Исследователи из США, Норвегии и Великобритании выяснили, что количество дополнительных (по сравнению с уровнем образования родителей) лет обучения влияет на процессы биологического старения человека. Результаты исследования опубликованы в журнале JAMA Network Open.
Учёные проанализировали данные долгосрочного Фремингемского исследования сердца, начатого в США в 1948 году и охватившего три поколения. Сопоставляли две ключевые характеристики — уровень образовательной мобильности участников и скорость их старения.
Для оценки образовательной мобильности сравнивали уровни образования участника и его родителей. Такой подход выбрали, поскольку во Фремингемском исследовании участвовали семьи, и у испытуемых могли быть схожие темпы старения из-за влияния общих генов. Поэтому для анализа взяли не просто уровень образования, а показатель, отражающий различия между поколениями, — с помощью него фиксируют, на сколько больше или меньше лет участник учился по сравнению со своими родителями.
Скорость биологического старения рассчитывали с помощью алгоритма DunedinPACE для анализа изменений в ДНК. Его исследователи разработали ранее в ходе другого долгосрочного исследования здоровья и уже проверили на выборках по всему миру. Он позволяет рассчитать комплексный показатель скорости старения по данным о 19 биомаркерах, отражающих здоровье сердечно-сосудистой, иммунной, метаболической и других систем организма. Исходные геномные данные получили из анализов крови участников.
Изучив данные 3101 участника, исследователи определили, что каждые два дополнительных (по сравнению с уровнем образования родителей) года учёбы замедляли процесс старения на 2–3%. Интересно, что эффект был стабильным в разных поколениях даже при сравнении детей из одной семьи. Например, братья и сёстры с более высоким уровнем образования старели медленнее и были здоровее, чем их родственники с более низким уровнем образования.
Учёные считают, что именно снижением темпов старения во многом объясняется снижение риска смерти у более образованных людей. В среднем, как стало известно ранее из другого крупного исследования, каждый год образования снижает риск смерти во взрослом возрасте на 1,9%.
Механизмам того, как именно образование влияет на продолжительность жизни, посвящено ещё одно новое исследование. Его провели учёные из НИУ ВШЭ, Челябинского госуниверситета и Донского государственного технического университета. В результате опроса почти 300 российских пенсионеров они выявили, что более высокий уровень образования усиливает удовлетворённость жизнью на пенсии. Эффект распространяется на все измеряемые показатели удовлетворённости: субъективное благополучие, отношение к пенсионному периоду жизни, субъективную оценку здоровья и уровня дохода.
Больше всего уровень образования повлиял на повышение уровня субъективного благополучия пенсионеров. Исследователи пришли к выводу, что более образованные пожилые люди лучше заботятся о своём здоровье, а также имеют более позитивные представления о пенсионном периоде — они чаще рассматривают его как время для самореализации и развития. Кроме того, образовательная активность в предыдущие годы связана с более широким кругом общения в пенсионном возрасте, что тоже помогает чувствовать себя моложе.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!