Цифры: взрослые россияне чаще учатся из-за страха потерь, чем ради выгод
Это печальный факт с точки зрения теории самодетерминации, которая объясняет разные типы мотивации.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Онлайн-школа английского языка Skyeng провела опрос среди 19 тысяч взрослых по всей России, выясняя, что мотивирует их учиться. Оказалось, что страх потери (работы, возможного повышения, уровня жизни) для респондентов сильнее, чем возможности получить какую-либо выгоду в результате учёбы.
То есть если комментировать это на языке психологической теории самодетерминации (поясним: она классифицирует виды мотивации на основе того, в какой мере та происходит из внутреннего мира человека, а в какой — навязана извне), то наиболее распространён тип внешней (экстернальной) мотивации, причём такой, которая строится на страхе потери, а не на стремлении получить награду. Это, конечно, печально, потому что согласно теории самодетерминации, самая благоприятная мотивация — внутренняя, а не внешняя. Это когда деятельность связана со стремлением к значимой для человека цели, с внутренними установками и ценностями человека или вообще самоценна, потому что сам процесс дарит позитивные переживания. Но похоже, что такие типы мотивации в меньшинстве.
При этом абсолютное большинство (93%) опрошенных заявило, что занимается саморазвитием. Чуть больше половины респондентов (66%) уделяет этому от 1 до 5 часов в неделю, 26% — от 5 до 10 часов, а 7,8% — более 10 часов в неделю. Высокая нагрузка на работе у 42% опрошенных оставляет им лишь немного времени на развитие, а 38% признались, что ничего не успевают.
Кстати, саморазвитием и обучением опрошенные считают не только систематическое обучение, в том числе занятия с репетитором, но и просмотр образовательных видео в интернете, на YouTube (их отметили 49% опрошенных).
Опрос, посвящённый теме обучения, провёл в августе и ВЦИОМ, сравнив результаты аналогичного опроса 2008 года. Оказалось, что за последние 15 лет доля взрослых, имеющих опыт профессиональной переподготовки после завершения основного образования, выросла, но совсем не намного — всего на 9%.
Причём этот прирост случился в основном за счёт тех, кто проходил профессиональную переподготовку уже более трёх раз. В 2008 году таких было всего 15%, а сейчас — 21%. В то же время половина опрошенных вообще ни разу не обновляла профессиональные знания. Среди молодёжи 18–24 лет доля таких значительно выше (83%), но связано это, видимо, с маленьким профессиональным опытом — у тех, кто недавно вышел на рынок труда, просто ещё не возникло потребности в обновлении знаний.
Другой опрос — проведённый «Работой.ру» среди 3500 респондентов старше 18 лет из всех регионов страны — показал, что 12% опрошенных планируют этой осенью пройти обучение по новой специальности, а 8% участников опроса настроены осенью закончить уже начатые курсы.