исправить добавлением контента
А что в принципе плохого в том, чтобы добавить в курс больше материалов? Зависит от того, отмечает Люк, что понимать под «больше».

Он привёл в пример несколько курсов, для которых недавно проводил аудит. На первый взгляд всё выглядело нормально, а потом превратилось, по его словам, в «хрестоматийное определение когнитивной перегрузки»: 15 видеороликов на одной странице, 20 лонгридов на другой — и всё это размещено без объяснений и какой-либо привязки к темам курса. Как заметил Хобсон, ему бы очень хотелось считать такие случаи исключительными, но они встречаются достаточно часто. Если добавлять материалы в курс таким образом, не целенаправленно, то это его не улучшит.
Люк Хобсон предлагает вернуться к истокам ADDIE. В изначальной версии модели, разработанной для нужд американской армии и представленной в 1975 году, последний этап назывался не оценкой (англ. evaluation), а контролем (англ. control). Вот что о нём писали сами авторы модели:
«Этап V, контроль, связан с процедурами и методами поддержки стандартов качества обучения, а также получения данных из внутренних и внешних источников, на основе которых принимаются решения о доработке. Сбор данных, их оценка и принятие обоснованных решений — три ключевые задачи на этапе V. Особое внимание уделяется тому, усваивают ли обучающиеся то, что планировалось, и приносит ли то, чему они научились, ожидаемую пользу подразделению, где они служат. Если ответ хотя бы на один из этих вопросов отрицательный, это означает, что стоит пересмотреть учебные материалы или процедуры таким образом, чтобы обучение достигало поставленной цели».
Хобсон обращает внимание, что в последнем предложении подчёркивается именно пересмотр программы в случае, если она не приводит к планируемым результатам. Авторы модели не советуют добавить больше контента — они рекомендуют исправить то, что не работает.
К чему может привести избыток контента
Удалять свои наработки может быть очень сложно и неприятно — и это вполне объяснимо. Но иногда именно это и нужно сделать.
Люк поделился, как однажды работал с университетским профессором и другими сотрудниками вуза, которые отнеслись к созданию курса с большим энтузиазмом и захотели включить в него всё, что касается заявленной темы. Сначала Люк подумал: «Вау, так здорово, что они предусмотрели любые вопросы, которые только могут возникнуть у студентов, и добавили все материалы, которые могут им понадобиться».
В итоге курс оказался таким огромным и тяжёлым, что вузовская LMS едва его выдерживала. И какие же вопросы чаще всего возникали у студентов? В основном — насчёт навигации среди этого изобилия контента и поисков отдельных материалов, которые встречались однажды, а после этого будто исчезали в бездне.

Команде технической поддержки приходилось с таким же трудом отыскивать запрошенный контент и чинить сломанные ссылки. Так хорошая идея на практике превратилась в кошмар для всех, кто с этим курсом взаимодействует. В этом случае, уверен педдизайнер, совершенно необходимо было удалить значительную часть материалов, чтобы курс стал более понятным и целенаправленным.
Что поможет на самом деле улучшить курс
Как проводить ревизию курса с этой точки зрения? Педдизайнер предлагает составить список задач, распределив их по приоритетности — чем следует заняться немедленно, а что может подождать. Например, неработающие ссылки и видеоролики важно починить как можно быстрее. Если же какой-то фрагмент контента получил средние отзывы от студентов, то его замену на новую версию можно на время отложить. Люк Хобсон советует действовать на своё усмотрение — можно, например, разработать систему с цветными ярлыками для каждого уровня срочности, если это поможет.
В целом, по словам Хобсона, важно ответить себе на вопрос: эти правки необходимы или их просто было бы неплохо внести? Добавляют ли изменения ценность курсу или они нужны только «для красоты»? Всё лишнее стоит убрать — «больше» не всегда значит «лучше». Студенты оценят, если вы наведёте порядок и уделите внимание тому, что на самом деле важно.