Образование
#Мнения

Цитата недели: академик о рейтингах школ и больших данных

Новые технологии могли бы решить проблему дутых рейтингов школ и дать объективные инструменты оценки качества образования.

Polina Vari для Skillbox Media

Алексей Семёнов

Академик РАН и РАО, экс-ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ)


Где: на международной конференции «Большие данные в образовании», организованной Московским городским педагогическим университетом (МГПУ).


В какой-то момент мы, занимаясь рейтингами школ, пришли к довольно тяжёлой ситуации: рейтинг школы определяется некоторыми абсолютными показателями. И дальше начинаются очевидные вещи: ребёнка в 11 классе, который может быть потенциальным олимпиадником или стобалльником, просто «перекупают» из одной школы в другую. Важны даже не такие, почти уже криминальные сюжеты, а то, что на самом деле школа, которая в микрорайоне не оставила двоечников или которая реально обеспечила существенный прогресс каждого троечника, заслуживает большего уровня в рейтинге, чем школа, которая получила отличника и выпустила отличника.

Эта ситуация тоже «расшивается» с использованием больших данных. Когда мы можем видеть динамику каждого обучающегося, можно увидеть, на каком уровне он вошёл в школу, как он развивался. На основании больших данных мы можем прогнозировать, что с ним должно произойти через два-три года. И если мы видим по данным, что весь класс учится лучше, чем прогноз, у нас возникают объективные основания для оценки работы и учащихся, и учителя.

Контекст

О больших данных в образовании в последнее время много говорится, однако пока все обсуждения идут на уровне идей о том, как могло бы быть. Правда, недавно представленная концепция цифровой трансформации школьного образования предусматривает, что к 2030 году все управленческие решения должны приниматься на основе анализа «Больших данных» интеллектуальными алгоритмами. Пока качество образования оценивается не на их основе, а по старым добрым критериям. Например, в рейтинге регионов по качеству школьного образования, который ведёт Рособрнадзор, решающее значение имеют итоги ВПР (всероссийские проверочные работы), ОГЭ и ЕГЭ. При этом, презентуя этот рейтинг, руководитель Рособрнадзора призывал учителей не «натаскивать» учеников на ВПР и не «подкручивать» их результаты, что уже само по себе говорит о такой возможности.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована