Эту тему специалисты из Великобритании исследовали на примере чилийских школьников. Результаты работы опубликованы в научном издании Economics of Education Review.
Как проводили исследование
Авторы работы попытались выяснить, какое влияние оказывают случаи, когда учитель ведёт один и тот же предмет в одном классе — то есть для одних и тех же детей — на протяжении нескольких лет подряд. Для этого учёные использовали большой набор данных, которые предоставило Министерство образования Чили, — это:
- полная информация о зачислении в начальные (1–8-й) и средние (9–12-й) классы всех детей страны с 2002 года и далее (эти документы включают в себя данные об успеваемости и личные дела учеников);
- информация о педагогах, включая сведения об их стаже и опыте работы.
Сопоставление информации об учениках и учителях позволило установить, кто из детей, попавших в выборку, учился у одних и тех же педагогов. Работа сосредоточена вокруг учеников 7–8-х классов.
Кроме того, использовались данные об итогах тестов системы здравоохранения и образования. Этот стандартизированный тест проводится министерством образования для всех учащихся определённых классов и является основным инструментом измерения качества образования в Чили. В свой анализ учёные включили результаты тестов для восьмиклассников за 2004, 2007, 2009 и 2011 годы по четырём экзаменам: по испанскому языку, математике, общественным и естественным наукам.
А ещё исследователи провели опросы среди родителей школьников и учителей. Первый позволил получить сведения о социально-экономическом положении семей, а второй — представление о восприятии педагогами поведения в классе и будущих успехов учеников.
В окончательную выборку вошли 696 482 учащихся, 46 256 учителей, 31 837 классов и 6260 школ.
Что удалось выяснить
Оказалось, что учёба под шефством одного и того же педагога в течение нескольких лет подряд оказывает положительный эффект на учеников.
Прежде всего исследователи заметили, что это влияет на результаты стандартизированных тестов, которые сдают учащиеся. Помимо этого, обнаружилось, что дети реже пропускают уроки, если их ведёт учитель, который преподавал в классе и раньше.
А ещё, проанализировав итоги опроса педагогов, исследователи выяснили, что те более высоко оценивают поведение учеников, если преподавали у них и ранее. Проще говоря, в таких случаях менее вероятно деструктивное поведение учащихся. Это связывают с тем, что дети уже знают, какие правила учитель устанавливает в классе, и ведут себя согласно этим правилам, не нарушая дисциплину.
Более того, педагоги сообщали о более высоких ожиданиях относительно детей, с которыми работали в течение нескольких лет.
Кроме этого, авторы работы указывают, что этот положительный эффект сохраняется к моменту выпуска из школы. Это удалось выяснить при помощи сравнения результатов тестирования, которое проводят для отбора в университеты, и данных о том, в течение какого времени конкретный учитель преподавал в классе у конкретного ученика. Оказалось, что ребята, которые учились у одних и тех же педагогов, сдавали экзамены по их предметам гораздо лучше. Причём чем дольше преподаватель учил школьника, тем значительнее эффект.
Кстати, ранее была доказана польза предметного обучения со второго класса. А опираясь на данные нового исследования, можно предположить, что если бы дети со второго класса учились у одних и тех же педагогов — как это обычно и бывает в средних и старших классах российских школ, — то это могло бы принести им ещё больше пользы.
Но есть и доказательства в пользу кардинально другого подхода, когда учитель каждые несколько лет (а иногда — раз в три года, то есть довольно часто) меняет не только класс, с которым работает, но и школу. Такая система ротации педагогов распространяется пока в основном в странах Азии. Считается, что она способствует переносу удачных практик из школы в школу.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!