Образование
#новости

Учителям математики посоветовали планировать уроки вместе с педагогами по музыке

И цель совсем не в развлечении учеников.

Научные исследования уже не раз показывали, что дети, изучающие музыку, лучше справляются с математикой. Однако было неясно, какой именно тип музыкальных занятий оказывает наибольший эффект. Выяснить это решила исследовательница из Белекского университета в Анталии (Турция) Айса Акин. Её работа опубликована в журнале Educational Studies.

Что изучали в научной работе

Исследование представляет собой метаанализ более ранних публикаций по этой теме, вышедших в период с 1975 по 2022 год. Всего в выборку вошли 55 научных работ со всего мира. Участвовали в этих изысканиях 78 тысяч учащихся — от воспитанников детских садов до студентов университетов.

В своём анализе исследовательница сопоставила влияние разных видов деятельности, связанных с изучением музыки. Их было выделено три:

  • уроки, на которых дети поют или сочиняют музыку;
  • обучение игре на музыкальных инструментах;
  • занятия по математике, в которые интегрирована музыка.

В последнем пункте имеются в виду самые разные методы интеграции — от хлопков в ладоши в разных ритмах при изучении чисел и дробей до использования математики при проектировании музыкальных инструментов.

Участники всех рассмотренных исследований сдавали тесты по математике до и после наблюдений. Затем их результаты сравнивали с результатами тех, кто не занимался музыкой.

Что удалось выяснить

Оказалось, что любой формат изучения музыки может положительно влиять на успеваемость по математике. Однако их действенность неодинакова.

Наиболее эффективными оказались интегрированные уроки — 73% их участников показали гораздо более высокие результаты по математике, чем те, кто не посещал такие занятия. Среди тех, кто учился играть на музыкальных инструментах или посещал уроки пения, этот показатель ниже — 69 и 58% соответственно.

Кроме того, выяснилось, что музыка влияет на успехи в арифметике сильнее, чем на освоение других разделов математики.

Почему это так работает

Айса Акин отметила, что математика и музыка имеют много общего — например, использование симметричных символов. Оба предмета также требуют применения абстрактного и количественного мышления.

А ещё исследовательница указывает на то, что основные понятия, такие как дроби и пропорции, являются фундаментальными и для музыки. Например, ноты разной длины можно представить в виде дробей и сложить вместе, чтобы создать несколько музыкальных тактов.

Кроме того, она считает, что эффективность интегрированных уроков выше, поскольку они позволяют учащимся устанавливать связи между математикой и музыкой. А ещё они доставляют ученикам больше удовольствия и за счёт этого снижают у них математическую тревожность. Поэтому автор работы рекомендует привлекать учителей музыки к планированию уроков математики.

Что ещё влияет на успехи в математике

Учёные уже провели множество самых разных исследований, в рамках которых изучали, какие факторы могут влиять на освоение математики. Например, известно, что у детей, которые лучше читают, способности к решению математических задач тоже высокие. Кроме того, повышению уровня знаний и уверенности в своих способностях могут помогать занятия спортом.

Ещё учёные считают, что на успехи в математике влияют способность контролировать свои эмоции и развитие пространственной памяти. А доцент МФТИ Назар Агаханов заявил, что способность к этой дисциплине обусловлена генетикой. Наконец, на успеваемость по этому предмету может влиять и финансовое неравенство населения.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована