«У вас уже должен быть детальный план действий»
Как вузам подстраховаться и сохранить работоспособность в новой реальности.
Фото: Waltraud Grubitzsch / picture alliance / Getty Images
Александр Молчанов
Основатель компании «Е-проф: профессиональное электронное образование», куратор кластера «Высшее образование» ММСО, ранее руководил информатизацией и организацией электронного обучения в нескольких вузах. Эксперт в области цифровизации образования, развития вузов, колледжей и дополнительного профессионального образования.
С разрешения Александра публикуем его недавний пост из Facebook* с рекомендациями по работе вузов в изменившихся обстоятельствах.
Оставляю в дне прошедшем размышления о произошедшем. День прошёл. Выдыхаем и начинаем дальше думать и делать. Итак, пост #про_вузы. Что ждёт? К чему надо срочно готовиться — так срочно, как не готовились в пандемию?
1. Я бы рекомендовал просчитать перевод всей ИТ-инфраструктуры на open-source-решения или на замещённые решения.
По крайней мере, у вас уже должен быть детальный план действий, чтобы в течение пары дней восстановить работоспособность основных сервисов. Об этом мы говорили на ММСО-2021, например, на сессии «Цифровая трансформация высшего образования. Новая реальность: ожидания vs действительность» и на дискуссии «Импортозамещение в высшем образовании: границы глобализации».
2. Настоятельно рекомендую проверить всю сетевую инфраструктуру на работоспособность при отключении внешних каналов связи.
То есть насколько ваша локалка, ваши решения, ваши сервисы готовы работать в условиях ограниченного интернета, вплоть до локальной сети. Согласуйте с руководством вуза тестовый день и проведите испытания, как это делали в министерствах и ведомствах.
3. Вы должны понимать, что вы в критической зоне, если ваш вуз выполнял или выполняет НИР и НИОКР в области военных наук и решений или участвует в разработках, которые будут использованы в решениях военного назначения.
4. Проведите учения по безопасности, найдите ключи от всех убежищ, пожарных лестниц, проверьте таблички и маршруты следования.
5. Проверьте работоспособность систем энергетической безопасности и автономной работы.
6. Сделайте запасы расходных материалов и запчастей на некоторый период времени (от трёх месяцев до года). Возможно, вы не сможете так оперативно проводить ремонт, как ранее.
7. Проведите разъяснительную работу со службой безопасности, с коллективами, со студенческими активами. От всех требуется терпение, внимательность, сочувствие и человечность. Это самые важные качества, которые помогут всем в ближайшее время справиться со сложными ситуациями.
Помните, нет ничего важнее жизни человека. Задача вузов — сберечь вверенных им людей в целости и сохранности.