Исследователи из пермского филиала Высшей школы экономики проанализировали, как люди с разными типами перфекционизма, а также те, кто вообще не являются перфекционистами, представляют себе окружающий мир, интеллект и мораль. Оказалось, что вид перфекционизма определяет отношение как к морали, так и к учёбе с работой. Исследование опубликовано в журнале Psihologija.
Какие бывают типы перфекционизма
Учёные уточняют, что выделяют два вида перфекционизма: адаптивный и дезадаптивный. Люди с первым типом предъявляют к себе высокие, но адекватные требования, а свои результаты считают соответствующими приемлемым стандартам. А обладатели второго типа часто слишком сильно завышают планку, из-за чего недовольны своими успехами, поскольку те не соответствуют предъявляемым требованиям.
Также существуют неперфекционисты — люди, которые не ждут от себя многого и потому не пытаются выполнять работу на высоком уровне. Их также рассмотрели в рамках исследования, потому что они, как и дезадаптивные перфекционисты, часто менее успешны в работе и учёбе.
Что выяснили учёные
Участниками исследования стали 202 студента одного из российских вузов. Респондентов попросили пройти опрос, который оценивал два фактора перфекционизма. Первый — «Стандарты» — включал в себя четыре пункта, касающихся ожиданий от себя, второй — «Несоответствие» — содержал четыре утверждения о противоречии между ожиданиями и достижениями.
Согласно полученным данным, адаптивные перфекционисты считают, что мир — это структурированное место с чёткими правилами, где они могут прокачивать свои познавательные навыки, исправлять ошибки и расширять опыт. Авторы исследования считают, что именно это и есть основа их личностного и профессионального благополучия.
Дезадаптивные перфекционисты, как выяснилось, необязательно считают, что мир функционирует по конкретным чётким правилам, но придерживаются более жёстких моральных убеждений, из-за чего могут испытывать высокий уровень вины и стыда, что снижает степень их благополучия. Кроме того, они чаще переживают из-за совершённых ошибок и подвергают сомнению правильность своих действий.
Неперфекционисты же склонны думать, что развить интеллект можно лишь в определённых пределах, мир для них — хаотичное и непредсказуемое место, а мораль неустойчива и нестабильна. Подобные представления мешают повышению их профессионального и личностного благополучия.
Зачем это нужно знать
Исследователи отмечают, что полученные данные будут полезны педагогам, преподавателям и психологам-консультантам. Прежде всего им стоит обращать внимание на учеников и подопечных, демонстрирующих признаки дезадаптивного перфекционизма. Предполагается, что если не снижать их завышенные стандарты, то они могут оказаться неуспешными из-за негибкой системы ценностей.
«Если своевременно сформировать у учащихся адекватные стандарты своей работы или скорректировать завышенные требования к себе, в долгосрочной перспективе это может изменить их суждения о действительности и о себе, что может способствовать росту субъективного благополучия», — считают исследователи.
Таким образом, снижение уровня требований к самим себе должно включать смягчение жёстких моральных суждений. Это поможет уменьшить негативные эмоциональные переживания неадаптивных перфекционистов.
Читайте также:
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее