Скидки до 50% и курс по ИИ в подарок 2 дня 12 :27 :27 Выбрать курс
Образование
#новости

Учёные проверили, помогает ли запоминанию комбинация практики извлечения и зарисовок

По отдельности эти приёмы хороши, но вместе они, кажется, не дают лучшего эффекта. Впрочем, есть идея, как всё-таки объединить их с пользой.

Коллектив учёных из Германии провёл эксперимент, чтобы проверить, запомнится ли лучше учебный материал, если соединить два популярных приёма — практику извлечения (retrieval practice) и зарисовки (визуализацию) новой информации. Статья об исследовании вышла в журнале Learning and Instruction.

Что именно исследовали в ходе эксперимента и как

Основной подход, который задействовали в исследовании, — это практика зарисовок. Её можно применять при изучении разных дисциплин, в том числе естественно-научных. Суть практики в том, что учащиеся рисуют изучаемый объект или схему процессов, связанных с ним. Качество изображения вообще не имеет значения, главное — передать смысл. Это не просто интеллект-карта, которая показывает взаимосвязь теоретических понятий, — это визуализация пространственного соотношения деталей объекта, направленность и последовательность физических или биологических процессов. Чтобы нарисовать такую схему, требуется внимательно прочитать и обдумать материал, построить его ментальную модель и перенести её на бумагу. Собственно, это и должно обеспечить лучшее усвоение информации.

Предыдущие исследования показали, что рисование действительно помогает школьникам и студентам глубоко усвоить новое за счёт того, что они не просто читают текст учебника, а обдумывают все детали и переносят их на рисунок. Однако использование зарисовок не связано, как ни странно, с лучшим запоминанием изученного. Этот подход позволяет сконструировать глубокую и верную модель изучаемого объекта, но для сохранения информации в долговременной памяти он сам по себе не очень-то работает.

Поэтому немецкие исследователи и решили дополнить зарисовки практикой извлечения (или припоминания, на английском — retrieval practice), которая известна хорошими результатами как раз для запоминания. У пользы этой практики ещё больше научных доказательств, чем у практики рисования, так как она более универсальна. Её суть в том, что для повторения ранее изученного материала надо не просто перечитать или переслушать его, а постараться самостоятельно припомнить. Чтобы мотивировать учеников делать это, разработана масса специальных упражнений, и их можно использовать прямо на уроках или во время домашних повторений.

Сработает ли соединение рисования с практикой извлечения, решили проверить экспериментально. Участвовали 272 школьника 8–9-х классов. Им выдали текст об иммунном ответе на вирус гриппа из учебника по биологии (никто из участников ещё не дошёл до этой темы на своих обычных занятиях) и попросили с ним ознакомиться. Текст состоял из пяти частей. Для группы участников, которые использовали рисование с извлечением, эксперимент включал такие шаги:

  • Школьники читали текст по частям. Сразу после прочтения каждой части от них требовалось сделать зарисовку об описанном в этой части процессе. Текст при этом не был виден (то есть приходилось самостоятельно припоминать, что они только что узнали из него). В результате к концу прочтения всего текста получилось пять зарисовок.
  • После этого школьникам открывали текст, чтобы они могли перепроверить свои зарисовки и, если нужно, поправить их. Фактически на этом шаге каждый участник делал ещё пять зарисовок, исправляя первоначальные.
  • Затем текст снова закрывали и просили участников заново нарисовали пять изображений по его частям, без подсказок, по памяти.
  • Потом текст опять открывали и можно было снова перепроверить и поправить зарисовки с опорой на него. То есть в итоге у каждого участника получалось по 20 изображений.

Участники второй группы тоже читали текст по частям и сразу делали по каждой прочитанной части зарисовку, но разница в том, что эта часть оставалась для них открытой, и можно было сразу, прямо в процессе рисования уточнить то, что забыли. В итоге у них тоже получилось по 20 изображений.

Какие результаты получили авторы и как их можно объяснить

Через две и через восемь недель школьники проходили тесты на знание данной темы о вирусе гриппа, а также на способность использовать эту информацию при изучении других смежных тем из курса биологии. Авторы полагали: поскольку участники из первой группы использовали при обучении практику извлечения, они должны были лучше усвоить информацию и на тестах спустя время показать более высокие результаты.

Но эта гипотеза не подтвердилась: статистически значимой разницы в уровне знаний участников двух групп (как тех, кто делал зарисовки с закрытым текстом, так и тех, кто всегда мог обратиться к нему за подсказками) не было. Авторы предположили, что такой результат связан со сложностью практики рисования: когда участникам приходилось вспоминать без подсказок детали, которые требовалось изобразить, у них ещё не было достаточно хорошей мысленной модели изучаемого, на которую они могли бы опереться. В процессе рисования и повторения эта модель постепенно формировалась, но всё равно была недостаточно точной и подробной.

Получается, соединение этих двух по отдельности эффективных стратегий не даёт лучшего результата. Однако британский педагог и автор блога «Обучение и мозг» Эндрю Уотсон, ознакомившись с результатами эксперимента, предположил, что на практике идея авторов всё же может быть полезной. Он обратил внимание на то, что практика извлечения, которую использовали участники первой группы, не соответствовала классическому пониманию того, как её следует применять: обычно учеников просят припомнить то, что они изучали не сегодня, а вчера или некоторое время назад. А в этом эксперименте речь шла о совсем свежей информации, которую только что впервые прочитали. Проще говоря, это была не совсем правильная практика извлечения.

Эндрю предположил, что другая комбинация рисования и извлечения может оказаться полезнее. Например, если школьники изучат на уроке тему, обсудят её с учителем, повторят дома — а на следующем уроке нарисуют схему уже без подсказок. Или если они нарисуют изображения в классе с помощью учебника, дома повторят тему, а на следующем уроке должны будут дополнить свои рисунки уже без доступа к тексту и объяснить тему по ним. Иначе говоря, интуитивно кажется, что будет полезно разделить во времени первоначальное знакомство с темой и извлечение информации по ней из памяти. Но это всего лишь гипотеза: таких экспериментов пока не было.

Ранее исследователи проверили, какой способ составления интеллект-карт лучше помогает школьникам запомнить изученный материал.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее

Партнёрский материал

Любые школы и учебные центры могут зарабатывать на 30% больше. Узнайте, как

Реклама. ООО «Мой класс». ИНН: 6670530460. Erid: 2VtzqvsQMhW

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована