Образование
#новости

Учёные назвали способ восстановить внимание после утомительных занятий

Тем, кто интенсивно учится, он тоже может пригодиться.

Исследователи из Университета Юты (США) проверили давнюю идею о том, что прогулки на природе полезны для ментального состояния и когнитивных функций человека. Статья об эксперименте опубликована в Scientific Reports.

В 1980-е в психологии возникла теория восстановления внимания, основной предмет которой — когнитивное утомление из-за задач, связанных с длительной концентрацией внимания. Авторы теории предположили, что эффективнее всего расслабиться и восстановиться после напряжённой умственной работы помогает пребывание на природе.

Эту гипотезу проверяли уже не раз, но эффект от пребывания на природе или в городских условиях обычно замеряли с помощью опросников, то есть со слов участников исследований. Учёные из Университета Юты опробовали более строгий подход и на протяжении всего эксперимента фиксировали активность мозга участников с помощью электроэнцефалографии. Всего в исследовании участвовали 92 человека в возрасте от 18 до 57 лет. Эксперимент проводили с каждым отдельно следующим образом:

  • Вначале участник выполнял утомительную задачу, которая истощала его способности к концентрации внимания, — обратный счёт семёрками от тысячи (то есть 1000, 993, 986, 979 и так далее). Считать требовалось вслух в течение десяти минут.
  • Далее в течение 18 минут участник выполнял за компьютером когнитивную задачу — нужно было запомнить показанный на экране символ и затем как можно быстрее найти его после смены изображения.
  • На следующем шаге участника отправляли на 40-минутную прогулку по одному из двух маршрутов. Длина обоих составляла чуть больше трёх километров, но один был проложен в городской среде, в кампусе, а второй — на природе, в университетском дендрарии. По любому из маршрутов участники гуляли одни и без телефона.
  • В завершение участник повторно выполнял задачу по поиску символов на экране и заполнял опросник о своём настроении и состоянии.

Данные собирали несколько месяцев. Ключевой для анализа стала информация с ЭЭГ-устройств. Исследователи увидели, что у обеих групп участников — у гулявших по кампусу и в дендрарии — после прогулки улучшились связанные с непроизвольным вниманием показатели работы мозга. То есть испытуемые стали бодрее, чем были сразу после утомительного обратного счёта.

Но кое в чём результаты групп различались: у гулявших на природе улучшились показатели когнитивного контроля, связанные с сознательной концентрацией внимания. Они выросли не сильно, но у тех, кто гулял по кампусу, таких изменений совсем не наблюдалось.

Авторы пришли к выводу, что улучшение непроизвольного внимания у участников произошло благодаря физической активности. Они ожидали такого эффекта. Именно затем, чтобы участники выполнили одинаковый объём упражнений, исследователи спланировали маршруты равными по длине и набору высоты. А вот эффективно восстановить произвольное внимание, то есть способность концентрироваться, по мнению учёных, помогают именно прогулки на природе.

Кстати, ранее мы рассказывали о результатах исследования американских школьников, согласно которому даже вид на деревья из окна класса может положительно влиять на поведение учащихся.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована