Американские исследователи доказали, что изучение материала в паре с помощью карточек для запоминания может улучшить метакогнитивную точность студентов — то, как они оценивают эффективность изучения новой информации. Исследование опубликовано в журнале Metacognition and Learning.
Студентов разделили на две группы — на тех, кто изучал новую информацию индивидуально, и на тех, кто изучал её в паре с кем-то. Участникам предоставили 40 пар слов и определений. Эти слова представляют собой термины из списка «Самые сложные слова GRE» от журнала The Economist, а определения взяли с сайта Dictionary.com. Каждую пару «слово — определение» напечатали на карточке. На одной стороне находилось слово, а на обратной стороне — это же слово с его определением.
В первом эксперименте участвовали 152 студента. После изучения карточек они заполняли анкету о том, насколько эффективно, по их мнению, шёл процесс обучения (по этим ответам впоследствии оценивали их метакогнитивную точность), а также выполняли итоговый тест по теме.
Во втором эксперименте участвовал 141 человек. Сначала студенты в течение десяти минут изучали слова на компьютере, затем в течение двух периодов по 15 минут работали с флеш-карточками. Затем они отвечали на вопросы анкеты и после отвлекающего задания через пять минут сдавали тест на знание материала. Кроме того, участники проходили отсроченный тест через 24 часа.
В третьем эксперименте участвовало уже 405 человек, которым при индивидуальной работе дали задание проговаривать вслух информацию с карточек. Процедура была аналогична второму эксперименту, но дополнительно участники должны были оценивать то, насколько они уверены в своих знаниях, после каждого произнесённого слова.
В результате серии экспериментов выяснилось, что использование карточек в парах и индивидуально приводит к сопоставимым результатам обучения. Участники из разных групп показывали схожие результаты и при немедленном тестировании, и при отсроченном (через 24 часа).
Однако у работы в парах нашлись важные преимущества. Участники, работавшие в парах, точнее оценивали свой уровень знаний сразу после завершения обучения. В то же время студенты, которые работали индивидуально, переоценивали свое обучение в среднем примерно на 20%.
Когда в третьем эксперименте студентам, занимавшимся индивидуально, предложили проговаривать информацию с карточек, разница в оценке уровня знаний исчезла. Иными словами, если в процессе обучения нет возможности заниматься в паре, будет полезно проговаривать информацию вслух. Это поможет более реалистично оценивать собственный уровень знаний.
Ранее исследователи выяснили, что самостоятельное создание онлайн-карточек студентами с сформулированными определениями для них, улучшает результаты тестов по сравнению с теми студентами, которые пользуются готовыми карточками. В среднем участники, которые их готовили сами, справлялись с тестами на 10% лучше — то есть в стандартных учебных условиях их отметка была бы на балл выше.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее