Уроки по почте, радио и телевизору: каким был дистант задолго до интернета
Те, кто сейчас утверждают, что онлайн испортил образование, а раньше было лучше, просто не в курсе или забыли, как было раньше 🙂
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- Кто придумал дистанционное образование по почте почти три века назад.
- Как в США учили шахтёров, железнодорожников и горных инженеров по почте, а врачей по телефону.
- Почему в Австралии многие дети проходили школьную программу по радио.
- Как в СССР заочное образование стало нормой, и так учили инженеров, электриков, геологов и даже ветеринарных врачей.
- Что за «Рабоче-крестьянский университет по радио» вещал в России 1920-х и как целый телеканал помогал учиться школьникам и студентам.
В 1728 году в бостонской газете появилось объявление о наборе студентов для освоения стенографии — в ту эпоху, когда о диктофонах даже не мечтали, это был весьма полезный навык, и научиться ему хотели многие. Объявление подал Калеб Филипс, «учитель нового метода стенографии». Необычным было то, что Филипс предлагал заниматься по переписке, обмениваясь письмами еженедельно. Преподаватель обещал, что благодаря такой методике загородные ученики ничуть не уступят тем, кто находится в Бостоне и может посещать преподавателя лично.
Принято считать, что именно с этого началась история дистанционного обучения.
Как обучение по почте стало популярным
Модель корреспондентского обучения (то есть по почте) Филипса была новаторской и перспективной, но далеко не сразу получила широкое распространение. Поначалу этому мешала нестабильность работы почты: лишь к середине XIX столетия благодаря развитию железнодорожной сети почтовое дело значительно продвинулось вперёд. Вот тогда идея обучения по переписке стала набирать популярность как среди отдельных энтузиастов, так и среди учебных заведений.
Так, ещё один стенограф — на этот раз британский, его звали Айзек Питман — спустя сто лет после Филипса, в 1840 году тоже запустил курсы, которые работали по почте. Он посылал ученикам стенографически транскрибированные тексты, ждал ответные открытки с переводом и отправлял их назад с исправлениями, таким образом применяя в дистанционном обучении обратную связь. Его курсы стали популярны, и на их основе Питман создал Общество фонографической корреспонденции.
Через десять лет после Питмана, в 1850 году, французский и немецкий педагоги Шарль Туссен и Густав Лангешейдт опубликовали «обучающие письма», позволяющие любому желающему освоить французский язык. Письма содержали как учебные материалы, так и контрольные задания. Эти письма тоже обрели популярность, и к курсу французского языка через некоторое добавился курс английского.
Чуть позже в США, в том же Бостоне, педагог Анна Элиот Тикнер в рамках Общества поддержки домашнего обучения запустила в 1873 году систему учёбы по почте для женщин. Это были курсы по программам высшего образования, адаптированные так, чтобы учёбу можно было совмещать с домашними делами. А в 1890 году появился очень серьёзный курс в таком формате — он касался темы безопасности, и его создала Школа горных инженеров Пенсильванских угольных шахт.
Через 30 лет она превратилась, ни много ни мало, в Международную заочную (корреспондентскую) школу с курсами для шахтёров и железнодорожников. К 1923 году в ней обучалось 2,5 миллиона человек.
Почтовые курсы стали очень популярными во многом благодаря своей низкой стоимости. Нередко, как в случае с курсом Питмана, требовалось оплатить лишь расходы на отправку писем. Однако, несмотря на широкую популярность, у курсов по почте была та же проблема, что и у нынешних электронных, — низкая доходимость. То есть многие бросали обучение. Найти мотивацию на учёбу, когда никто не стоит над душой и не контролирует, всегда непросто, а если приходится подолгу ждать письмо преподавателя — тем более.
Параллельно в 1858 году возможность получить степень дистанционно запустил Лондонский университет — самый прогрессивный на тот момент в Великобритании. Вуз ввёл заочные программы. Экзамены при этом можно было сдавать в аккредитованных университетом колледжах, чтобы ради этого не ехать в Лондон.
Опыт Лондонского университета и корреспондентского обучения стали перенимать в других странах. Сначала в Соединённом королевстве, а затем и в других странах возникли учебные заведения, в которых обучение по университетской программе шло по почте. В 1892 году в Университете Чикаго появилось первое отделение дистанционного обучения, а в 1899-м схожее подразделение возникло и в Королевском университете Канады. В 1911 году курсы дистанционного обучения открылись в Квинслендском университете в Австралии.
За короткое время дистанционное обучение распространилось в нескольких странах, его стали применять даже в сфере школьного образования. По почте рассылали не только задания, но и учебники.
Как детей из отдалённых уголков Австралии учили по радио
Хотя обучение по почте было очень популярным, к началу XX века на роль лидера дистанционного обучения стала претендовать новая технология — радио.
Пожалуй, наиболее интересным получился австралийский опыт применения радио в образовании. В первой половине XX века в этой огромной стране-континенте, как и в СССР и Канаде, встал вопрос освоения отдалённых малонаселённых территорий. И получалось, что семьи с детьми жили на таком большом расстоянии друг от друга, что об открытии общей школы на несколько семей и речи не могло идти.
Поэтому для детей открывали школы-интернаты. Но эта практика имела большие минусы: детям приходилось по девять месяцев в течение года жить вдали от родителей. Ребёнок терял близкую связь с семьёй и домашним укладом: разучивался вести семейное хозяйство и традиционный промысел, отвыкал от старого образа жизни. Неудивительно, что семьи часто выступали против такого образования и не хотели отпускать детей в интернаты.
В качестве альтернативы обучению в интернатах возникла принципиально новая форма дистанционного образования, названная «Школой по радио». То есть дети оставались дома и слушали уроки по радио.
Распространение такого формата школьного обучения стало возможно благодаря изобретению педального радиоприёмника, который не нужно подключать в электросеть, потому что он работает от динамо-машины, то есть для запуска приёмника крутили педали.
Первый урок «Школы по радио» состоялся 8 июня 1951 года. В рамках системы детям нужно было в определённое время собираться на станции на радиоуроки. Для этого задействовали систему станций Королевской службы летающих врачей — это была программа медицинского обслуживания жителей отдалённых регионов. Станции располагались по всему северу страны, и там можно было получить консультацию доктора (тоже по радиосвязи), а в экстренных случаях вызвать самолёт с медпомощью.
После занятий ученики выполняли домашние задания под присмотром старших ребят или кого-то из взрослых. Выполненные домашние задания отправляли в «Школу по радио» почтой или самолётами Королевской службы. Таким же образом станции получали радиооборудование, учебники, лабораторные наборы, исследовательские материалы для уроков. Тесты для полугодового рубежного контроля государственные школы отправляли семьям почтой, причём отсылать туда результаты на проверку было необязательно. Для детей с особенными потребностями проводили индивидуальные занятия.
В 1960-е годы обучение в «Школе по радио» дополнили ежегодными слётами учеников в крупных хабах — узловых точках, связывающих несколько станций. Также учителя стали объезжать станции, чтобы лично познакомиться со своими воспитанниками, лучше узнать их потребности, проконсультировать родителей и тьюторов (тех, кто присматривал за детьми и помогал им во время радиоуроков на станциях).
А ещё детям выделили время, когда они могли, помимо уроков, просто пообщаться друг с другом по радиосвязи. Для некоторых ребят это была единственная возможность поболтать со сверстниками, социализироваться: ведь в разных уголках территории, сравнимой по размеру с Францией, могли проживать далеко друг от друга всего пара сотен ребятишек, не имея возможности встретиться чаще раза в год.
Постепенно педальное радио в Австралии почти повсеместно заменили сначала телефонная, а затем и интернет-связь — власти страны активно развивали доступ к передовым средствам коммуникации в глубинке. Однако формат обучения для детей из отдалённых районов фактически не изменился, только слёты стали проводить чаще — три-четыре раза в год, так как транспортная инфраструктура стала гораздо лучше.
Как вузы тоже начали учить по радио, а потом и по телевидению
Вузы тоже обратили внимание на радиовещание: в 1922 году Государственный университет Пенсильвании впервые применил радио для дистанционного обучения. Спустя три года его примеру последовал Государственный университет Айовы, предложив пять радиокурсов. Уже в 1923 году 10% радиоэфира Соединённых Штатов приходилось на вещание образовательных организаций, а в 1946 году Федеральная комиссия по коммуникациям США выдала вузам 200 радиолицензий.
Не только радио претендовало на то, чтобы стать главной технологией для дистанционного обучения. В 1934 году Государственный университет Айовы запустил телевизионные курсы, и канал этого учебного заведения существует до сих пор. Уже к 1953 году телевещание стало довольно распространённым явлением среди университетов США и Европы. А в 1965 году Университет Висконсина ввёл масштабную образовательную программу для врачей, основанную… на телефонном преподавании!
В 1960-х годах дистанционное образование получило новый импульс. Всё больше людей хотели учиться удалённо, чтобы не прекращать работу или не тратить деньги на переезд поближе к учебному заведению. Образовательные организации стали вести исследования о том, как лучше коммуницировать со студентами на расстоянии. Развитие в этой области поддержало ЮНЕСКО.
Читайте также:
Ещё в 1946 году Университет Южной Африки стал предоставлять заочное образование, что позволяло многим коренным африканцам и детям от смешанных браков получить образование в условиях режима апартеида. В 1968-м стало возможно дистанционно получить аккредитованный диплом университета Линкольна в Небраске.
Но, пожалуй, самым значительным этапом развития дистанционного образования стало создание в 1969 году в Великобритании Открытого университета, первого вуза, полностью ориентированного на дистанционное обучение. Немалую роль в его появлении сыграла Лейбористская партия под руководством премьер-министра Гарольда Вильсона, которая решила таким способом преодолеть проблему социального неравенства — в Великобритании люди из малообеспеченных слоёв населения почти не имели возможности получить высшее образование, оно считалось элитным. Цену за обучение в Открытом университете объявили доступную, так как часть платы покрывали правительственные гранты.
Само название этого проекта воплощало идею того, что образование должно быть максимально доступным и открытым, а студенту необязательно постоянно присутствовать в учебном заведении лично. Поступить в Открытый университет мог любой желающий, и в первую очередь создатели ориентировались на взрослых, не имевших возможности получить высшее образование в традиционных университетах. Всех студентов делили на группы по 25 человек с личным наставником. По завершении курса университет давал диплом о высшем образовании.
В Открытом университете в начале его деятельности было четыре базовых курса: по математике, гуманитарным и естественным наукам, а также по «Пониманию общества», но дальше число программ постоянно росло. Обучение строилось на передаче учебных материалов по почте, радио или на аудиокассетах.
Помимо этого, можно было (но не обязательно) посещать и очные занятия в кампусе — он находится в городе Милтон-Кинсе в 72 километрах от Лондона.
Открытый университет существует до сих пор, к 1990 году его программы закончили 100 тысяч британских выпускников, а с 1992-го он стал предлагать программы по всей Западной Европе. Конечно, со временем он перешёл на электронное обучение.
Ну а в 1970–1980-е годы по образу британского Открытого университета стали открываться дистанционные вузы по всему миру: Национальный университет в Испании, Балтийский университет в Швеции, Открытый университет в Канаде, Шанхайский телевизионный университет в Китае, Хагенский заочный университет (нем. Fernuniversität in Hagen) в Германии, Открытый университет в Нидерландах.
В 1970 году в США возникла калифорнийская рабочая группа для создания учебных телевизионных курсов. На её основе появился Общественный колледж Костлайна (Coastline Community College), который стал предлагать учебные фильмы университетам, библиотекам и каналам общественного телевидения. В 1976-м по программе Coastline был открыт первый колледж. Технологии быстро сменяли друг друга, и вскоре было предложено преподавать через спутниковые станции как записанные, так и идущие в прямом эфире курсы, одновременно предоставляя студентам возможность созваниваться с преподавателем по телефону.
Кстати, один из создателей кабельного телевизионного учебного канала, где можно было смотреть курсы колледжей и университетов, позднее открыл частный университет, ставший первым полностью аккредитованным интернет-вузом. Он назывался Международным университетом Джонса. Тогда аккредитация онлайн-программ бакалавриата и магистратуры вызвала возмущение в академическом сообществе. До наших дней университет не дожил — он закрылся в 2015 году.
Как в Советском Союзе заочное образование стало нормой
В России конца XIX века тоже стало распространяться корреспондентское обучение. Например, в 1893 году появились Комиссия по организации домашнего чтения при Обществе распространения технических знаний в Москве, а годом позднее — Отдел для содействия самообразованию при Комитете педагогического музея военно-учебных заведений в Петербурге. Они рассылали методическую литературу людям, занимавшимся самообразованием, организовывали консультации и лекции, и всё это — на основе университетских курсов.
А в 1920-х годах, то есть уже в новую, советскую эпоху, правительство большевиков оценило возможности дистанционного образования. Государству не хватало специалистов для форсированной индустриализации, и оно намеревалось подготовить их в максимально сжатые сроки. Для этого идеально подходило заочное обучение.
На соответствующие отделения вузов, в основном на технические специальности профильных учебных заведений, хлынула волна абитуриентов, причём кое-где наборы велись в течение всего учебного года. Так, только в МГУ в 1926 году заочно учились 37 тысяч человек. Контакт преподавателя и студента, а также длительность учебного курса в таких программах свели к минимуму, преобладало самостоятельное обучение. Всё это, конечно, не лучшим образом сказывалось на уровне знаний выпускников.
В 1938 году вышло Постановление СНК «О высшем заочном образовании». Оно констатировало, что «организация высшего заочного обучения себя оправдала и имеет большое значение для подготовки специалистов без отрыва от производства», но в то же время отметило ряд проблем, среди которых необеспеченность заочников учебными материалами и отсутствие единых правил приёма, сроков обучения, а также установленного учебного режима. Восполнению этих недостатков и был посвящён этот документ. Заодно он установил систему заочных вузов:
- чисто заочные учебные заведения (например, Всесоюзный юридический заочный институт и Всесоюзный заочный финансово-экономический институт);
- и заочные отделения при обычных традиционных вузах.
Также постановление содержало список специальностей, которые можно было осваивать заочно, и в наше время он многих удивил бы: кроме экономистов и юристов, там были педагоги, всевозможные инженеры и технологи, геологи, электрики, металлурги, химики, физики и биологи, даже гидромелиораторы, землеустроители, агрономы и ветеринарные врачи.
Вводилась курсовая система с обязательной очной сдачей всех экзаменов и зачётов (экзамены по письменным работам запрещались). Постановление предписывало предусмотреть в учебных планах ежегодные лабораторно-экзаменационные сессии продолжительностью в 20–30 учебных дней для лекций, практических занятий, консультаций и сдачи экзаменов. Для этого студентам предоставлялись дополнительные оплачиваемые отпуска на работе.
То есть с этого момента в сфере высшего образования заочка получила довольно детальное государственное регулирование. Эта форма обучения доминировала в высшем образовании вплоть до распада Советского Союза. Постепенно она приняла такой вид: вначале проводились обязательные установочные лекции, после чего студентам раздавали материалы, которые нужно было самостоятельно изучить, имея возможность созваниваться, переписываться или встретиться с преподавателем. В конце семестра нужно было прибыть на сессию и сдать зачёты и экзамены. С 1960-х годов рассылку печатных материалов иногда дополняли радио- и телепередачами.
Практика обучения по радио началась в Советском Союзе, как и за рубежом, с 1920-х годов. В 1928-м был создан Рабоче-крестьянский университет по радио (именно так он назывался) с пятью факультетами: общеобразовательным, антирелигиозным (их целью была ликвидация безграмотности и просветительство), кооперативным (с административно-хозяйственными предметами), педагогическим и сельскохозяйственным.
Спустя год появился также коммунистический и комсомольский университеты. Радиолекции этих университетов проходили по расписанию, которое публиковали в газетах, для слушателей выпускали специальные учебные пособия. Выполнив положенные по курсу контрольные и зачётные задания, слушатели могли получить удостоверение об окончании университета.
По радио передавались и уроки иностранных языков. В 1920-х в СССР распространилась уже популярная за рубежом практика обучения по радио международному языку эсперанто. Каждые понедельник и пятницу в эфире можно было послушать урок, а необходимые учебники можно было купить в московском радиотехническом магазине.
Вообще, радио широко использовали не только как информационно-развлекательный и пропагандистский, но и как образовательно-просветительский инструмент. Лекции на различные темы были довольно распространённым радиоформатом, а некоторые радиопрограммы (прежде всего — «Радиоуниверситет культуры»), по сути, строились как большие последовательные курсы, хотя и не предполагали проверку знаний и выдачу корочек об окончании.
Когда стало развиваться телевидение, оно тоже подхватило образовательно-просветительскую функцию. Один из каналов Центрального телевидения (до 1982 года это была «Третья программа», а после 1982-го — «Четвёртая программа») имел статус учебного. Там в утреннее и дневное время передавали самые настоящие телеуроки — и для школьников, и для студентов ПТУ, и для заочных студентов вузов, и для тех, кто только готовился к поступлению.
Вот как, например, выглядела программа передач этого канала за 28 февраля 1975 года:
«9.40 и 10.45 — Для учащихся 3-х классов. Природоведение. 10.00 — „Порядок разработки и внедрения АСУ“. 11.05 — Французский язык. 11.35 — Кинофильм. 11.45 и 12.40 — Для учащихся 6-х классов. География. 12.10 — „Аграрно-промышленные комплексы и объединения“. 14.10 Английский язык. 14.30 — Для поступающих в вузы. Русский язык. 17.20 — Для учащихся 8 классов. Литература. 18.00 — Для учащихся 8 классов. Литература. 18.40 — Для студентов-заочников. Политическая экономия III курс. 20.00 — Вычислительная техника в инженерно-экономических расчётах».
Крушение советской эпохи совпало с началом развития новых форм дистанционного образования. Конечно, в онлайн все ушли далеко не сразу, сначала было обучение по аудиокассетам. Так, в 1993 году в страну пришла Европейская школа корреспондентского обучения (ЕШКО) — её программа позволяла учить английский язык с помощью кассет. После обучения можно было получить сертификат, но обратная связь от преподавателей не предусматривалась.
В том же 1993 году Комитет по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политике РФ принял решение «О создании системы дистанционного образования Российской Федерации». Там отмечалось, что «сеть образовательных учреждений дистантной формы, обеспечивающая использование новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю независимо от его местопребывания, должна стать неотъемлемым элементом системы высшего образования Российской Федерации. Создание такой сети откроет новый канал реализации образовательных услуг для миллионов российских граждан, обеспечит им реальное право на образование».
А два года спустя в развитие этой идеи Госкомитет РФ по высшему образованию утвердил Концепцию создания и развития единой системы дистанционного образования в России (СДО). Предполагалось, что появятся и сама единая система, и государственный образовательный стандарт для неё, и единые психолого-педагогические, методические и технические требования к курсам дистанционного образования.
В Концепции впервые появилось определение дистанционного обучения: «Обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщённости преподавателя и студентов».
Правда, средств на реализацию концепции не нашлось, и вузы постепенно стали самостоятельно внедрять у себя системы СДО. Так начиналась эпоха онлайна, но до того, как он стал мейнстримом, было, конечно, ещё далеко.
Основные источники:
- Бабаева М. А., Смык А. Ф. Заочное обучение: исторический путь к МООК // Высшее образование в России.
- Волов В. Т. История дистанционного образования // Инновации в образовании.
- Дистанционное обучение // Большая российская энциклопедия.
- Куликов В. А. Подготовка фармацевтических кадров в России в XVI–XIX веках // Вестник фармации.
- Малькова Т. В. Становление системы дистанционного обучения в Российской Федерации: к истории проблемы.
- Маслакова Е. С. История развития дистанционного обучения в России // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. СПб., 2015.
- Невская М. В. Австралийские школы по радио: к истории формирования современного дистанционного обучения // Наука телевидения.
- Петькова Ю. Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного естествознания.
- Пьянников М. М. К вопросу об истории дистанционного образования // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки.
- Тарасова А. В. Исторический обзор дистанционного обучения в России и за рубежом // Профессиональное образование в России и за рубежом.
- Хусиянов Т. М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение.
- Хуторской А. В. 25 лет дистанционному образованию в России.
- Gershon L. Three Centuries of Distance Learning // JSTOR Daily.
- Sleator R. D. The evolution of eLearning Background, Blends and blackboard… // Science Progress.
- Tait A. Guest Editorial — Reflections on Student Support in Open and Distance Learning // The International Review of Research in Open and Distribute Learning.
- The History of Distance Learning // Oxford Learning Colledge.